Деловая игра по русскому языку в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
- расширить знания учащихся о словарях русского языка;
- обучение коллективной творческой работе;
- о значении словарей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_institut_leksikografii.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра по русскому языку в 8 классе
ИНСТИТУТ ЛЕКСИКОГРАФИИ
Цели урока:
- расширить знания учащихся о словарях русского языка;
- обучение коллективной творческой работе;
- о значении словарей;
Ход урока.
Эпиграф урока:
«Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке.
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.
Он включает в себя все другие книги,
нужно лишь извлечь из нее…»
А.Франц
- Организационный момент.
- Сообщение цели урока.
- Слово учителя:
(учащиеся составляют конспекты лекции, которые затем оценивает учитель)
Словари – спутники жизни, это сокровищница национального языка. Каждое слово –определенное понятие, что было и есть в жизни. Но жизнь не стоит на месте, поэтому многие понятия уходят из жизни, и только по словам мы можем узнать, что когда-то были бояре, князья, крепостные, стряпчие и многие другие, такие далекие от нас выражения.
Словари – это настольная книга. Чем больше мы будем обращаться к ним, тем шире и богаче будет наш кругозор, глубже и основательнее наши знания.
Словари также наши помощники. Они помогают не только правильно писать слова, определять ЛЗ, объяснять их этимологию, но и расширяют кругозор, знакомят с новыми сведениями из разных областей науки, техники, искусства, литературы, способствуют пополнению словарного запаса, приобщают к культуре разных народов. Поэтому словари каждому из нас доставляют огромную радость.
Говоря словами французского писателя А.Франца «Словари - …» (прочит.эпиграф. Согласны ли вы?)
4). Работа по теме.
А) Учитель: - Мы с вами в любой момент можем взять нужный нам словарь и узнать о слове все необходимое… Однако такая возможность есть далеко не у всех. Многие словари выходили давно, необходимы тиражами. В нашей школе словарей не так много.
Как было бы здорово, если бы существовал универсальный словарь, из статей которого можно было бы узнать о слове сразу все.
Оказывается, такой словарь вышел в 1994 году в Томске. Автор его – В.В.Репкин.
Пусть он будет небольшим, но доступным и удобным для каждого школьника.
Сейчас вы попробуете себя в роли ученых-составителей такого универсального словаря.
Б) Разделить класс на 3 группы. Учащимся предложить роли:
- заведующий лабораторией. Его задача – организовать работу;
- научные сотрудники, которые могут дифференцировать свои функции;
- редактор, который просматривает готовый текст и исправляет ошибки.
5) Сообщение (по компьютеру)
(А для этого давайте повторим и расширим знания о словарях.)
- Итак, игра называется «Институт лексикографии»
- Что такое лексикография? (Это раздел науки о языке, занимающийся систематизацией и описанием лексического материала, составлением различных типов словарей).
- Все словари принято делить на :
- лингвистические
- энциклопедические
4. Что такое энциклопедия? Что содержит энциклопедический словарь? (Энциклопедия в сжатой форме представляет состояние научных знаний в какой-либо области, т.е.описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических сведениях и т.п.)
5. Цель лингвистических словарей – информация о слове.
6. И делятся лингвистические словари на
- переводные (словари, в которых словами родного языка объясняются слова другого языка.Н: русск0-тувинский словарь)
- одноязычные (словари, в которых лексика данного слова объясняется словами того же самого языка).
7. Давайте перечислим лингв. словари:
- Толковые
- Словарь иностранных слов
- Орфографический
- Фразеологический
- Словари синонимов, антонимов, омонимов
- Словари лингвистических терминов
- Словарь сокращений
8. План составления универсального словаря:
- Указать лексическое значение слова
- Стилистические пометы (разг., научн., публ., медиц., перен., обл., спец., устар.и.д.)
- Синоним, антоним, омоним.
- Этимология.
- В какой фразеологический оборот входит.
- Значение слова иллюстрировать примерами.
- Перевод на родной язык.
Задание:
Составить словарную статью (универсального словаря)
(Все группы работают на одним и тем же словом язык. Или над другим словом, многозначным и имеющим интересные связи. Отводится 15 мин.
Выдаются большой лист бумаги и фломастеры. Когда работать закончат, словарные статьи вывесить на доске. Совпадающие места в описаниях подчеркиваются: это значит, что они войдут в окончательную редакцию, т.к.признаны всеми. Любые несовпадения обсуждаются. Затем подводятся итоги)
6. Итоги (выступления групп)
7. Внеигровой этап.
Все участники садятся в круг и отвечают по очереди на вопросы учителя:
- Как была распределена работа в группах?
- Учитывалось ли мнение каждого при принятии решения?
- Как ребята реагировали на поправки редактора?
- Какую роль играл в общей работе заведующий лабораторией?
- Нужна ли была такая роль?
7. Домашнее задание.
Составить словарную статью по слову голова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Деловая игра «РЕДАКЦИЯ» (Русский язык и культура речи)
Цели занятия:учебная: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей речи;образовательные: развивать творческое мышление; вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую ку...
Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»
Урок в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....
Урок-игра по русскому языку 7 класс.
Урок-игра проводится в форме путешествия двух матрёшек по городам России (Тула, Палех, Киров, Касли, Вологда). Во время игры учащиеся вместе с героинями выполняют задания по пунктуации, лексике, орфог...
презентация "Своя игра" по русскому языку, 6 класс
презентация в форме популярной телевизионной игры "Своя игра" по русскому языку 6 класс...
Интеллектуальная игра по русскому языку. 7 класс
Лингвистическая игра представляе собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счёт собственных усилий, посредством раскрытия особенн...