урок по русскому языку в 5 классе "Эта удивительная страна слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eta_udivitelnaya_strana_slov.docx | 39.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эта удивительная страна слов».
Урок русского языка.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Лексика».
Цели:
Образовательные:
формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
совершенствовать умение работы со словарями разных типов.
Развивающие:
развивать творческое мышление, активность учащихся;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
Объявление темы и задач урока.
Учитель: Здравствуйте. Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие по стране «Лексика». Но чтобы начать путешествие, надо повторить все слова-термины, которые мы изучали в разделе «Лексика».
Приготовьте маршрутные листы.
Сейчас мы проверим вашу быстроту и знания. Кто правильно напишет все термины, тот получит орден «Лучший теоретик».
- Все слова языка. (Лексика)
- Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
- Слова, имеющие одно значение. (Однозначные)
- Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
- Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны)
- Слова, близкие по значению. (Синонимы)
- Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
- Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)
Первая наша остановка – станция «Словарная», но попасть мы туда пока не сможем. Начальник станции приготовил для нас испытания. Справимся ли мы? Тогда начинаем.
На столах у вас словари антонимов, синонимов, толковые словари. Пользуясь словарями, приведите примеры:
I группа – многозначных слов,
II группа – синонимов,
III группа – антонимов.
Проверяем задание.
-Молодцы, ребята! Теперь мы можем двигаться дальше.
Следующая станция «Многозначительная». А здесь нас ждет новое задание. Все жители станции не хотят принимать в свою семью слово «земля». Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.
- Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)
- Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
- Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
- Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
- Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
Следующая станция «Синонимическая». А здесь нас ждет новое задание. Все жители станции живут семьями в отдельных домиках. Но накануне был сильный ветер и все перепутал. Жители просят нас помочь найти свои семьи.
Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.
- Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.
- Холод, храбрый, мороз.
- Стужа, великан, титан.
- Трепетать, опасаться, робеть, смелый.
- И с этим заданием вы справились. Мы продолжаем свое путешествие.
Страна «Лексика» нас продолжает удивлять. Послушаете стихотворение, которое так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о каких словах идет в нем речь, то узнаете, на какой станции мы оказались.
Страшные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре? (автор К. Корд)
- Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова?
- Так на какой станции мы оказались? Верно, ребята, это станция «Омонимическая». Здесь живут двойники. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки:
- Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
- В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
- В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн)
- Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ)
- На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)
- Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще станция «Антонимическая».
А ее жители предложили нам сыграть в игру.
Игра «Лексическое лото»
Правила: класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки со словами. Каждое слово пронумеровано. Учитель читает слова-антонимы (каждое слово – на отдельной карточке) и отдает группе, у которой на карточке имеется антоним к нему.
Слова-антонимы:
1. Удача. 2. Талантливый. 3.Чёрный. 4. Слава. 5. Дальний. 6. Меньше. 7. Прошлое. 8. Вниз. 9. Утром. 10.Внутренний. 11. Мир. 12. Назад. 13. Дружба. 14. Разлука. 15. Мудрец. 16. Сладкий. 17. Нежность. 18.Чистота. 19.Нет. 20.Дорого. | 21.Мягкий. 22. Нездоровый. 23. Ложь. 24.Урод. 25. Хуже. 26. Много. 27. Правда. 28.Оправдывать. 29.Соглашаться. 30. Последний. 31. Хороший. 32. Спуск. 33. Ложь. 34. Сторонник. 35. Грусть. 36.Тьма. 37. Слабый. 38. Шум. 39.Глупый. 40. Плохой. |
- Вот и закончилось наше путешествие. Что мы сегодня с вами повторяли на уроке?
Домашнее задание.
Выпишите из словарей фразеологизмы со словом голова. Кто найдет больше всех фразеологизмов, получит маленький приз на следующем занятии.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и предложения"
Данная презентация рассчитана на два урока и поможет учащимся понять данную тему....
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС ФГОС ПО УЧЕБНИКУ С.И.ЛЬВОВОЙ...
Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"
Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...
Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе
Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...
Конспект урока по русскому языку «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Конспект урока по русскому языку. Автор УМК С.И.Львовой...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.
Развитие речи учащихся для седьмого класса по предмету Русский язык....