Олимпиада по русскому языку. 9 класс.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
Краткий комментарий для учащихся. Задания. Бланк заполнения. Ответы для проверяющих. Критерии оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку.
9 класс. 2014-2015 учебный год.
- Фонетика. Орфоэпия
- Укажите неверное утверждение:
- словарный запас языка изучается в разделе «Лексика»
- части речи изучаются в разделе «Морфология»
- звуки речи изучаются в разделе «Морфемика»
- правила произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- ёрзать
- ямщик
- синеет
- ёршик
- В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?
- сверхинтересный
- цикорий
- чиркнуть
- к итогам
- Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:
- жалюзИ
- жАлюзи
- звонИт
- газопровОд
- Лексика. Морфемика. Словообразование
- Укажите ряд омонимов:
- (родниковый) ключ – ключ (от замка)
- разговорчивый – молчаливый
- смеяться – хохотать
- плакать – хныкать
- В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
- Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели
- БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание
- Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном
- БАРСКАЯ усадьба находилась недалеко от леса
- Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
- Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак.
- Слово – серебро, молчание – золото.
- Это было, когда он ещё под стол пешком ходил.
- Бригада работала засучив рукава.
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
- беспорядок
- безработица
- закавказский
- приусадебный
- Укажите способ образования существительного ТИШЬ:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- бессуффиксальный
- Морфология. Синтаксис
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении
Трудящиеся вышли на демонстрацию.
- существительное
- прилагательное
- наречие
- деепричастие
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении
Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей.
- существительное
- прилагательное
- наречие
- причастие
- Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
- интересная книга
- очень красиво
- читающий мальчик
- маленький домик
- Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
- Множество звуков вливается в ночной птичий хор.
- Я уже начинал беспокоиться.
- Я готов с вами согласиться.
- Он рад был бы уйти.
- Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
- В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
- отм..рить, подр..внять, пол..скать (бельё)
- м..кать перо в чернила, м..лостивый, к..ренья
- з..ря, к..са, вык..сить
- пл..вец, зан..мать, соб..рать
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Умей жить и тогда, когда жить становится (не)выносимо.
- (Не)долго светило солнце.
- Мы приближались к тому месту, где (не)сколько человек готовились к прыжку.
- Скамейка была (не)крашена.
- В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?
- Когда погода была безветре..а, смотритель разрешал подниматься на маяк.
- Начальник сворачивал папиросу из кроше..ого табака, садился и закуривал.
- Иногда он надевал форме..ую бескозырку и шёл к морю.
- Жил он недалеко от нас в соседнем колхозе «Труже..ик моря».
- А
- Б, В
- Б, В, Г
- А, В
- Укажите предложение с орфографической ошибкой:
- Дискуссия шла в продолжение часа.
- В продолжении сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев.
- В течении реки наблюдались пороги.
- В течении дня шёл дождь.
- Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Ребята (1) видно (2) хорошо подготовились к выступлению.
С крыши нашего дома (3) видно (4) полгорода.
- 1,2,3,4
- 3,4
- 1,3
- 1,2
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Осветив черепицу на крыше, и, согрев древесину сосны,поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
- Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
- Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, пропали, улетели вслед за уходящим летним теплом.
- Встречая весну на утренней заре, залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.
- Укажите верное утверждение:
- Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой сочинительными союзами.
- Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
- Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и союзными словами.
- Укажите неверное утверждение:
- Дополнительным средством связи в сложносочинённом предложении может быть общий член для частей предложения.
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- Между частями сложносочинённого предложения может ставиться тире.
- Сложносочинённые предложения с соединительными союзами имеют значение противопоставления.
- Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения. (Знаки препинания не расставлены)
- Наступили холода и мы переехали в зимний дом.
- Рано утром выпал первый снег и покрыл дорожки в саду.
- Пошли в лес и набрали полную корзину грибов.
- Похолодало и выпал снег.
- А,Б
- Б,В
- А,Г
- А,В
- Укажите сложноподчинённое предложение:
- На грядках растаял снег и появились первые росточки.
- Левитан писал картины так, чтобы был ощутим воздух.
- Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась.
- Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость.
- Укажите неверное утверждение:
- Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство.
- Части сложноподчинённого предложения соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
- Придаточная часть сложноподчинённого предложения может стоять после главной части, перед ней или в середине её.
- Подчинительные союзы находятся в придаточной части и являются членами предложения.
- Укажите верное утверждение
По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на следующие основные группы:
- определительные, изъяснительные, обстоятельственные
- определительные, пояснительные, изъяснительные
- обстоятельственные, подчинительные, изъяснительные
- изъяснительные, дополнительные, обстоятельственные
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая.
- С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.
- Небо на востоке слало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце.
- Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.
- Стили речи. Типы речи
- Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?
- повествование и описание
- повествование и рассуждение
- рассуждение
- описание
Он шёл по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было ещё нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно…
Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шёл небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твёрдый, жёсткий взгляд был устремлён вперёд. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.
- Определите стиль речи текста
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого-то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
(Из всеобщей Декларации прав человека)
- разговорный
- научный
- официально-деловой
- публицистический
Бланк ответов
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ вы получаете 1 б. Максимальное количество – 28 б.
100% (28 б.) – «5»
75% (21 б. -27 б.) – «4»
35% (9 б.-20 б.) – «3»
Менее 35% - «2»
Вариант ответа указываете в таблице для каждого вопроса +
- Фонетика. Орфоэпия:
- Укажите неверное утверждение: +
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
+
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?
+
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:
+
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Лексика. Морфемика. Словообразование
- Укажите ряд омонимов:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите способ образования существительного ТИШЬ:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Морфология. Синтаксис
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
- В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите предложение с орфографической ошибкой:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите верное утверждение:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите неверное утверждение:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите сложноподчинённое предложение:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите неверное утверждение:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите верное утверждение:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Стили речи. Типы речи
- Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
- Определите стиль речи текста:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Ответы для проверяющих:
- Фонетика. Орфоэпия:
1-3
2-1
3-3
4-2
- Лексика. Морфемика. Словообразование
1-1
2-2
3-2
4-2
5-4
- Морфология. Синтаксис
1-1
2-4
3-2
4-1
- Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
1-4
2-4
3-4
4-4
5-4
6-1
7-3
8-4
9-3
10-2
11-4
12-1
13-3
- Стили речи. Типы речи
1-1
2-3
100% (28 б.) – «5»
75% (21 б. -27 б.) – «4»
35% (9 б.-20 б.) – «3»
Менее 35% - «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...