Лингвистический брейн-ринг "Этимология слов о здоровье и здоровом образе жизни"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагаемый материал - конспект воспитательного мероприятия в форме игры Брейн-ринг. Содержание тесно связано с темой здоровья: рассматривается происхождение некоторых слов, например, врач, валериана, клюква, сердце, здоровый и др. Игра имеет и ещё одну задачу - закрепить понятие этимологии, как раздела науки о языке. Мероприятие будет интересно учащимся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_breyn.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ
\ Этимология слов на тему: «Здоровье. Здоровый образ жизни»\
5 класс
ЦЕЛИ: воспитывать интерес к получению знаний на уроках русского языка,
к изучению этимологии слов; формировать культуру здоровья,
способствовать развитию слухового внимания, долговременной памяти,
ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления;
формировать умение работать в коллективе, в условиях соревнования.
ОБОРУДОВАНИЕ: подборка вопросов, уровень сложности которых
соответствует возрасту игроков, отличительные знаки участников,
предмет, издающий звуковой сигнал.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
- Вступительное слово ведущего. Брейн-ринг – русская «по происхождению» игра, название имеет английское! Кто из вас знает, как оно переводится? «Площадка для мозгового сражения», «объединение для мозговых баталий», «круг рассудочных» - вот некоторые варианты. Итак, начнем «мозговую баталию» между командами 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов!
Сразу предупредим, что сегодняшнее состязание хотя и лингвистическое, но тесно связано с темой здоровья!
- Вопросы для обсуждения:
Вопрос 1. Что такое этимология? \Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов \.
Вопрос 2. Угадайте слово по следующим признакам:
во-первых, оно пришло к нам из французского и буквально переводится «коровья оспа», во-вторых, синоним к слову прививка.
\Вакцина; первоначально ее вырабатывали из коровьих оспинок.\
Каково значение вакцины в жизни человека?
Вопрос 3. Подумайте и скажите, название какого лекарственного растения произошло от латинского слова, обозначающего буквально «быть здоровым». Подсказка: микстура этого лекарства помогает человеку успокоить нервы.
\Валериана\
Вопрос 4. Следующее слово – профессия. Как часто мы обращаемся к людям этой специализации в трудную минуту! А вот первоначально значение этого слова – «заговаривающий, волшебник».
\Врач\
Вопрос 5. В латыни это слово звучит как «болезнетворный яд». Победить его может прививка.
\Вирус\
Как можно предотвратить вирусное заболевание?
Вопрос 6. Это слово в современном понимании – очень нужная нам, людям, профессия. Если обратиться к его этимологии, то узнаем поразительный факт: в латинском языке оно обозначает – «учитель». В качестве подсказки может служить то, что обе профессии в нашей стране относятся к бюджетной сфере.
\доктор\.
Что такое этимология?
Вопрос 7. Верите ли вы, что вежливые люди, встречаясь, всегда желают друг другу здоровья?
\Да. Здравствуй – это исконно русская форма «будь здоров!»\
Вопрос 8. Этимологическая задачка: древние славяне одного человека назвали «похожий на дерево». Как этого человека назвали бы мы?
\Это буквальный перевод современного слова - здоровый \
Какого человека вы назвали бы здоровым?
Вопрос 9. Это слово – лекарственный препарат, который есть во всех аптечках. Его название восходит к греческому «фиолетовый».
\Йод. Название по цвету паров в химических опытах Ж.-Л.Гей-Люссака\
Для чего в медицине используют йод?
Вопрос 10. Верите ли вы, что с употреблением жирной и углеводистой пищи мы получаем не только дополнительные калории, но и тепло? Напомним, что игра - лингвистическая!
\Да. Калория в латинском дословно – «тепло»\
Полезно ли считать потребление калорий?
Вопрос 11. Что такое звукоподражание? Название какой полезной ягоды восходит к звукоподражанию? Подсказка: место, где ее можно найти, на диалектах звучит как «ключевина», т. е. болото.
\Клюква\
Чем полезна клюква? Какие способы хранения клюквы вы знаете? Какие лучше сохраняют целебные качества ягоды?
Вопрос 12. А это слово обозначает полуфабрикат и готовое блюдо. В греческом оно названо «кушаньем из ячменной муки», а в итальянском – «блаженством». Подсказка: Родина этого кушанья – Италия.
\Макароны\
Вопрос 13. Этимологическая задачка. В словаре есть два слова, допустим, А и Б. Оба они произошли от слова В. Из них А – английское и обозначает бытовой прибор, нужный на кухне. Б – латинское и называет жидкое лекарство.
В – «смешиваю». Угадайте, как звучат А и Б.
\Миксер и микстура\
Вопрос 14. Как вы думаете, употребляем ли мы «незрелые» овощи? Напоминаем, игра – лингвистическая!
\Да, огурцы. С греческого дословно переводится как «несозревший»\
Чем полезен огурец?
Вопрос 15. В переводе с итальянского это слово звучит «золотые яблоки». Как этот овощ называют русские люди?
\Помидор\
Вопрос 16. Все мы любим салаты… Делаем их из овощей, зелени и даже фруктов... А как вы думаете, как переводится это слово с итальянского? \Салат по происхождению является итальянским словом и буквально значит «соленая зелень»\
Вопрос 17. Заболевания этого органа очень распространены в современном обществе. К этому ведет курение, алкоголь, переедание, малоактивный образ жизни. А название этого человеческого органа связано с местом положения в теле. \Сердце\
Вопрос 18. Из чего ваши мамы варят щи? Как вы думаете, из чего их варили первоначально?
\Из щавеля. Общеславянское «щи» - это и есть щавель\
3. Подведение итогов.
Вопрос заключительный. Что нового и интересного вы узнали сегодня во время Брейн-ринга?
Жюри считает очки, заработанные командами, подводит итоги, победители награждаются дипломами и подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.
Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...
Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"
Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии
Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....