Конспект открытого урока по теме "Односоставные предложения" 8кл.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Прокопчук Лариса Викторовна

Рассмотрены основные типы односоставных предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_odnosost.predlozheniya_8_klass.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

ТЕМА УРОКА :  «Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений»

 «О вечном и непреходящем на уроках русского языка» 
 

Тип урока: повторение и закрепление знаний .


Цели урока: 1) Создать условия для закрепления умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе, совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой

Используемое оборудование: Презентация "Односоставные предложения"

Учебные технологии, используемые на уроке: Internet Explorer, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word ,дидактические материалы (карточки-тренажёры); Предполагаемое практическое использование: проведение урока. Обобщающий урок на основе технологии с приёмами развития критического мышления с учётом психологической теории поэтапного формирования интеллектуально-речевых умений. Методы и приёмы: • Исследование • Проблемные вопросы • Анализ текста • Творческая работа • • Дифференцированное домашнее задание.

ХОД УРОКА
Слово учителя. Сегодня все чаще говорят о возрождении вечных ценностей. Давайте задумаемся: а что такое вечные ценности? Сострадание, духовность, нравственность, душевность, доброта. Несомненно, что каждое из перечисленных слов заслуживает отдельного разговора. Как вы считаете, ребята, почему именно в XXI веке вспомнили о вечных ценностях? Подумайте, что утрачивается в современном мире?

       Наш урок, посвященный повторению изученного по теме «Односоставные предложения», я предлагаю провести в форме диалога с прозаическими и поэтическими миниатюрами, затрагивающими тему непреходящих вечных ценностей.

Словарная работа. Словарь «Непреходящие ценности». На доске вывешены слова: ценность, доброта, духовность, нравственность, милосердие, сострадание. Задание: узнайте слово по его лексическому значению.
1) Общеславянское слово, от доба – « пора, время». Первоначальное значение «Большой, крепкий, вошедший в добу (пору)» ДОБРОТА (Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка 2005 )
2) Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. ДУХОВНОСТЬ

3) Предметы, явления, важные для культурной, духовной жизни какого-либо народа, общества.. ЦЕННОСТЬ (Словарь русского языка под ред А.П. Евгеньевой )

4) Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. НРАВСТВЕННОСТЬ (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999 г)

5) Заимствованное из старославянского языка, в котором оно является словообразовательной калькой греческого (симпатия). Восходит к «страдание, боль, страсть, чувство» СОСТРАДАНИЕ ( Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка М.2005)

6) Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. МИЛОСЕРДИЕ (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999 г)

РАЗМИНКА . Чтобы наша работа была результативной, мы с вами, ребята, должны сначала провести разминку на карточках-тренажёрах. (У каждого на парте лежит карточка). Вашему вниманию предложен текст стихотворения А.Кушнера. Прочтите его, постарайтесь с помощью интонации передать то настроение, которое отражает авторский замысел.
(текст читает один из учеников)
Времена не выбирают,

 В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять,

 Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.

 Но дымится сад чудесный,

 Блещет тучка; обниму

 Век мой, рок мой на прощанье.

 Время – это испытанье.

Не завидуй никому.


А) Выпишите глаголы из текста.

Разберите их на карточках-тренажёрах.

 Б) Укажите антонимы в тексте. В)Какие односоставные предложения используются в тексте? Определите их тип.

Г) Укажите примеры, которыми можно проиллюстрировать правописание: а) чередующихся гласных в корне, частицы НЕ и НИ.

 
Повторим изученное ( задания на экране)
(4 учащимся даются карточки для самостоятельной работы)


1) - Перед вами строчки из произведения А.С. Пушкина. Вы узнали это произведение?
Укажите тип односоставных предложений. Определите грамматические формы сказуемого (наклонение, лицо, число). 

А) Прошу не умничать, - сказал я своему дядьке. – Сейчас неси сюда тулуп.

Б) Барин, не прикажешь ли воротиться?

В) Дай ему заячий тулуп.

 
Лексический эксперимент. Читается отрывок из стихотворения М.Р. Баинова.
Земля! Люблю твое дыхание,
Целую родники твои -
И, не имеющий названья,
Проходит тайный ток в крови.

Задание: Найти определенно-личные предложения, подчеркнуть основы предложений.
Что бы изменилось, если бы автор писал:
Земля! Я люблю твое дыхание,
Я целую родники твои:

Вывод: Фраза становится громоздкой, внимание на себя перетягивает местоимение "я", главной становится фигура поэта.

Слово учителя. 
А.М.Пешковский на этот счет писал
: «Предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, но ничем не более ясную". 
Стихотворение с определенно-личными предложениями более приближено к читателю, имеет доверительную интонацию.

 2) - Переделайте неопределенно-личные предложения в двусоставные. Обратите внимание на изменение смысла предложения. (Предложения записаны на слайдах)

Слайд1

А) Его срочно вызвали на работу. –

 Б) Ему посоветовали обратиться к преподавателю –

 В) Соловья баснями не кормят. –

Слайд2

3) Переделайте личные предложения в безличные.

 А) Густой туман застилал долину реки. - Б) За ночь снег засыпал часть дороги, мороз сковал озеро.

 Слайд3

4) Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «По грибы». Определите, какие предложения составляют текст.
Плетёмся по грибы.

 Шоссе. Леса. Канавы.

 Дорожные столбы

 Налево и направо.

С широкого шоссе

Идем во тьму лесную,

 По щиколку в росе

Плутаем врассыпную.
Набиты кузовки,

Наполнены корзины.

 Одни боровики

 У доброй половины.

Уходим.

За спиной

 Стеною лес недвижный,

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

 

 (Как вы думаете, почему в этом стихотворении использованы односоставные и неполные предложения? Объясните выделенные орфограммы.)


Слайд4

5. Творческая работа . Придумайте название картинкам, используя односоставные предложения.

6. Прочитайте текст А. Лиханова ( у каждого ученика лежит текст на парте)

 

 Бабушка говорила мне про нелюбовь. Считала её самым страшным. Да уж! Нелюбви хоть отбавляй. Но раз она есть, эта нелюбовь, существует и любовь. Существует внимание и интерес – одного человека к другому, к жизни, которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью. И когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас. Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и всё-таки она есть. Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга.

 

 А) В каком предложении заключена главная мысль текста?

 

Б) Как вы думаете, почему бабушка героя считала нелюбовь самым страшным?

 

7 Прочитайте стихотворение А.Дементьева.

 Слайд5

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

 Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -

 Ведь все порушить может смерть.

 Как важно вовремя успеть

 Похлопотать или поздравить,

 Плечо надежное подставить!

 И знать, что будет так и впредь.

 Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

 Незримо отчуждает нас.

 И запоздалая вина

Потом терзает души.

 Всего-то надо – научиться слушать

 Того, чья жизнь обнажена.


1) О чем просит поэт своих читателей?

2) Передает ли этот текст определенные чувства? Объясните, почему.

 3)Найдите слово, которое встречается в тексте 3 раза. Какой смысл вносит в стихотворение этот повтор?

4) Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их тип . 


Подведение итогов урока.

 
7. Домашнее задание предлагается на выбор:
А) Напишите сочинение на тему «Доброе слово: оно необходимо каждому».

Б) Задание в карточке.
Карточка № 1 Найти определенно-личное предложение, выполни синтаксический разбор предложения, выделенного курсивом. Из песни слова не выкинешь. (Пословица)
Люблю отчизну я, но странною любовью. (Лермонтов)
Хорошо в зимнем лесу. 
Приветствую тебя, пустынный уголок. (Пушкин)

Карточка № 2 
Рассыпалось предложение. Собери его. Укажи его тип (односоставное или двусоставное) а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай. б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

 

Карточка № 3 

Поработайте корректором . Восстановите структуру текста, вставьте орфограммы и недостающие знаки препинания

. ТЕКСТ №1. Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер ..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий.

 

 ТЕКСТ №2. Как прекрасно осен..ей порой! Так кр..сиво на улице после знойного лета, после августовских теплых дней! Каких только красок нет у з..л..той ос..ни! В это время уб..рают урожай подсолнечника кукурузы сахарной свеклы пашут поля под озимые.

Карточка № 4 
СОСТАВИТЬ ТЕКСТ - ПОЗДРАВЛЕНИЕ, используя определенно-личные предложения (можно в стихотворной форме.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...