Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevedomaya_ili_znakomaya_strana_morfemika.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Неведомая или знакомая страна Морфемика.
( обобщающий урок по разделу «Морфемика и орфография», 5 класс)
Цели:
- повторить, закрепить и обобщить знания по данному разделу;
- формирование навыка грамотного письма;
- воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: схема путешествия, кроссворд, презентация.
Ход урока
- Организация класса
- Сообщение темы урока, постановка цели, вступительное слово учителя
- Сегодня мы узнаем: страна Морфемика для нас неведомая или знакомая. Для этого отправимся в путешествие по стране Морфемики. Я уверена, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть все препятствия, которые встретятся на пути.
III. Работа с классом по теме урока.
- А на чём же мы отправимся путешествовать? Чтобы определить вид транспорта, нужно выполнить первое задание.
- Перед вами иллюстрации различных видов транспорта для передвижения по воздуху, по воде, по земле. Напишите названия этих машин.
- Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить орфографической ошибки? Проверьте написание слов (слайд )
- Какое слово среди них лишнее? Почему?
- Значит, мы отправимся путешествовать на корабле. Корабль отплывает.
«По морям, по волнам
Нынче здесь, завтра там…»
- Игра «помогите Пете Ошибкину» (устная работа)
Звучит сигнал sos.
- Что это? Кому-то нужна наша помощь?
Это Петя Ошибкин оказался в бушующем море из-за допущенных ошибок. Мы ему поможем, если объясним, в каком рассуждении он допустил ошибку (слайд - неправильно написанные слова с рассуждением Пети)
- Слово «шепот» Петя написал с буквой о. Рассуждал так: « после шипящих под ударением пишется о». Это правильное рассуждение?
- Слово «расчистил» Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающие на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
- Слово «вырастали» у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?
- Слово «цыган» Петя написал с и. « В корне слова после ц пишется и, это я точно помню» - сказал Петя. Почему он не прав?
- Фронтальный опрос
- Наш корабль приближается к острову Морфем. Но, чтобы нам разрешили выйти на берег и погулять, вам придется ответить на несколько вопросов.
1. Что изучает Морфемика?
2. Что такое морфемы?
3. Назовите морфемы в слове ПРИДОРОЖНЫЙ, ПОДУШКА.
4. Как найти окончание и основу слова?
5. Для чего служат в слове приставка и суффикс?
6. Что такое корень?
- Задание для каждого ряда.
Подберите однокоренные слова к слову вода (1 ряд), сад (2 ряд), ход (3 ряд).
Слова пишут на отдельном листочке, каждый ребёнок по одному слову. Листок передают друг другу с конца ряда. Слова не должны повторяться.
- Выборочный диктант.
- Чтобы удачно переплыть Пролив однокоренных слов, нам нужно выполнить два небольших задания ( один человек у доски)
1. Выпишите из ряда слов в левый столбик однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова.
Лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, лесничество.
2. Устная работа. Коля получил задание выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М Исаковского. Вот как он это сделал. Прав ли Коля?
( слайд )
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я хочу улетать.
Однокоренные: летят, перелетные, улетать, (лексическое значение «нестись, передвигаться по воздуху»)
Лето – лексическое значение «теплое время года, следующее за весной»
- Словарный диктант на основе загадок.
А) - Вспомните, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется Е, а когда – о. (В корне слова после шипящих под ударением пишется Е, без ударения – О.)
- Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ ( у доски один человек)
1. Костяная нога,
Жестяная щетина.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит
( Зубная щетка)
2. По Пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину
Я люблю дорог простор,
А зовут меня … (шофер)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух ,
Только слышно: стук да стук. ( счеты)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
( Пчелы)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила
( Расческа)
В золотой кубочек
Спрятался дубочек.
(желудь)
Б) - Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река Слов- исключений. Назовите слова – исключения. (шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон.)
- А в каких случаях пишется в корне и –ы после ц ?( И пишется в корне и словах на – ция, ы- в окончаниях и суффиксах.)
- а река Слов – исключений? ( : цыкнуть, цыпленок, цыган, на цыпочках)
А сейчас у нас снова задание для каждого ряда:
- Перечислите все слова- исключения. (Слова пишут на отдельном листочке, каждый ребёнок по одному слову. Листок передают друг другу с конца ряда. Слова не должны повторяться.)
Вспоминаем все слова-исключения по слайду .
VIII. Разгадываем кроссворд.
- Что – то штормит на Море приставок з и с. Давайте вспомним правило написания З и С в приставках.
-Давайте вспомним стихотворение-правило, которое поможет нам в написании слов с приставками на З и С :
Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-, вз-
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
- Перед вами кроссворд (слайд ).
Необходимо его разгадать, чтобы благополучно переплыть Море приставок з и с.
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 |
- Движение с целью набрать скорость ( Разбег)
- Соленая вода для засолки овощей. ( Рассол)
- Место раздвоения железнодорожного пути. ( Развилка.)
- Молодые растения, выращенные для пересадки. ( Рассада.)
- Сбор сведений о противнике (Разведка)
- Словесное сообщение о чем – либо( рассказ)
- Полное поражение кого – либо. ( Разгром)
- Время восхода солнца ( Рассвет)
- Расставание. ( Разлука)
X Диктант с взаимопроверкой.
Перед нами открылся Чудо-остров, здесь живут корни с чередованием.
«Чудо остров, чудо остров!
Жить на нём легко и просто!»
- Кому же легко и просто жить на этом острове?
- Вспомните правила написания гласных в корнях с чередованием.
Задание: запишите через запятую только гласную в корне слова.
- Прил…жение, возр…стаю, распол…жение, прик…снёшься, приг…рал, скл…нился, водор…сли, з…ря, проб…рался, ср…щение, р…сточек, забл…стел, уд…рал, р…стительность.
( Взаимопроверка по слайду)
XI. Подведем итогов урока. Оценки ( оценка может быть выставлена и отдельным ученикам, и за работу каждого ряда после проверок листочков с выполненными заданиями)
- Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс домой.
- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что повторяли? Что лично запомнил каждый из вас?
Домашнее задание.
Подготовиться к диктанту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неведомая или знакомая страна Морфемика
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...
Неведомая или знакомая страна Морфемика
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...
Неведомая или знакомая страна Морфемика
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...
Неведомая или знакомая страна Морфемика
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...
Неведомая или знакомая страна Морфемика
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...
Неведомая или знакомая страна Морфемика
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")
Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление ...