Урок литературы в 7 классе по теме: «Лексика. Средства речевой выразительности»
презентация урока для интерактивной доски по литературе (7 класс) по теме
Материал урока позволит повторить жанры литературы и познакомит учащихся со средствами выразительности речи: метонимией, оксюмороном, перифразой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbaneva_e.a.urok_v_7_kl.rar | 13.63 КБ |
flipchart_gorbanevoy.rar | 505.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Лексика. Средства речевой выразительности»
Автор: Горбанева Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1953 «Москва-98»
Тема: «Лексика. Средства речевой выразительности»
(Использование интерактивной доски)
Цель урока:
1)Повторить и закрепить умения распознавать литературные жанры, определять стихотворные размеры.
2)Учить распознавать и правильно употреблять средства речевой выразительности;
3)Познакомить с тропами: метонимия, оксюморон, перифраза,
3)Обогащать словарный запас учащихся;
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение жанров литературы: баллада, былина, басня, поэма, ода, знакомство с новым жанром древнерусской литературы: Слово. (флипчарт, слайды №2,№3).
3. Повторение стихотворных размеров (слайд №4)
4. Практическая работа: определить стихотворный размер и автора в произведениях А.С.Пушкина, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока А.Н.Некрасова.
(Демонстрация слайда№5)
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум,хохот, давка у порога...
(А.С.Пушкин, ямб)
Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадёжность
И, замыкаясь, молчу.
(А.А.Блок, дактиль)
Терек воет, дик и злобен,
Меж увесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М.Ю.Лермонтов, хорей)
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А.А.Фет, анапест)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А.Некрасов, амфибрахий)
5. Повторение изученного.
-Какие средства выразительности речи вы знаете? (фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, эпитеты, метафоры и т.д.)
Демонстрация слайда№6
-Определите выразительные средства языка в отрывке из
стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
6. Сообщение учителя.
-Тропы – слова или обороты речи в переносном, иносказательном смысле.
Виды тропов: сравнение, развернутое сравнение, метафора, развернутая метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, перифраза, ирония, гипербола, литота, эпитет.
Демонстрация слайда №7
-Соотнесите термин с определением.
(Это задание повышенной сложности и предлагается в качестве ознакомления с новыми терминами- метонимия, метафора, оксюморон, перифраза.
7. Закрепление.
Демонстрация слайдов №8-9.
8.-Определите виды тропов в отрывках из произедений А.А.Ахматовой (оксюморон), А.Грибоедова (метонимия), М.Горького, А.А.Блока, А.С.Пушкина(метафора), (перифраза).
9. Знакомство с термином фигура речи.
Синтаксические средства - фигуры речи – это различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.
Виды фигур: антитеза, градация, повтор, лексический повтор, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, аллегория, парцелляция, гротеск,умолчание и др.
Демонстрация слайда №10.
10. Закрепление изученного.
Практическая работа по вариантам.
Найти и выписать выразительные средства речи: тропы и фигуры в произведениях В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова (с.214-219)
11. Проверка.
12. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Открытый урок в 9 классе по теме "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"
Открытый урок в 9 классе по теме "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"...
Фрагмент урока в 5 классе по теме "Что такое речевая ситуация?"
Как сформировать творческие умения пятиклассников и раскрыть способности каждого ученика? Предлагаемое типовое решение может оказаться востребованным в связи с введением и реализацией ФГОС. Проблемный...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...