Система уроков по развитию речи
методическая разработка по русскому языку на тему

Романенко Татьяна Семеновна

Работа будет полезна учителям русского языка при  написании сочинений по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_urokov_po_razvitiyu_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система  уроков   по  развитию  речи.

"Натюрморт".

Методическая  разработка

учителя  русского  языка  и  литературы

МБОУ  СОШ № 3  им. атамана М.И.Платова  Романенко Т.С.

Урок  № 1

                                                      Запись на доске:

                                                     «В доме должна быть книга, а в саду цветок».

                                                                      Эпикур, древнегреческий философ.

Тема:             Натюрморт   как   жанр   живописи.

                       Цветы  как  главный  элемент  натюрморта.

Цель:             Сбор материала к сочинению.

                       Воспитание чувства прекрасного через восприятие мира цвета.

Ход  урока:    

  1. Беседа с учащимися.

  • Что такое натюрморт?

  • Что чаще всего изображает художник, рисуя натюрморт?

  • Как вы думаете, почему именно цветы мы чаще всего видим на полотне?

Запись в тетради:  Цветы – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному, что есть на земле.

  • Люди часто дарят цветы друг другу. Когда именно? В какие дни?

Но, увы, жизнь наша соткана не только из радости и счастья. Во всякой семье бывают такие события, когда цветы олицетворяют память.

  • Какие это события?

  • Да, это букеты памяти, букеты скорби и печали. А когда мы возлагаем такие букеты и к каким памятникам?

  • Какие именно составляются букеты? Из каких цветов?

Запись в тетради:   Цветами можно выразить самые различные чувства: радости, любви, грусти, печали, глубокой скорби.

Слово учителя. Из истории букета.

С древнейших времён цветы сопровождают торжественные события в жизни человека. Букеты и сами прожили долгую жизнь. Так, для Древнего Рима, греков, славян характерны венки, для восточных стран – гирлянды. Букеты же появились в эпоху Возрождения, причём не как украшения, а как источник ароматов. Они были небольшими, состояли из цветов, издающих сильный запах.

  • А ну-ка назовите такие душистые цветы?

     Можно ли надолго оставлять их в комнате?

Уже в 18 веке появились большие букеты. Настолько большие, что их привязывали крепко-накрепко к ручкам-держателям из дерева, металла и слоновой кости. Шли годы. Менялась мода, и большие букеты уступили место букетам из небольшого количества цветов, расположенных свободно. Есть целая наука составления букетов, называется она – «икебана».

  • В какой же стране родилось это удивительное искусство?

Запись в тетради:  Икебана – это японское искусство составления букетов. Основное правило икебаны – небольшое количество цветов, размещённых так, чтобы каждый цветок был хорошо виден.

  • Вот стеклянная банка. Как в ней расположить 3 традиционных цветка,

чтобы они не падали?

  • Скажите, а разве это красиво – цветы в банке?

  • В чём лучше ставить цветы?

  • А если нет под рукой нужной вазы?

  • А что у меня в руках? (Береста)

      Как вы думаете, с какой целью?

  • А если я хочу создать (!!!) наш русский букет, то какие цветы лучше всего поставить в такую вазу?

  1. Знакомство с красочным календарём «Стилевые букеты».

3.   Домашнее задание.

      Составить «цветочный натюрморт».

Урок  № 2

                                                       Запись на доске:

                                                      «В доме должна быть книга, а в саду цветок».

                                                                        Эпикур, древнегреческий философ

Тема:           Натюрморт как жанр живописи.

                     Его разновидности.

Цель:            Сбор материала к сочинению по картине.

                      Эстетическое восприятие мира цветов.

Ход урока:

  1. Беседа с учащимися.

  • Скажите, ребята, кто из вас до сих пор не знает или не понимает,

что такое натюрморт?

  1. Знакомство с репродукциями различных натюрмортов.

3.   Слово  учителя.

Да, действительно, «натюрморт», если точно перевести с французского, значит – «мёртвая природа». Мы привыкли к этому слову – «натюрморт», но оно неправильное. Всякая вещь перестаёт быть мёртвой, когда ею любуется человек, когда руки человека касаются её. Художники лучше других видят красоту вещей, которые нас окружают. Каждая вещь, каждый цветок, травинка оживают под кистью мастера. Мы разглядываем простые предметы, словно  видим их  в  первый раз. Это  оттого, что художник  писал  все  эти  предметы  удивлённо  и  с большой радостью.

  • Ребята, посмотрите на этот замечательный натюрморт художника Машкова  «Снедь московская. Хлебы».

Илья Иванович Машков изобразил на холсте хлебы. Хлеб чёрный и белый, ржаной и пшеничный. Батоны и буханки, булки, крендель, калач, бублики, сухарики, печенье всякое. Хлебы свежие, душистые, только что из печи. Хлебы расставлены, разложены так, будто это не те самые батоны и булки, которые каждый день появляются у нас на столе, а какие-то необыкновенные, драгоценные изделия. Стол круглый, красного дерева. Через просторную некрашеную полку свешивается кусок дорогой ткани. Хлебы выставлены – как в музее. Ведь это и в самом деле великая ценность, богатство, радость – хлеб. Если много хлеба, если хлеб хорош, то и жизнь хороша!

  • Ребята, скажите, а это натюрморт?

  • А почему? Присмотритесь внимательно: среди зелёных побегов травки трогательные голубые подснежники. Подснежник – предвестник весны. (Чтение стихотворения с комментарием.)

  • А какие ещё весенние цветы вы знаете? (Чтение стихотворения.)

  • Берестяные коробочки. Для каких они цветов сгодятся? А это будет натюрмортом?

  • Пройдёт совсем немного времени, и первые весенние цветы появятся в степи, в палисаднике, в нашем доме. А сейчас, зимой, у кого из вас стоят дома букеты? Как они выглядят?

  1. Составление зимних букетов.

  1. Домашнее  задание.

Написать сочинение по картине  И.И.Машкова  «Снедь московская. хлебы» (черновой вариант), по заданному началу: «Передо мной удивительная картина...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе

Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

система работы по развитию речи на уроках русского языка

Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учи...

Система уроков по развитию речи

Предлагаемые конспекты уроков являются приложением к программе "Аудирование на уроках русского языка в 6-8 классах" ,  используются для обучения учащихся написанию изложения на основе учебно-науч...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Авторская методика "Система работы по развитию речи глухих учащихся на уроках биологии"

Анализ данных об особенностях развития речи глухих учащихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет сделать следующие выводы:          речевое недоразвитие отрицательно ...

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...