Система уроков по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предлагаемые конспекты уроков являются приложением к программе "Аудирование на уроках русского языка в 6-8 классах" , используются для обучения учащихся написанию изложения на основе учебно-научных лингвистических текстов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urokov_po_razvitiyu_rechi.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Система уроков по развитию речи
на уроках русского языка в 6-8 классах
Тема урока №1 Темы широкие и узкие
Задачи: познакомить с видами тем; дать понятие «тема широкая» и «тема узкая»; показать, как знания видов тем, умение их разграничивать помогают в слуховом восприятии текста.
Ход урока
1.Введение и осознание понятия.
В процессе работы над упражнениями учебника учащиеся углубляют свои знания о теме, как об основном содержании высказывания. Школьники учатся различать широкие и узкие темы, вычленять из широких тем узкие, расширять узкие темы.
Вывод: широкая тема – обширная, неограниченная, лишенная узости; узкая тема – тема, охватывающая немногое, ограниченная.
2.Обучение слушанию
Задания до слушания:
1.Предположите по заголовку содержание текста
2.Определите, к какому виду тем (широкой или узкой) относится заголовок.
Задания во время слушания:
1.Раскройте логическое основание деления текста на абзацы.
2.При слушании уловите в абзацах связывающие их слова и обороты.
Альбом
Слово «альбом» происходит от латинского слова album – существительное, образованное от прилагательного albus –белый. Слово album называли в Древнем Риме покрытые белые доски, на которых верховный жрец вел летопись. Так же именовались различные официальные списки.
Латинское album возрождено в XVII веке в немецком языке, в нем album означало «записная книжка», куда путешественники заносили заметки. Немецкое album было заимствовано в XVIII веке французским языком, оттуда это слово проникло в русский.
В первой половине XIX века альбомы, куда собирали стихи, рисунки, автографы, стали важным элементом русской культуры.
С альбомной лирикой связаны и высокие образцы русской поэзии первой половины XIX века. Так более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовке указание «В альбом».
Эта традиция сохранилась и много позже. Например, знаменитая «Чукоккола» - альбом Корнея Ивановича Чуковского, куда много лет вносились стихи, рисунки, заметки, сделавшие «Чукоккалу» бесценным памятником истории литературы и изобразительного искусства (150 слов).
(Из сборника «Из истории русских слов»)
После слушания:
1.Подберите более конкретное название теста.
2.Расскажите, какие альбомы есть у вас дома.
Тема урока№2 Простой и сложный план
Задачи: Познакомить учащихся с видами планов, их различиями. Показать, что план лежит в основе всякой сознательной деятельности человека; план помогает сосредоточиваться на слуховом восприятии текста и выделении в нем темы и основной мысли.
Ход урока
1.Введение и осознание понятия
Слово учителя. План лежит в основе всякой сознательной деятельности человека. Представьте себе, что без плана стали бы строить дом, делать хирургическую операцию, снимать кинофильм…Берясь за любое дело, человек имеет ввиду определенную конечную цель. Очевидно, путей к достижению одной и той же цели много, но человек выбирает какой-то один путь, который представляется ему оптимальным. Этот выбранный путь к достижению цели и осознается как определенная последовательность операций, то есть, попросту говоря, как план.
Если путь к цели короток, то и план невелик. Скажем, если вы пишете письмо к другу, то вполне обходитесь планом, который легко держать в уме: «Сначала напишу об этом, потом…»
Но вот вам дали задание делать доклад по истории, доклад объемный. И вы уже задумались, с чего бы начать, какую главную мысль провести, как её аргументировать, чем закончить выступление, то есть вы уже поняли, что в данном случае путь к цели сложен и, стало быть, должен быть сложным, хорошо продуманным и план вашего доклада.
Форма сложного плана:
I.
II. 1)…2)…3)…
III.
Глядя на данную схему, надо учиться видеть не сухие безжизненные цифры, а строгую логическую конструкцию, чем-то напоминающую построение геометрической теоремы. В заголовке темы уже звучит «что дано». В формулировке II пункта плана – «что требуется доказать».Затем идут подпункты 1,2,3,4…, то есть уже само доказательство. И наконец, пункт III – «что и требовалось доказать».
Во время работы с текстами упражнений учащиеся учатся составлять план простой и сложный и видят преимущества сложного плана при слушании и пересказе текста.
2.Обучение слушанию
Задания до слушания:
I.Определите, какой из приведенный планов соответствует названию текста.
План №1
1. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
2. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова
3. Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой
План №2
1.Гудок
2.Пейзаж
3.Дом
4.Портрет
План № 3
1.Желание составлять словари.
2.Варианты словарей.
3.Назначение словаря.
4.Толчок к созданию словаря.
5.Толкование значения слова.
II. По заглавию и указанному плану (план №3) предположите основное содержание текста
Задания во время слушания:
1.Определите (выделите) основную идею высказывания.
2. Доработайте план так, чтобы получился сложный.
3.Определите стилевую организацию текста
Словари
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова разных профессий, в четвертом – мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.
Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (139 слов) (К. Паустовский «Золотая роза»)
Задания после слушания
1.Определите, какой порядок слов используется в данном предложении:
Всякие мысли приходят иногда в голову.
2.Закончите предложение:
Этот последний словарь нужен для того, чтобы…
Тема урока №3 Лексические средства связи предложений в тексте
Задачи: познакомить с описательным оборотом (как средством связи предложений в тексте), помогающим представить рисуемую автором картину; показать, как лексические средства связи влияют на выразительность текста, его образность, на слуховое восприятие.
Ход урока
1.Введение и осознание понятия.
Наблюдения над упражнениями учебника помогают сделать следующие выводы: во-первых, описательный оборот – синонимическая замена слова художественными оборотами речи;
во-вторых, описательный оборот помогает полнее, ярче представить рисуемую в тексте картину;
в-третьих, описательный оборот подчеркивает такие признаки предмета, которые важно отметить в данном контексте, в данной ситуации;
в-четвертых, описательный оборот чаще связывает предложения цепным способом связи.
2.Обучение слушанию
Задания до слушания
Предположить по опорным словам содержание текста
Опорные слова: болгарский книжник, Храбр, «золотой век», славянское письмо, этапы развития
Задания во время слушания: 1) составить план; 2) озаглавить; 3) выписать основную мысль.
Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, ученый монах, Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Это был период расцвета болгарской литературы, её «золотой век». В книге «Сказания о письменах» черноризец Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый – «когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письменами», но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи (87 слов)
(Из книги П. Утевской «Слов драгоценные клады»)
Задания после слушания: 1) восстановить последовательность предложений (поменять местами этапы); 2) определить вид связи предложений: Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Это был период расцвета болгарской литературы, её «золотой век».
Тема урока№4 Повествование. Рассказ
Задачи: Совершенствовать знания учащихся о типах речи; познакомить с композицией рассказа, его языковыми особенностями; показать, что развитие текста должно строиться по определенным законам, учитывающим логику фактов реальной действительности т особенности восприятия текста слушателями.
Ход урока
1.Введение и осознание понятия.
В результате работы с текстами учебника «Русская речь» п.29 учащиеся должны расширить свои знания о повествовании как о типе речи:
1.Главная особенность – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия.
2.Наличие в тексте повествовательного типа глаголов движения и состояния.
3.Порядок расположения глаголов должен соответствовать порядку самих действий.
4.Задача любого рассказчика в быстром введении слушателя в существо дела. Начало текста – это как вход в помещение – должен быть свободным, открытым, не загроможденным лишними, ненужными словами.
5.Повествование может заканчиваться не только указанием на последнее действие, но и выводом обо всем действии, обо всем событии
Рассказ – произведение малого эпического жанра, изображающее эпизод, фрагмент жизни героя.
Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.
Повествование имеет два плана сообщения (речи):
А) план сообщения о фактах, явлениях жизни, которые выражаются в значениях слов, словосочетаний, предложений;
Б) план, скрытый за этим содержанием, отражающий отношение пишущего или говорящего к явлениям и фактам.
2.Обучение слушанию
Задания до слушания: по заглавию и подзаголовку определите тип речи
Задания во время слушания (по вариантам): I вариант. Составьте план текста; II вариант. Определите, сколько планов сообщения имеет данный текст.
Былые родственники (из истории слов).
В наше время слова «мешок» и «мех» служат названием предметов, которые не имеют ничего общего ни по внешнему виду, ни по их значению. Даже форма множественного числа образуется неодинаково: меха и мешки. Перед нами разные предметы и разные слова. Между тем история этих слов уводит нас к одному слову и к одному предмету. Речь о мехе или шкуре животного. Наши предки шили из меха, помимо одежды и обуви, и такие вещи домашнего обихода, которые мы называем мешками – предметами для хранения соли, зерна и других сыпучих веществ. По материалам, из которого они изготовлялись, такие емкости тоже носили названия мехов. Мех – шкура животного и мех - емкость, изготовленная из меха.
Такая емкость могла быть разных размеров, поэтому малая емкость употреблялась с уменьшительным суффиксом –ек (мешек), а затем – ок (мешок). Также и в некоторых других случаях в русском языке: дух-душок, пух-пушок, стих-стишок.
В старой пословице мы встречаем: «шила в мешке не утаишь». У Даля записаны пословицы: «Век изжить – не мех сшить» и «Пустого меха не поставишь» (171 слово)
(По С. Коткову)
Задания после слушания: 1.Определите речевую ситуацию и стиль текста; 2.Объясните смысл одной из пословиц, представленных в тексте; 3.Определите соответствие (несоответствие) данных предложений содержанию текста.
Владимир Иванович Даль был исключительно талантливым и трудолюбивым человеком. Сначала он получил образование морского офицера, затем врача.
Тема урока№5 Описание помещения
Задачи: познакомить с типом сочинения – описания помещения, с употреблением описания помещения в разных стилях речи: официально-деловом и художественном; показать, как знания особенностей описания помещения, его языковых средств служат ориентиром в слуховом восприятии текста
Ход урока
1.Введение и осознание понятия.
В процессе наблюдений над упражнениями учебника школьники уясняют структуру описания помещения: общий вид; описание деталей, признаков предметов, обстановки; оценка описываемого.
Отличие официально-делового описания от художественного:
а) в официально-деловом – описание точное, логичное; информация подробная в той степени, в которой это необходимо, о размерах помещения, об освещенности, о типе мебели, о её расположении;
б) художественное описание дает яркое и образной представление о предмете; смысл его в том, чтобы раскрыть характер владельца комнаты, дать читателю, слушателю представление о его образе жизни, при этом автор выражает свое отношение к герою.
2.Обучение слушанию
Задания до слушания: ответить на вопрос: как вы понимаете выражение «белый дом»; предположите по названию, о чем пойдет речь в тексте? Можно ли по заглавию определить тип речи?
Задания во время слушания: определите, к какому стилю речи относится данный текст; определите количество микротем; составьте план текста.
Почему Белый дом так называется?
Белый дом не всегда был белым и не всегда так назывался. Но он всегда был официальной резиденцией президента Соединенных Штатов.
Это старейшее сооружение. Его основы были заложены 13 октября 1792 года. Первоначальные названия – Президентский дом, Президентский особняк и даже Президентский дворец. Как же он получил название Белый Дом? Дело в том, что это здание было построено из серого камня. Во времена войны 1812 года британские войска захватили Вашингтон и сожгли дом президента 24 августа 1814 года. Остались только стены.
Под руководством Хобана (ирландского архитектора, по проекту которого был построен дом) здание было восстановлено и полностью завершено в 1817 году. Чтобы скрыть пятна от пожара, серый камень стен был покрашен в белый. Поэтому здание стало называться Белым Домом, но это название не было официальным, пока Теодор Рузвельт в 1902 году не узаконил его.
Интересно, что комнаты в Белом Доме также различаются по цветам. Голубая комната овальной формы, - это комната приемов президента и его жены. Красная комната обставлена мебелью периода Империи. В зеленой комнате и мебель, и предметы времен президентов Джона Адамса и Томаса Джефферсона. Наверху находится Розовая комната, где живет президент и его семья. (183 слова)
Задания после слушания: продолжите начатую мысль: «Интересно, что комнаты в Белом Доме различаются по цветам…»
Тема урока №6 Рассказ на основе картины, включающий описание
Задачи: в ходе дальнейшего изучения особенностей описания познакомить учащихся с разными подходами в работе над картиной; показать, что знания особенностей работы над картиной помогают в слуховом восприятии описаний полотна.
Ход урока
I.Теоретическая часть
Сравнение описания и повествования (беседа)
В ходе беседы и наблюдений над упражнениями учащиеся составляют таблицу
Описание и повествование
Описание | Повествование |
1.Статично, единый временной план информации. 2.Описательный текст имеет заглавие в виде существительного в начальной форме (название предмета, который описывается) 3.Описывая картину, автор не имеет права выходить за пределы картины, а пишет только о том, что видит на картине, т.е. создает с помощью слов описание, переводит линии и краски в слово, в предложение. | 1.Динамично,т.е. в нем говорится о развитии действия. 2.Повествовательный текст имеет такую форму, которая содержит указание или намек на действие. ( В лесу. На реке). 3.Чтобы создать на основании картины повествование, надо выходить за пределы картины, за пределы того, что на ней нарисовано, и додумывать то, что было до момента, изображенного на картине, или домысливать то, что, по всей вероятности, произойдет после изображенного на картине момента. |
II. Обучение слушанию
Задания до слушания: 1) проанализируйте заголовок текста. Предположите, о чем пойдет речь в тексте.2) определите, что отражено в данной схеме, уточните, какие советы будут даны школьнику
Рассматривание картины
единство замысел изобразительные
содержания художника средства
и формы
Задания во время и после слушания (часть заданий выполняется дифференцированно).
- Сопоставьте свои предположения с тем, что дано в тексте.
- Определите стилевую организацию текста.
- Проследите, соответствует ли данный текст предложенной схеме, что можно внести дополнительно? (1 ряд)
- Определите виды связей предложений в тексте(2 ряд)
- Выпишите и определите форму глаголов, используемых в тексте (3 ряд)
Советы школьнику
Картину анализируй как произведение живописи в единстве содержания и формы. Описывая изображаемое на картине, раскрой замысел художника, отметив, какими изобразительными средствами он пользовался, сумей выделить главное в композиции. Рассматривание картины в единстве содержания и формы, акцентирование внимания на теме произведения живописи и средствах раскрытия замысла художника помогут тебе овладеть умением раскрыть тему и основную мысль своего сочинения.
Учитывая, что описание картины легче, чем составление по ней рассказа, целесообразно вначале описать произведение живописи, а затем приступить к составлению рассказа на основе изображенного.
В своей работе используй слова, необходимые для анализа произведения живописи (например, художник, живописец, изобразил, краски, цвет, передний и задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, репродукция, произведение живописи…)(109 слов)
( Из книги Л.А.Ходяковой «Использование живописи
в преподавании русского языка)
В дальнейшем этот текст используется в качестве памятки при работе над картиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе
Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
система работы по развитию речи на уроках русского языка
Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учи...
Система уроков по развитию речи
Работа будет полезна учителям русского языка при написании сочинений по картине...
Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...
Авторская методика "Система работы по развитию речи глухих учащихся на уроках биологии"
Анализ данных об особенностях развития речи глухих учащихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет сделать следующие выводы: речевое недоразвитие отрицательно ...
Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля
Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...