Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова) в расчёте 4 часа в неделю (136 ч. в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЦИВИЛЬСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Согласовано: Зам директора по УВР Утверждаю:
«____» ____________2014 г. Директор школы: /А.Я.Иванов/
Приказ № 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для общеобразовательных учреждений
6 класс, 136 часов.
Базовый уровень
Образовательная программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Примерной программой среднего (полного) общего образования, авторской рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой; материале учебника «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Быстрова, О.М.Александрова, Т.Ф. Сапронова и др.; под редакцией Е.А.Быстровой. – М.,: Дрофа, 2014 г.
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «КОНАРСКАЯ СОШ» Ильина Н.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова) в расчёте 4 часа в неделю (136 ч. в год).
В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Обучение русскому языку должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем обеспечить базу для дальнейшего изучения русского языка.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому само-совершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информациоцный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
З а д а ч и предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:
- формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
- усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
- овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
- формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Русский язык – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
При составлении рабочей программы внесены следующие изменения:
- изменено количество часов, отведённое на изучение разделов и тем.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
общеобразовательного учреждения
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в VI классе - 136 часов.
Результаты освоения курса
Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.
Предметные: овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.
В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.
Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникатинной компетенции. Реализация этой цели формирует речевую деятельность во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения.
Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции.
Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.
В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.
Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.
Содержание учебного предмета
Русский язык в нашей жизни
Речь
I. Текст, его признаки (повторение). Тема и основная мысль текста (повторение). План.
Способы связи предложений в тексте: цепная, параллельная.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Повествование. Передача временной последовательности действий, событий с помощью глаголов и обстоятельств времени. Цепная связь предложений.
* Описание явлений природы, внешности характера человека. Параллельная связь предложений в описании.
* Рассуждение как тип речи. Структура рассуждения.
* Описание с элементами рассуждения. Повествование с элементами описания и рассуждения.
Речь разговорная, книжная.
Стили книжной речи: деловой, научный, язык художественной литературы (общее понятие).
II. Умения: — принимать участие в диалоге на темы, связанные с учебой, трудом, используя различные реплики;
— строить собственное высказывание с учетом цели и адресата речи;
— делить текст на смысловые части, составлять план;
— определять средства связи предложений и частей текста; использовать изученные средства связи предложений в тексте;
— оформлять основные части высказывания;
— соединять части текста в связное целое;
— составлять описания природы, внешности человека с элементами рассуждения;
— составлять повествования с элементами описания и рассуждения;
— составлять разные виды рассуждения (развернутое, краткое);
— различать тексты разговорного и книжного стилей речи.
* Виды речевой деятельности (44 ч)
Умения: — определять значения незнакомых слов по словообразовательным элементам, по контексту, с помощью словаря;
— читать монологические и диалогические тексты; короткие художественные, учебные, научно-популярные тексты;
— читать, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, логическое ударение;
в говорении, аудировании и чтении:
— употреблять основные типы диалогических единств: запрос информации, реакция на запрос, сообщение информации и реакция на сообщение, побуждение к действию и речевая реакция на побуждение;
— составлять развернутые диалоги по предложенным темам и ситуациям;
— развертывать высказывания на основе данного или самостоятельно составленного плана;
— выделять основные части высказывания;
— использовать средства связи предложений в тексте;
— строить тексты, связывая предложения с помощью цепной и параллельной связи;
— связывать предложения в тексте с помощью местоимений, глаголов, наречий, союзов;
в письменной речи:
— передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в письменной форме;
— писать сочинение-повествование с элементами описания, рассуждения;
— составлять сложный план сочинения;
— писать сжатое изложение текста, используя составленный план.
Лексика, фразеология
1. Устаревшие слова. Новые слова. Фразеологизм как единица языка. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.
II. Умения:— находить и определять значение устаревших слов в художественных произведениях; подбирать синонимы к архаизмам;
— находить неологизмы, появившиеся в связи с развитием общества, техники, науки, искусства;
— толковать значение фразеологизмов;
— употреблять в речи фразеологические обороты, учитывая стиль речи;
— подбирать к фразеологизмам синонимы, антонимы.
Синтаксис и пунктуация
I. Словосочетание.
Лексическая и синтаксическая сочетаемость слов (повторение). Виды связи слов в словосочетании.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения (повторение).
Второстепенные члены предложения (повторение).
II. У м е н и я: — устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении, сопоставлять словосочетания с управлением, согласованием и примыканием;
— различать словосочетание и предложение;
— находить в предложении главные, второстепенные члены предложения.
I. Предложение с однородными членами. Интонация и знаки препинания.
II. Умения: — согласовывать глагол-сказуемое с однородными членами предложения;
— интонационно правильно употреблять в устной речи предложения с однородными членами, ставить знаки препинания на письме.
I. Простые и сложные предложения. Связь простых предложений в сложном. Сложное предложение с союзами. Запятая в сложном предложении перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что и союзными словами что, который.
II. Умения: — различать простое предложение с однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с союзом и;
— ставить знаки препинания в сложном предложении.
I. Предложения с прямой речью. Их интонация. Знаки препинания.
II. Умения: - правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей перед словами автора и после них;
— ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Состав слова. Словообразование. Орфография
I. Состав слова (повторение). Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке. Сложные слова, соединительные гласные о, е. Сложносокращенные слова. Правописание сложных слов.
II. Умения: — определять морфемный состав слов;
— определять значения морфем; определять способ образования слов;
— определять значения слов по словообразовательным элементам;
— распознавать сложные слова и определять способ их образования;
— правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах;
— определять и объяснять способы образования сложносокращенных слов;
— правильно писать и произносить сложносокращенные слова. =
I. Правописание корней. Правописание безударных гласных в корнях слова (повторение). Чередование о/а, е/и в корне слова. Правописание корней этих слов. Правописание приставок. Правописание гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) (без-/бес-, из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-).
II. Умения: — правильно писать в корне безударные гласные, проверяемые и непроверяемые;
— выделять корни с чередованием гласных о/а, е/и, правильно писать и произносить слова с этими чередующимися гласными;
— правильно писать и произносить слова с приставками, оканчивающимися на з (с);
— определять значения слов с приставками пре- и при-.
— правильно писать гласные в приставках пре- и при-.
Морфология
Имя существительное и его употребление в речи
I. Значение и основные грамматические признаки существительного (повторение).
Способы образования имен существительных. Образование существительных, обозначающих названия людей по профессии, роду занятий, названия отвлеченных предметов. Произношение и правописание суффиксов. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных суффиксов.
II. Умения: — образовывать имена существительные с помощью названных суффиксов;
— употреблять с учетом сферы и стиля существительные, образованные суффиксальным способом.
1. Склонение существительных (повторение).
Разносклоняемые имена существительные.
Неизменяемые существительные.
Правописание не с именами существительными.
II. Умения: — образовывать нужные падежную, предложнопадежную формы и употреблять их в речи;
— правильно употреблять в речи несклоняемые существительные;
— различать имена существительные с приставкой не и отрицательной частицей не.
Имя прилагательное и его употребление в речи
I. Значение и грамматические признаки прилагательного (повторение).
Согласование имени прилагательного с именем существительным (повторение).
II. Умения: — определять по значению и грамматическим признакам имя прилагательное как часть речи;
— согласовывать в тексте прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
I. Качественные и относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Их значение, морфологические признаки.
II. Умения: — различать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные, притяжательные прилагательные.
I. Полные и краткие имена прилагательные. Краткие имена прилагательные. Их морфологические признаки и синтаксические функции. Образование кратких прилагательных. Изменение по родам и числам. Произношение кратких прилагательных при изменении их по родам и числам.
II. Умения:
— правильно образовывать краткие формы имен прилагательных;
I. Склонение полных прилагательных с твердой и мягкой основой. Правописание окончаний имен прилагательных.
II. Умения: — правильно произносить и писать падежные: окончания прилагательных единственного и множественного числа.
I. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень. Ее значение образование. Образование сравнительной степени, с помощью слов более, менее.
Превосходная степень. Ее значение и образование. Изменение по родам, числам, падежам прилагательных превосходной степени. Их произношение.
II. Умения: — образовывать степени сравнения прилагательных, использовать их с учетом стиля речи.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Значение грамматические признаки. Числительные количественные, порядковые.
II. Умения: — разграничивать числительные и другие част:
речи со значением числа;
— разграничивать количественные и порядковые числительные по значению и вопросам (с к о л ь к о ? к о т о р ы й?).
I. Количественные числительные, их значение. Разряды количественных числительных Простые, производные и составные количественные числительные. Связь количественных числительных
II. Умения: — различать количественные числительные по
— правильно произносить и писать количественные числительные;
— употреблять в речи числительные в разных падежных формах;
— использовать собирательные числительные в сочетании с существительными, употребляющимися во множественном числе, с существительными мужского и общего рода, с существительными дети, ребята, с личными местоимениями;
— согласовывать в роде числительное один с существительными;
— употреблять числительные оба, обе в сочетании с существительными разных родов.
I. Порядковые числительные. Образование, склонение, правописание. Согласование порядковых числительных с именами существительными в роде, числе, падеже.
II. Умения: — ставить вопросы к порядковым числительным (который? которая? которое? которые?);
— образовывать порядковые числительные от простых, производных и составных количественных числительных;
— согласовывать порядковые числительные с существительными.
I. Морфологический разбор имени числительного
II.Умения: — производить устный и письменный разбор имени числительного.
— употреблять краткие прилагательные в роли сказуемого;
— правильно произносить краткие прилагательные при изменении по родам и числам, прилагательные сравнительной, превосходной степени.
тельных: управление (две книги) и согласование (двух книг). Правописание количественных числительных. Удвоенные согласные в числительных (одиннадцать). Склонение количественных числительных.
Местоимение и его употребление в речи
I. Значение и грамматические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений.
Личные местоимения, их склонение. Употребление личных местоимений в именительном и косвенных падежах. Личное местоимение как средство связи предложений.
II. Умения: — распознавать местоимения, различать их по значению;
употреблять личные местоимения в именительном и косвенных падежах;
— употреблять в речи личные местоимения в личных, безличных предложениях, диалоге, пересказе с заменой прямой речи косвенной, а также как средство связи предложений.
I. Возвратное местоимение себя. Отличие его отличных местоимений.
II. Умения: — употреблять падежные формы возвратного местоимения.
I. Притяжательные местоимения. Значение, склонение. Употребление личных местоимений З-го лица его, ее, их в роли притяжательных.
II. Умения: — согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе и падеже;
— употреблять формы родительного падежа личного местоимения З-го лица для обозначения принадлежности.
I. Указательные местоимения. Значение, склонение, употребление.
II. Умения:
— употреблять в речи, правильно произносить и писать падежные формы указательных местоимений.
I. Определительные местоимения, их склонение. Особенности значения.
II. Умения: — правильно писать и произносить падежные формы определительных местоимений;
— употреблять их в речи в соответствии со значением.
I. Вопросительные и относительные местоимения. Их значение, склонение, употребление в речи. Разграничение относительных местоимений и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений.
II. Умения: — разграничивать вопросительные и относительные местоимения, сходные по звучанию и написанию;
— употреблять их в различных падежных формах в устной и письменной речи.
I. Отрицательные местоимения. Их значение, склонение.
II. Умения:
— употреблять отрицательные местоимения в различных падежных формах;
— правильно употреблять и писать отрицательные местоимения с предлогами;
различать отрицательные местоимения с при- ставками ни- и не- (никого — некого, ничего — нечего).
I. Морфологический разбор местоимений.
II. Умения: — производить устный и письменный разбор местоимений.
I. Местоимение как средство устранения тавтологии и связи предложений в тексте.
II. Умения: — употреблять местоимения в роли главных и второстепенных членов предложений;
— использовать местоимения как средство связи предложений в тексте.
Глагол и его употребление в речи
I. Значение и морфологические признаки глагола. Грамматические категории: вид, время, лицо, наклонение. Употребление глагола в роли сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим (повторение).
Лексико-семантические группы глаголов: глаголы речи, мысли, зрительного и слухового восприятия, чувства, Ощущения, состояния (повторение).
II. Умения: — распознавать глаголы, определять их морфологические признаки;
— употреблять глаголы с учетом их смыслового значения.
I. Виды глагола. Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Формальные признаки глагольного вида (повторение). Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок. Образование видов глагола с помощью суффиксов. Употребление видов глагола в неопределенной форме. Сочетаемость глаголов совершенного и несовершенного вида (повторение). Вид и время глагола.
II. Умения: — употреблять в речи конструкции для выражения начала или конца действия;
— различать глаголы совершенного и несовершенного вида и правильно употреблять их в речи.
I. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Чередование согласных при спряжении глагола. Правописание личных окончаний глагола (повторение). Разноспрягаемые глаголы.
II. Умения: — определять спряжение глагола;
— правильно произносить и писать личные окончания глаголов 1 и II спряжения;
— правильно образовывать личные формы разноспрягаемых глаголов.
I. Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж существительных без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при непереходных глаголах. Возвратные глаголы.
II. Умения:
— различать переходные и непереходные глаголы;
— сочетать переходные глаголы с существительными в винительном падеже.
I. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом.
II. Умения: — понимать семантику безличных глаголов;
— употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями и стилями речи;
— использовать безличные глаголs при трансформации личных предложений в безличные.
I. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение, значение, образование, употребление, правописание. Интонация повеления. Условное наклонение, значение, образование, употребление, правописание.
Многозначность и синонимия форм наклонений.
II. Умения: — определять глаголы изъявительного наклонения и правильно употреблять их в речи;
— определять глаголы условного наклонения, правильно образовывать и употреблять их речи;
— интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения;
— правильно образовывать, писать, употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола.
Повторение
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
— с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Контрольные работы (диктанты, тестирование) | Развитие речи | ||||
I. | Русский язык в нашей жизни | 1 | - | - | 1 | |
II. | Речь | 11 | - | 2 | 3 | |
III. | Лексика. Фразеология | 7 | 4 | 1 | 2 | |
IV. | Синтаксис и пунктуация | 19 | 12 | 1 | 6 | |
V. | Состав слова. Словообразование. Орфография | 13 | 9 | 1 | 3 | |
VI. | Морфология | 80 | 55 | 5 | 21 | |
Имя существительное и его употребление в речи | 12 | 7 | 1 | 4 | ||
Имя прилагательное и его употребление в речи | 14 | 9 | 1 | 4 | ||
Имя числительное | 13 | 10 | 1 | 2 | ||
Местоимение и его употребление в речи | 14 | 10 | 1 | 3 | ||
Глагол и его употребление в речи | 27 | 19 | 1 | 8 | ||
VII. | Повторение. | 4 | - | - | 2 | |
Итоговый урок. | 1 | - | - | - | ||
| Итого | 136 | 80 | 10 | 38 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Тип урока | Материалы и оборудование | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся | Вид и объект текущего контроля |
1 четверть | |||||
1 | Русский язык в нашей жизни. Р.р. Устное сочинение «Зачем нужно изучать русский язык?» | Вводный, урок развития речи | Высказывания писателей о русском языке | Знать и понимать, что русский язык – средство межнационального общения; уметь составлять устное высказывание типа рассуждение на заданную тему | Выразительное чтение, беседа, работа с учебником |
2 | Р.р. Речь. Текст. Тема и основная мысль текста (повторение). | Урок развития речи | Знать признаки текста. Уметь доказать, что представленный набор предложений – текст; определять тему текста, основную мысль, уметь составлять собственный текст на заданную тему. | Вопросы, работа с текстом в учебнике | |
3 | План текста. | Урок развития речи | Уметь делить текст на смысловые части, составлять план | Вопросы, пересказ по плану | |
4 | Способы связи предложений в тексте. | Урок развития речи | Таблица «Способы связи предложений в тексте» | Уметь определять способ связи во фрагментах текста, сохранять стилевые и речевые особенности текста при пересказе, составлять небольшой текст с последовательной связью. | Вопросы, самостоятельная работа по составлению схем, написание сочинения-описания |
5 | Типы речи. | Урок развития речи | Таблица «Типы речи» | Знать определения типов речи. Уметь различать типы речи, составлять тексты из указанных предложений | Составление рассказа |
6 | Разговорная речь. | Урок развития речи | Иллюстрации к басне А.Крылова «Слон и Моська» | Уметь составлять развёрнутые диалоги по предложенным темам и ситуациям | Вопросы, составление диалогов |
7 | Книжная речь. | Урок развития речи | Таблица «Стили книжной речи» | Знать и различать стили книжной речи | Составление текста, пересказ |
8 | Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка. | Урок развития речи | Тексты художественных произведений | Знать определения эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения | Тест «Изобразительно-выразительные средства языка» |
9-10 | Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр. 36(1-3) | Урок развития речи | Репродукция «Золотая осень» И.И.Левитан | Уметь строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения | Устное сочинение, работа с текстом |
11 | Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками | Контрольный диктант с грамм. зад. | |
12 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение орфографии. | Урок работы над ошибками | Индивидуальные карточки | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь сравнивать и анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ними | Работа над ошибками, работа по индивидуальным карточкам |
13 | Лексика и фразеология. Какие слова мы называем устаревшими | Урок усвоения новых знаний | Иллюстрированный толковый словарь В.Даля | Знать основные лексические понятия. Уметь пользоваться словарём, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимать их назначение и роль в тексте. | Работа со словарём, работа с текстом, поисковая работа |
14 | Новые слова в русском языке. Неологизмы. | Урок усвоения новых знаний | Использование презентации Словари | Знать понятие неологизмы, пути пополнения словарного запаса русского языка. Уметь находить неологизмы в текстах упражнений, объяснять лексическое значение слов | Работа со словарём |
15 | Что такое фразеологизмы | Урок усвоения новых знаний | Презентация. Словарь фразеологизмов русского языка | Знать, что такое фразеологизмы, понимать значение, их роль обогащения речи.Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами. | Работа со словарём |
16 | Фразеологизмы в нашей речи | Урок усвоения новых знаний | Словарь фразеологизмов русского языка | Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами. | Работа со словарём, выполнение заданий |
17-18 | Р.р. Подробное изложение «Собиратель русских слов» | Урок развития речи | Портрет В.Даля | Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста. | Подробное изложение |
19 | Тест по теме «Лексика и фразеология» | Урок контроля | Тесты | Уметь использовать полученные знания по теме, владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля. | Тест |
20 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (повторение) | Урок повторение | Таблица «Словосочетание» | Знать определения словосочетания, строение. Уметь различать словосочетание и предложение, вычленять из предложения словосочетания, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении. | Разбор словосочетания |
21 | Виды связи слов в словосочетании. Согласование. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Словосочетание» | Знать виды связи слов в словосочетании; строение. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид связи по главному слову, самостоятельно строить словосочетания. | Работа с текстом |
22 | Управление. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Словосочетание» | Знать вид подчинительной связи управление. Уметь определять способ подчинительной связи; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи. | Проблемные задания |
23 | Примыкание | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Словосочетание» | Знать вид подчинительной связи примыкание. Уметь определять способ подчинительной связи; грамотно употреблять словосочетания в речи. | Самостоятельная работа |
24 | Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом сказки «Хитрая Ворона и одноухий разбойник» (упр.70, стр. 39) | Урок развития речи | - | Уметь составлять план текста, составлять краткий пересказ текста | Работа с текстом, разбор слов по составу, краткий пересказ текста |
25 | Грамматическая основа предложения | Урок повторение | Таблица «Предложение» | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражение мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | Работа с текстом |
26 | Главные и второстепенные члены предложения | Урок повторение | Таблица «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения» | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы. | Выборочный диктант |
27-28 | Р.Р. Работа с текстом (упр. 71). Составление плана, пересказ. Краткое изложение | Урок развития речи | - | Осмысленно читать, понимать и пересказывать художественный текст, разбивать текст на смысловые части, составлять сложный план, подробно пересказывать содержание прочитанного текста, сохранять в тексте изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности, соблюдать последовательность и связность изложения, передавать содержание. | Составление плана, пересказ |
29 | Предложения с однородными членами | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Однородные члены предложения» Презентация | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь находить одн.чл. в предложении; правильно соблюдать перечислительную интонации при чтении. | Синтаксический разбор предложений, схема предложения с о.ч. |
30 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок усвоения новых знаний | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; что такое обобщающее слово, роль в речи. Уметь находить одн.члены, правильно расставлять знаки препинания, уметь составлять схемы предложений с однородными членами. | Тест | |
31-32 | Р.р. Работа с текстом (упр.88, стр.49).План текста. Р.р. Подробное изложение по тексту (упр. 88, стр.49) | Урок развития речи | - | Уметь определять тип речи текста, находить в тексте предложения с однородными членами, составлять схемы предложений с одн.чл. Уметь разбивать текст на смысловые части. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. | Составление схем предложений с о.ч. Составление плана. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетании. Написание подробного изложения. |
33 | Порядок слов в предложении | Урок усвоения новых знаний | Индивид.карт. | Знать особенности предложений с прямым и обратным порядком слов. Уметь находить в тексте предложения с обратным и прямым порядком слов | Вопросы. Пересказ. |
34 | Простые и сложные предложения | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Простое предложение», «Сложное предложение» | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы; составлять предложения по указанным схемам. | Выборочный диктант |
35 | Предложения с прямой речью | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать определение понятий «прямая речь», «слова автора». Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, их схемы. | Диктант |
36 | Административный контрольный диктант за 1 четв. | Урок контроля | - | Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация» | Контрольный диктант |
2 четверть | |||||
37 | Анализ административного контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Тесты, индивид.карточки | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Тест, индивид.задания |
38 | Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстами на экологическую тему. Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи | Тексты на экологическую тему | Уметь собирать материал к сочинению по заданной теме; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать текст | Составление рассказа |
39 | Состав слов. Словообразование. Орфография. Состав слова (повторение) | Урок повторения | Презентация | Знать понятие морфема, виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Уметь производить разбор слова по составу | Опрос. Выборочный диктант |
40 | Как образуются слова в русском языке | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Способы образования слов» | Знать основные способы образования слов; лексическое значение приставок, суффиксов. Уметь определять способ образования слова; производить словообразовательный разбор | Словарный диктант |
41 | Сложные слова | Урок усвоения новых знаний | /-/ | Знать основные способы образования слов. Уметь распознавать сложные слова и определять способ их образования, образовывать сложные слова разными способами, писать сложные слова слитно или через дефис, правильно писать слова с корнем -пол | Тест «Проверь себя» |
42 | Р.р. Составление рассказа «Памятный день» (упр. 122) | Урок развития речи | - | Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ). Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданной темой | Составление рассказа |
43 | Правописание безударных гласных в корне | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание гласных в корне слова» http://shopedu.ru | Знать способы проеврки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами | Словарный диктант |
44 | Правописание корней с чередованием о//а, е//и | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание гласных в корне слова» | Знать перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами | Индивид.карточки |
45 | Правописание корней с чередованием о//а, е//и | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание гласных в корне слова» | Знать перечень корней с чередованием гласных.Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами | Тест |
46 | Правописание приставок | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание приставок» | Знать о роли приставок; написание неизменяемых приставок. Уметь правильно выделять приставки в словах и находить в них орфограммы, запомнить правописание некоторых приставок. | Выборочный диктант |
47 | Правописание приставок Творческий диктант. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание приставок» | Знать условия выбора буквы в приставках на з-с. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме. | Тест |
48-49 | Р.р.Работа с текстом. Составление плана. Пересказ (упр. 140). | Урок развития речи | - | Продолжить формировать умение работы с текстом, выделение ярких деталей при описании и составление собственного текста по образцу | Составление плана. Пересказ. |
Р.р. Сочинение о смелом поступке. | Урок развития речи | - | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. | Сочинение . | |
50-51 | Проверочный диктант по теме «Словообразование» | Урок контроля | - | Знать и уметь применять орфографические правила. | Проверочный диктант |
Анализ диктанта . Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками | - | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками. Тест. | |
52 | Морфология. Имя существительное как часть речи (повторение) | Урок-повторение | Презентация | Уметь определять часть речи, морфологические признаки. Знать синтаксическую роль | Устный опрос |
53 | Как образуются имена существительные | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова, пользоваться словообразовательными словарями. | Словарный диктант |
54 | Склонение имён существительных (повторение) | Урок повторения | Таблица | Знать способы определения склонения сущ.Уметь определять тип склонения сущ.; определять падеж сущ. с помощью падежных вопросов, правильно писать падежные окончания. | Выборочный диктант |
55 | Разносклоняемые имена существительные | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать основные морфологические признаки имени существительного. Уметь склонять существительные на –мя; употреблять несклоняемые существительные. | Составление устного развёрнутого ответа |
56-57 | Р.р. Анализ текста (упр. 176). Рассуждение. | Урок развития речи | Знать особенности текста рассуждения, воспринимать исходный текст на слух, выделять главную информацию, уметь высказать свою мысль устно и письменно. | Работа с текстом | |
58 | Неизменяемые имена существительные | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать, что большинство неизменяемых существительных – заимствованные слова. Уметь правильно употреблять неизменяемые имена существительные в косвенных падежах. | Творческая работа |
59 | Правописание не с именами существительными | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Уметь разграничивать Не – приставку и НЕ – часть корня, правильно писать НЕ с существительными, использовать в речи существительные-синонимы с не и без не | Словарный диктант |
60 | Морфологический разбор имени существительного Упражнения для закрепления по теме «Имя существительное». Тест | Урок-закрепление | Схема морфологического разбора имени существительного | Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного | Тест Устный опрос |
61 | Р.р. Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | Урок развития речи | Презентация | Знать особенности пейзажа как жанра живописи (значение композиции и цвета в пейзаже); уметь составлять текст сочинения по изображённому на картине, владеть устной и письменной речью. | Сочинение |
63 | Административный контрольный диктант за 2 четверть | Урок контроля знаний | Знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила на письме. | Контрольный диктант | |
64 | Анализ диктанта. Имя прилагательное как часть речи (повторение) | Работа над ошибками Урок повторения | Картинки с предметами | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Знать морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательных. Уметь находить прилагательное в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных. | Устный опрос Составление описания |
3 четверть | |||||
65-66 | Разряды имён прилагательных по значению | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать разряды мён прилагательных, их значение. Уметь отделять разряды имён прилагательных; подчёркивать их как члены предложения. | Устный тест Чтение по ролям |
67 | Правописание окончаний имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Примеры стихов о природе | Знать правописание окончаний прилагательных. Уметь находить существительное, к которому относится прилаг., различать прилагательные в единственном и множественном числе. Правильно писать окончания прилагательных. | Творческая работа Выразительное чтение стихов |
68 | Степени сравнения имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать о степенях сравнения имён прилагательных. Уметь актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных | Составление предложений |
69 | Сравнительная степень имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать формы сравнительной степени мён прилагательных. Уметь определять степени сравнения имён прилагательных по суффиксам | Составление устного доклада о прилагательном Конструирование предложений |
70 | Р.р. Рассказ о климате родного края. | Урок развития речи | Уметь составлять короткий рассказ по опорным словам | Составление рассказа | |
71 | Превосходная степень имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать способы образования превосходной степени имён прилагательных. Уметь образовывать формы превосходной степени имён прилагательных при помощи суффиксов | Заполнение таблицы Корректирующая работа |
72-73 | Краткие и полные имена прилагательные | Урок усвоения новых знаний | Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Уметь различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. | Словарный диктант | |
74 | Морфологический разбор имени прилагательного. Р.р. Работа с текстом (описание). | Урок-закрепление Урок развития речи | Схема морфологического разбора имени прилагательного | Знать и уметь производить морфологический разбор имени прилагательного. уметь | Запись по диктовку Анализ текста описания |
75-76 | Р.р. Сочинение-описание «Русская зима» (упр.233) | Урок развития речи | Презентация | Знать структуру сочинения-описания. Уметь самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст | Написание сочинения |
77 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Проверочный диктант | |
78 | Анализ проверочного диктанта. Что такое имя числительное | Работа над ошибками Урок усвоения новых знаний | Презентация | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении.Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи. | Чтение текста и отдельных предложений с числительными |
79 | Разряды числительных по значению | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать разряды числительных Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы. | Диктант |
80 | Имена числительные по составу Словарный диктант. | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать признаки простых, сложных и составных числительных. Уметь различать простые, сложные и составные числительные; составлять словосочетания и предложения; определять падежи числительных. | Словарный диктант |
81 | Количественные имена числительные | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды количественных числительных. Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы. | Творческая работа | |
82 | Склонение количественных имён числительных один, два, три, четыре | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного | Работа по таблице | |
83 | Склонение количественных имён числительных сорок, девяносто, сто; пять - двадцать, тридцать и пятьдесят - восемьдесят | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного | Составление предложений | |
84 | Склонение количественных имён числительных двести, триста, четыреста и все числительные на -сот | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного | Самостоятельная работа | |
85 | Склонение дробных и собирательных имён числительных | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности склонения количественных имён числительных Уметь определять падеж имени числительного | Словарный диктант | |
86 | Порядковые имена числительные | Урок усвоения новых знаний | Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные , в состав которых входит числительное. Уметь разграничивать разряды числительных, использовать их в речи | ||
87 | Морфологический разбор имени числительного | Урок-закрепление | Схема морфологического разбора числительного | Знать и уметь производить морфологический разбор числительного | Устный опрос Морфологический разбор Тест |
88-89 | Р.р. Сочинение-описание «Наш класс»(стр. 146) | Урок развития речи | Знать стилевые черты текста описание. Уметь создавать описание на основе увиденного; составлять план; высказывать свои мысли в письменной форме. | Написание сочинения-описания | |
90 | Контрольный словарный диктант | Урок контроля знаний | Контроль ЗУН по теме «Числительное» | ||
91 | Что такое местоимение | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте. Уметь находить местоимения в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи. | Устный опрос |
92 | Личные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений | Работа с текстом Устный опрос |
93 | Возвратное местоимение себя | Урок усвоения новых знаний | Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимении себя Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять в составе фразеологизмов. | Письменная работа | |
94 | Притяжательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Знать притяжательные местоимения, их склонение. Уметь различать личные местоимения от притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для нац.школ | Устный опрос Выборочный диктант | |
95-96 | Р.р. Краткое изложение (упр.297) | Урок развития речи | Знать структуру краткого изложения повествовательного текста, составление плана. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. | Составление плана текста Пересказ по плану | |
97 | Указательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи; о написании союза зато и местоимения с предлогом за то. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте. | Письменная работа |
98 | Определительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, их морфологических признаках; синтаксической роли. Уметь находить в тексте определительные местоимения; различать определительные местоимения и составной превосходной степени прилагательного. | Самостоятельная работа Устный опрос | |
99 | Вопросительные и относительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Знать вопросительные местоимения, их значение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями. | Устный опрос Письменная работа | |
100 | Неопределённые местоимения | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать об отличительных признаках неопределённых местоимений, образовании, написании. Уметь находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль; написание не | Устный опрос Выполнение упражнений |
101 | Отрицательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения. Уметь распознавать приставки не- и ни- ; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. | Выполнение упражнений Работа с текстом | |
102 | Морфологический разбор местоимения. Тест | Урок-закрепление | Схема морфологического разбора местоимения | Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения | Тест |
103 | Р.р. Работа с текстом (упр.321) | Урок развития речи | Знать и уметь определять тему, основную мысль текста; уметь составлять план и пересказывать по плану с изменением лица. | Анализ текста | |
104 | Административный контрольный диктант за 3 четверть по теме «Местоимение» | Урок контроля знаний | Проверка ЗУН по теме «Местоимение» | Контрольный диктант | |
4 четверть | |||||
105 | Анализ контрольного диктанта. Что обозначают глаголы (повторение) | Работа над ошибками Урок - повторение | Презентация | Уметь классифицировать ошибки и производить работу над ними. Знать основные признаки глагола, отличать глаголы от других слов со значением действия. Уметь определять известные морфологические признаки глаголов | Выполнение упражнений Устный опрос |
106 | Как узнать вид глагола | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола. Уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи. | Устный опрос Выполнение упражнений Работа по таблице |
107 | Глаголы совершенного вида с приставками | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать отличие глаголов совершенного вида. Уметь образовывать глаголы совершенного. Составлять с ними предложения. | Выполнение упражнений Выборочный диктант |
108 | Как определить вид глагола по суффиксам | Урок усвоения новых знаний | Знать виды глаголов. Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. | Работа с текстом Устный опрос | |
109 | Употребление видов глагола в неопределённой форме | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать правила употребления видов глагола в неопределённой форме. Уметь использовать глаголы несовершенного вида в речи | Словарный диктант |
110 | Вид и время глаголов | Урок усвоения новых знаний | Знать о взаимосвязи вида и времени глаголов Уметь изменять глаголы по времена и правильно употреблять их в речи | Работа с таблицей, Выполнение упражнений | |
111-112 | Р.р.Подготовка и написание краткого изложения с элементами сочинения(упр.347). Работа с текстом. | Урок развития речи | Знать особенности написания краткого изложения, воспринимать исходный текст на слух, вычленять структурные части исходного текста. Уметь сжимать информацию и оформлять её в письменной форме, придумывать концовку текста. | Работа с текстом Пересказ | |
113-114 | Спряжение глаголов. Тест. | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола; знать таблицу глаголов второго спряжения. | Выполнение упражнений Тест |
115 | Переходные и непереходные глаголы | Урок усвоения новых знаний | Знать определения переходных и непереходных глаголов. Уметь определять принадлежность глаголов к переходным/ непереходным | Устный опрос Выполнение упражнений | |
116 | Возвратные глаголы | Урок усвоения новых знаний | Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи, | Творческий диктант | |
117 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать основные правила орфографии Уметь различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола | Устный опрос Словарный диктант |
118-119 | Р.р.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Пейзаж с лыжниками» или «Зимнее солнце» | Урок развития речи | Знать структуру сочинения описания по картине. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану | Сочинение по картине | |
120 | Безличные глаголы | Урок усвоения новых знаний | Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь определять безличные глаголы в речи | Выполнение упражнений Опрос | |
121 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения. Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения; употреблять времена, соответствующие речевой ситуации. | Работа с текстом |
122-123 | Р.р. Подготовка и написание сжатого изложения «Солнце с белыми лучами» | Урок развития речи | Знать особенности сжатого изложения. Уметь определять тему, основную мысль текст; грамотно использовать диалог в изложении. Уметь писать сжатое изложение; грамотно использовать диалог в изложении. | Составление плана Пересказ | |
124 | Условное наклонение | Урок усвоения новых знаний | Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают. Уметь находить глаголы условного наклонения. | Устный опрос Словарный диктант | |
125 | Повелительное наклонение | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать о понятии повелительного наклонения; значение, образование, изменение, употребление форм глаголов; предложения побудительные. Уметь писать глаголы в повелительном наклонении. | Работа с текстом |
126 | Правописание глаголов повелительного наклонения. | Урок усвоения новых знаний | Знать о понятии повелительного наклонения Уметь грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения» | Словарный диктант | |
127 | Морфологический разбор глагола. Тест. | Урок-обобщение | Схема морфологического разбора глагола. | Знать порядок морфологического анализа глагола. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфологический разбор глагола. | Устный опрос Тест |
128-129 | Р.р. Работа с текстом (упр.411). Сочинение на тему «Как я вчера боролся с ленью» или «Как нужно бороться с ленью». | Урок развития речи | Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора | Сочинение | |
130 | Упражнения для закрепления по теме «Глагол». | Урок -закрепление | Тесты | Знать основной блок орфограмм глаголов. Уметь правильно использовать полученные знания | Устный опрос, тест |
131 | Итоговый контрольный диктант. | Урок контроля знаний | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Приложение
Текст изложения
Солнце с белыми лучами
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
- Мама, мы нашли странный цветок!
- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,
- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?
- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
- Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
(По Ю. Яковлеву. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...