Конспект открытого урока по теме "Односоставные предложения" 8кл.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Рассмотрены основные типы односоставных предложений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_odnosost.predlozheniya_8_klass.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
ТЕМА УРОКА : «Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений» «О вечном и непреходящем на уроках русского языка» Тип урока: повторение и закрепление знаний .
Используемые учебники и учебные пособия: Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой Используемое оборудование: Презентация "Односоставные предложения" Наш урок, посвященный повторению изученного по теме «Односоставные предложения», я предлагаю провести в форме диалога с прозаическими и поэтическими миниатюрами, затрагивающими тему непреходящих вечных ценностей. Словарная работа. Словарь «Непреходящие ценности». На доске вывешены слова: ценность, доброта, духовность, нравственность, милосердие, сострадание. Задание: узнайте слово по его лексическому значению. 3) Предметы, явления, важные для культурной, духовной жизни какого-либо народа, общества.. ЦЕННОСТЬ (Словарь русского языка под ред А.П. Евгеньевой ) 4) Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. НРАВСТВЕННОСТЬ (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999 г) 5) Заимствованное из старославянского языка, в котором оно является словообразовательной калькой греческого (симпатия). Восходит к «страдание, боль, страсть, чувство» СОСТРАДАНИЕ ( Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка М.2005) 6) Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. МИЛОСЕРДИЕ (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999 г) РАЗМИНКА . Чтобы наша работа была результативной, мы с вами, ребята, должны сначала провести разминку на карточках-тренажёрах. (У каждого на парте лежит карточка). Вашему вниманию предложен текст стихотворения А.Кушнера. Прочтите его, постарайтесь с помощью интонации передать то настроение, которое отражает авторский замысел. В них живут и умирают. Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять, Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять. Что ни век, то век железный. Но дымится сад чудесный, Блещет тучка; обниму Век мой, рок мой на прощанье. Время – это испытанье. Не завидуй никому.
Разберите их на карточках-тренажёрах. Б) Укажите антонимы в тексте. В)Какие односоставные предложения используются в тексте? Определите их тип. Г) Укажите примеры, которыми можно проиллюстрировать правописание: а) чередующихся гласных в корне, частицы НЕ и НИ.
А) Прошу не умничать, - сказал я своему дядьке. – Сейчас неси сюда тулуп. Б) Барин, не прикажешь ли воротиться? В) Дай ему заячий тулуп. Задание: Найти определенно-личные предложения, подчеркнуть основы предложений. Вывод: Фраза становится громоздкой, внимание на себя перетягивает местоимение "я", главной становится фигура поэта. Слово учителя. 2) - Переделайте неопределенно-личные предложения в двусоставные. Обратите внимание на изменение смысла предложения. (Предложения записаны на слайдах) Слайд1 А) Его срочно вызвали на работу. – Б) Ему посоветовали обратиться к преподавателю – В) Соловья баснями не кормят. – Слайд2 3) Переделайте личные предложения в безличные. А) Густой туман застилал долину реки. - Б) За ночь снег засыпал часть дороги, мороз сковал озеро. Слайд3 4) Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «По грибы». Определите, какие предложения составляют текст. Шоссе. Леса. Канавы. Дорожные столбы Налево и направо. С широкого шоссе Идем во тьму лесную, По щиколку в росе Плутаем врассыпную. Наполнены корзины. Одни боровики У доброй половины. Уходим. За спиной Стеною лес недвижный, Где день в красе земной Сгорел скоропостижно.
(Как вы думаете, почему в этом стихотворении использованы односоставные и неполные предложения? Объясните выделенные орфограммы.)
5. Творческая работа . Придумайте название картинкам, используя односоставные предложения.
Бабушка говорила мне про нелюбовь. Считала её самым страшным. Да уж! Нелюбви хоть отбавляй. Но раз она есть, эта нелюбовь, существует и любовь. Существует внимание и интерес – одного человека к другому, к жизни, которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью. И когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас. Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и всё-таки она есть. Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга.
А) В каком предложении заключена главная мысль текста?
Б) Как вы думаете, почему бабушка героя считала нелюбовь самым страшным?
7 Прочитайте стихотворение А.Дементьева. Слайд5 Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! - Ведь все порушить может смерть. Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надежное подставить! И знать, что будет так и впредь. Но забываем мы подчас Исполнить чью-то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина Потом терзает души. Всего-то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.
2) Передает ли этот текст определенные чувства? Объясните, почему. 3)Найдите слово, которое встречается в тексте 3 раза. Какой смысл вносит в стихотворение этот повтор? 4) Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их тип .
Б) Задание в карточке.
Карточка № 3 Поработайте корректором . Восстановите структуру текста, вставьте орфограммы и недостающие знаки препинания . ТЕКСТ №1. Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер ..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий.
ТЕКСТ №2. Как прекрасно осен..ей порой! Так кр..сиво на улице после знойного лета, после августовских теплых дней! Каких только красок нет у з..л..той ос..ни! В это время уб..рают урожай подсолнечника кукурузы сахарной свеклы пашут поля под озимые. Карточка № 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого урока на День открытых дверей
Тем урка "ГТО - путь к здоровью"...