Факультатив "Средства речевой выразительности"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме
Изобразительно -выразительные средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_rech.vyrazit.9.docx | 61.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю: на заседании педагогического совета школы
протокол № 12 от 17 июня2013г.
Директор школы
_____________ С.В.Полякова
Приказ № 254 от 28 августа 2013г.
Рабочая программа факультативного занятия по русскому языку в 9а классе на 2013-2014 уч год.
Г Кингисепп
1.Пояснительная записка
Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи.
Цель – формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня языковой компетентности учащихся, совершенствование их языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.
Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно- выразительных средств языка и речи.
Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:
- повышение общей культуры речи;
- выработать у учащихся языковое чутье;
- научить правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
- сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современного общества;
- изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
- формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;
- формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
- повысить уровень гуманитарного образования и гуманитарного мышления, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса.
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней — кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.
В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; планирование последовательности действий и в случае необходимости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельности (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).
В разработанной программе реализован актуальный в современной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.
В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предполагает опору на определённые когнитивные действия и их развитие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвистических понятий, а также с развитием учебных языковых умений и навыков.
Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мыслящий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: «речь <...> нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальными и вербальными структурами.
Поэтому в основе концепции разработанного курса русского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятельности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в разработанном курсе когнитивность является важнейшим компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обучения на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями, но непосредственно в процессе формирования коммуникативной компетенции ученика.
Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рассматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми такими её составляющими, как восприятие, воображение, умение рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий речевого общения. Предусматривается также овладение приёмами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Таким образом, когнитивный аспект содержания разработанного курса актуализирует направленность процесса обучения русскому языку на взаимосвязанное формирование познавательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий.
В социокультурных условиях начала XXI в. формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации и аккультурации ребёнка. В обобщённом виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие личности реализуется в направленности образовательного процесса на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».
Содержание коммуникативной составляющей разработанного курса русского языка направлено на существенное продвижение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы является её направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разнообразная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в разработанном курсе предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произведения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.
На основе текста формируются также рецептивные виды речевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно понимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также умения и извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и скрытый смысл и т. д.
Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно, но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном пространстве употребления изучаемого материала, понимаемом как совокупность сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и употребления (функционирования). Таким образом, разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений употреблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 5—7 классах предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом. На этапе 8—9 классов формирование культурно-речевых навыков и умений происходит уже на основе освоения сведений о культуре речи как разделе лингвистики, языковой норме и её функциях.
Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, которая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусматривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире — российской) культуры, выявление общего и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуализировать в разработанном курсе межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.
В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.
Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 68 ч, в 9 а классе.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. курса «Русский язык».
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5.Содержание учебного предмета, курса.
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.
" Средства речевой выразительности " предназначен в качестве факультативного курса для 9 класса. Его назначение состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.
Данный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 68часов. Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.
Цели - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.
Задачи :
- Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
- Совершенствовать речевую культуру учащихся.
- Воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.
- Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Основные направления: 1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями . 2. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.
Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач.
Форма занятий:
- Лекции с элементами беседы.
- Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
- Анализ художественных текстов.
- Практикум.
5. Зачёт.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, научиться видеть их в тексте, а значит лучше справиться с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку, суметь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) сильное впечатление ,выбирать только те задания и творческие работы, которые посильны и интересны, развивать навык работы со справочной и научной литературой ,попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий, сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- понимать назначение стилей речи;
- усвоить понятия “функциональные стили русского литературного языка”, “жанры стиля”, “стилистическая норма”; “речевые нарушения”, “экспрессивно-выразительные средства языка”;
- знать средства языка и уметь ими пользоваться;
- знать орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка;
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
- обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.
Касаясь технологии обучения русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия – практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).
По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела, может быть изменено.
В конце программы предлагается список научно-учебной и справочной литературы, адресованной учителю и учащимся.
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Факультативный курс в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
- Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
- Словарь юного филолога .
- Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
- Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
Использованные Интернет-ресурсы
- Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
- Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
- http://www.ege.edu.ru
- Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
- Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol
- Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru
- ГЛАГОЛИЦА Толковый словарь крылатых слов http://www.comiks.ru/dic/
- http://gramota.ru
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
уметь
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Творчество поэтов
| Творчество писателей
Устное народное творчество
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю: на заседании педагогического совета школы
протокол № 12 от 17 июня2013г.
Директор школы
_____________ С.В.Полякова
Приказ № 254 от 28 августа 2013г.
Календарно-тематическое планирование факультативного занятия по русскому языку в 9а классе на 2013-2014 уч год.
Учитель русского языка и литературы Швайко С.П.
Г Кингисепп
Календарно-тематическое планирование.
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Введение. Что делает нашу речь выразительной | 1 | |
2 | Работа эпитета в тексте. | 1 | |
3 | Работа метафоры в тексте. | 1 | |
4 | Работа олицетворения в тексте. | 1 | |
5 | Работа метонимии в тексте. | 1 | |
6 | Работа сравнения в тексте. | 1 | |
7-8 | Работа литоты и гиперболы в тексте. | 2 | |
9 | Работа аллегории в тексте. | 1 | |
10-11 | Работа оксюморона в тексте. | 2 | |
12-13 | Работа аллитерации и ассонанса в тексте. | 2 | |
14-15 | Работа стилистически окрашенной лексики в тексте. | 2 | |
16 | Работа оценочной лексики в тексте. | 1 | |
17-18 | Работа синонимов и антонимов в тексте. | ||
19 | Антитеза. | 1 | |
20-21 | Работа омонимов в тексте. | 2 | |
22-23 | Работа паронимов в тексте. | 2 | |
24-25 | Работа фразеологизма в тексте. | 2 | |
26-27 | Работа неологизма в тексте. | 2 | |
28-29 | Работа архаизма в тексте. | 2 | |
30-31 | Работа заимствованного слова в тексте. | 2 | |
32-33 | Работа перифраз в тексте. | 2 | |
34-35-36 | Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте. | 3 | |
37-38 | Работа градации в тексте. | 2 | |
39-40-41 | Работа инверсии в тексте. | 3 | |
42-43-44 | Работа синтаксического параллелизма в тексте. | 3 | |
45-46-47 | Работа образного параллелизма в тексте. | 3 | |
48-49-50 | Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте. | 3 | |
51-52-53 | Работа парцелляции, эллипсиса в тексте. | 3 | |
54-55-56 | Работа асиндетона, полисиндетона в тексте. | 3 | |
57-58 | Коллективная работа. | 2 | |
59-60 | Коллективная работа. | 2 | |
61-62 | Коллективная работа. | 2 | |
63-64 | Коллективная работа. | 2 | |
65-66 | Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”. | 2 | |
67 | Защита проекта. Презентация. Обсуждение. | 1 | |
68 | Зачёт. | 1 | |
Лист корректировки | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ В8: работа над средствами речевой выразительности.
Наиболее сложным для школьников оказывается задание В8. Это объясняется и незнанием терминов, среди которых нужно выбрать правильный ответ, и неумением (или нежеланием) видеть подсказки в самом тексте...
Элективный курс "Средства речевой выразительности"
Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к художественному слову; формирование потребности в чтении художественных произведений; повышение культуры устной...
Урок литературы в 7 классе по теме: «Лексика. Средства речевой выразительности»
Материал урока позволит повторить жанры литературы и познакомит учащихся со средствами выразительности речи: метонимией, оксюмороном, перифразой....
Подготовка учащихся 9 – х классов к ОГЭ_Средства речевой выразительности.
Задание 3_Средства речевой выразительности. Предложено 10 заданий с выбором ответов.Используемые материалы: Тесты по русскому языку. И. Цыбулько 2013 год....
Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс
Рабочая программа по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)» 6 класс...
Готовимся к ОГЭ. Практикум. Определяем средства речевой выразительности.
Материал содержит задания, направленные на отработку навыков определения средств речевой выразительности. К заданиям придагаются ответы....
Материал к ОГЭ ( тест "Средства речевой выразительности")
Материал представлен в виде тестов...