Деловая игра по русскому языку в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Агыы Урана Эдер-ооловна

- расширить знания учащихся о словарях русского языка;

 - обучение коллективной творческой работе;

 - о значении словарей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_institut_leksikografii.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра по русскому языку в 8 классе

ИНСТИТУТ ЛЕКСИКОГРАФИИ

Цели урока:

 - расширить знания учащихся о словарях русского языка;

 - обучение коллективной творческой работе;

 - о значении словарей;

Ход урока.

Эпиграф урока:

«Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке.

Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.

Он включает в себя все другие книги,

нужно лишь извлечь из нее…»

А.Франц

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Слово учителя:

(учащиеся составляют конспекты лекции, которые затем оценивает учитель)

Словари – спутники жизни, это сокровищница национального языка. Каждое слово –определенное понятие, что было и есть в жизни. Но жизнь не стоит на месте, поэтому многие понятия уходят из жизни, и только по словам мы можем узнать, что когда-то были бояре, князья, крепостные, стряпчие и многие другие, такие далекие от нас выражения.

Словари – это настольная книга. Чем больше мы будем обращаться к ним, тем шире и богаче будет наш кругозор, глубже и основательнее наши знания.

Словари также наши помощники. Они помогают не только правильно писать слова, определять ЛЗ, объяснять их этимологию, но и расширяют кругозор, знакомят с новыми сведениями из разных областей науки, техники, искусства, литературы, способствуют пополнению словарного запаса, приобщают к культуре разных народов. Поэтому словари каждому из нас доставляют огромную радость.

Говоря словами французского писателя А.Франца «Словари - …» (прочит.эпиграф. Согласны ли вы?)

4). Работа по теме.

А) Учитель: - Мы с вами в любой момент можем взять нужный нам словарь и узнать о слове все необходимое… Однако такая возможность есть далеко не у всех. Многие словари выходили давно, необходимы тиражами.  В нашей школе словарей не так много.

Как было бы здорово, если бы существовал универсальный словарь, из статей которого можно было бы узнать о слове сразу все.

Оказывается, такой словарь вышел в 1994 году в Томске. Автор его – В.В.Репкин.

Пусть он будет небольшим, но доступным и удобным для каждого школьника.

Сейчас вы попробуете себя в роли ученых-составителей такого универсального словаря.

Б) Разделить класс на 3 группы. Учащимся предложить роли:

 - заведующий лабораторией. Его задача – организовать работу;

 - научные сотрудники, которые могут дифференцировать свои функции;

 - редактор, который просматривает готовый текст и исправляет ошибки.

5) Сообщение (по компьютеру)

(А для этого давайте повторим и расширим знания о словарях.)

  1. Итак, игра называется «Институт лексикографии»
  2. Что такое лексикография? (Это раздел науки о языке, занимающийся систематизацией и описанием лексического материала, составлением различных типов словарей).
  3. Все словари принято делить на :

- лингвистические

 - энциклопедические

4. Что такое энциклопедия? Что содержит энциклопедический словарь? (Энциклопедия в сжатой форме представляет состояние научных знаний в какой-либо области, т.е.описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических сведениях и т.п.)

5. Цель лингвистических словарей – информация о слове.

6. И делятся лингвистические словари на

- переводные (словари, в которых словами родного языка объясняются слова другого языка.Н: русск0-тувинский словарь)

- одноязычные (словари, в которых лексика данного слова объясняется словами того же самого языка).

7. Давайте перечислим лингв. словари:

  • Толковые
  • Словарь иностранных слов
  • Орфографический
  • Фразеологический
  • Словари синонимов, антонимов, омонимов
  • Словари лингвистических терминов
  • Словарь сокращений

8. План составления универсального словаря:

  • Указать лексическое значение слова
  • Стилистические пометы (разг., научн., публ., медиц., перен., обл., спец., устар.и.д.)
  • Синоним, антоним, омоним.
  • Этимология.
  • В какой фразеологический оборот входит.
  • Значение слова иллюстрировать примерами.
  • Перевод на родной язык.

Задание:

Составить словарную статью (универсального словаря)

(Все группы работают на одним и тем же словом  язык. Или над другим словом, многозначным и имеющим интересные связи. Отводится 15 мин.

Выдаются большой лист бумаги и фломастеры. Когда работать закончат, словарные статьи вывесить на доске. Совпадающие места в описаниях подчеркиваются: это значит, что они войдут в окончательную редакцию, т.к.признаны всеми. Любые несовпадения обсуждаются. Затем подводятся итоги)

6. Итоги (выступления групп)

7. Внеигровой этап.

Все участники садятся в круг и отвечают по очереди на вопросы учителя:

  • Как была распределена работа в группах?
  • Учитывалось ли мнение каждого при принятии решения?
  • Как ребята реагировали на поправки редактора?
  • Какую роль играл в общей работе заведующий лабораторией?
  • Нужна ли была такая роль?

7. Домашнее задание.

Составить словарную статью по слову голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Деловая игра «РЕДАКЦИЯ» (Русский язык и культура речи)

Цели занятия:учебная: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей речи;образовательные: развивать творческое мышление; вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую ку...

Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»

Урок  в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....

Урок-игра по русскому языку 7 класс.

Урок-игра проводится в форме путешествия двух матрёшек по городам России (Тула, Палех, Киров, Касли, Вологда). Во время игры учащиеся вместе с героинями выполняют задания по пунктуации, лексике, орфог...

презентация "Своя игра" по русскому языку, 6 класс

презентация в форме популярной телевизионной игры "Своя игра" по русскому языку  6 класс...

Интеллектуальная игра по русскому языку. 7 класс

Лингвистическая игра представляе собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счёт собственных усилий, посредством раскрытия особенн...