Элективный курс "Средства речевой выразительности"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к художественному слову; формирование потребности в чтении художественных произведений; повышение культуры устной и письменной речи; формирование национального самосознания и духовного здоровья учащихся, подготовка к экзаменам.
перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; подготовться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Программа курса предназначена для изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII – XX веков.
Основные задачи курса:
- расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
- совершенствовать речевую культуру учащихся.
-воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.
-подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_v_9v_klasse.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс "Средства речевой выразительности"
Пояснительная записка
Художественная речь широко вбирает в себя не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи, подвергаясь определённому отбору и обработке, а главное, подчиняется эстетической функции.
СТИЛИСТИКУ можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Художественная литература – одно из высших достижений языковой культуры. Литературным общенародный язык становится в большей степени в результате «обработки» его писателями. Художественная литература – мастерская, в которой шлифуются нормы литературного языка.
Язык художественной литературы – это образец литературного языка, на который равняются в отборе языковых средств, это критерий правильности речи, своего рода идеальная форма.
Межпредметный курс (литература и русский язык) предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных школ. Курс дополняет базовую программу и опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения курса русского языка и литературы.
Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к художественному слову; формирование потребности в чтении художественных произведений; повышение культуры устной и письменной речи; формирование национального самосознания и духовного здоровья учащихся, подготовка к экзаменам.
перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; подготовться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Программа курса предназначена для изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII – XX веков.
Основные задачи курса:
- расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
- совершенствовать речевую культуру учащихся.
-воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.
-подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их Планируемые результаты.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- освоить сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения, сведения о жизни и творчестве писателей;
- уметь выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;
- овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;
- уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов. Курс по выбору направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.
Форма занятий:
- Лекции с элементами беседы.
- Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
- Анализ художественных текстов.
- Практикум.
- Зачёт.
Содержание программы элективного курса.
1. Введение. Здесь вы продолжите знакомство со средствами художественной изобразительности языка. Начальные сведения о средствах художественной изобразительности.
2.Лексическое значение слова и его семантика. Семантика – обозначающий. Лексическое значение слова определяется в толковом словаре.
3.Изобразительные возможности языка. средства художественной изобразительности – это приёмы употребления и сочетания слов, которые служат изображению жизни и выражению мысли автора.
4.Семантика фонетических средств языка .Аллитерация и ассонанс. Значение их употребления в тексте.
5 – 6 -7. Лексические возможности языка. Омонимы, паронимы, антонимы. Историзмы и архаизмы. Лексические средства выразительности.
7 -12.Лексические возможности языка. Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.
15. Тестовая работа по определению изобразительно – выразительных средств в тексте.
16.Ирония. фантастика. Словесные средства выражения комического.
17. Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения.
Календарно – тематическое планирование курса
№ | Название тем | Количество часов | Планируемые сроки | Коррекционные сроки |
1. | Введение Средства языка художественной словесности. | 1 | 1 – я неделя | |
2. | Лексическое значение слова и его семантика. | 1 | 2 –неделя | |
3. | Изобразительные и выразительные возможности языка. | 1 | 3 –я неделя | |
4 | Аллитерация и ассонанс. | 1 | 4 –я неделя | |
5 | Омонимы, паронимы, антонимы | 1 | 5 –я неделя | |
6. | Архаизмы и историзмы. | 1 | 6 –я неделя | |
7 | Неологизмы и заимствованные слова. | 1 | 7 –я неделя | |
8 | Как простые слова становятся образными. Эпитеты. | 1 | 8 –я неделя | |
9. | Образные сравнения. | 1 | 9 –я неделя | |
10. | Метафора. | 1 | 10 –я неделя | |
11. | Олицетворение. | 1 | 11 –я неделя | |
12. | Гипербола и литота | 1 | 12 –я неделя | |
13 | Фразеологизмы | 1 | 13 –я неделя | |
14 | Фразеологизмы | 1 | 14 – неделя | |
15. | Фразеологизмы. | 1 | 15 –я неделя | |
16 | Ирония. Фантастика.. | 1 | 16 –я неделя | |
17. | Зачёт по выявлению художественно – изобразительных средств в тексте | 1 | 17 –я неделя |
Список литературы, используемый для проведения электива:
- М.Н. Кожина «Стилистика русского языка», М. «Просвещение», 1977г.
- Е.Дрыжакова «В волшебном мире поэзии», М. «Просвещение», 1978г.
- В.В.Виноградов «О теории художественной речи», М. «Высшая школа», 1971г.
- В.В.Виноградов «Проблемы русской стилистики», М., 1981г.
- К.С.Горбачевич «Номы современного русского литературного языка», М. «Просвещение», 1981г.
- М.Л.Семанова «Анализ художественного произведения», Москва. «Просвещение», 1987г.
- В.П.Медведев «Изучение лирики в школе», М. «Просвещение», 1985г.
- Г.Я.Солганик «Стилистика текста», ж-л «Русский язык в школе», №1 1998г.
- Н.С.Болотникова «Стилистический анализ текста в школе», ж-л «Русский язык в школе», №2 2002г.
- Г.П.Соколова «На урок – с В.Маяковским или «Новая стихия языка»», ж-л «Русский язык в школе», №6 2010г.
- В.Я. Дерягин «Беседы о русской стилистике», М., «Знание»,1978г.
- А.И.Горшков «Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика» М., АСТ, «Астрель», 2006г.
- http.//www.stilistika.by.ru/50.shtm
Литература, рекомендованная для учащихся:
- А.В.Степанов «Язык Льва Толстого», ж-л «Русский язык в школе», №4 1998г.
- А.Т.Гулак «Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»», ж-л «Русский язык в школе», №4 1998г.
- В.А.Марьянчик «Стилистический анализ периферийных жанров», ж-л «Русская словесность», №6 2009г.
- Е.Г.Местергази «К изучению художественно-документальной прозы», ж-л «Русская словесность», №1 2008г.
- А.А.Калинина «Экспрессивно-отрицательные вопросы», ж-л «Русская словесность», №2 2010г.
- М.П.Лапинская «Текстовые свойства описания», ж-л «Русская словесность», №2 2010г.
- Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним.рядов / З.Е. Александрова. – 15-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.
- http://pda.coolreferat.com
Информация из сети Интернет (доклады, рефераты, курсовые)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ В8: работа над средствами речевой выразительности.
Наиболее сложным для школьников оказывается задание В8. Это объясняется и незнанием терминов, среди которых нужно выбрать правильный ответ, и неумением (или нежеланием) видеть подсказки в самом тексте...
Факультатив "Средства речевой выразительности"
Изобразительно -выразительные средства....
Урок литературы в 7 классе по теме: «Лексика. Средства речевой выразительности»
Материал урока позволит повторить жанры литературы и познакомит учащихся со средствами выразительности речи: метонимией, оксюмороном, перифразой....
Подготовка учащихся 9 – х классов к ОГЭ_Средства речевой выразительности.
Задание 3_Средства речевой выразительности. Предложено 10 заданий с выбором ответов.Используемые материалы: Тесты по русскому языку. И. Цыбулько 2013 год....
Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс
Рабочая программа по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)» 6 класс...
Готовимся к ОГЭ. Практикум. Определяем средства речевой выразительности.
Материал содержит задания, направленные на отработку навыков определения средств речевой выразительности. К заданиям придагаются ответы....
Материал к ОГЭ ( тест "Средства речевой выразительности")
Материал представлен в виде тестов...