МЕТОДЫ КОМПРЕССИОННОГО СЖАТИЯ ТЕКСТА
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ КОМПРЕССИОННОГО СЖАТИЯ ТЕКСТА
Цели урока:
Образовательные:
в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;
содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
Развивающие:
содействовать развитию мышления, внимания, памяти; создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,
создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование:
учебник русского языка, компьютер и проектор с презентацией учебного материала,
рабочие тетради , памятка для учащихся.
Тип урока:
урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока:
практикум
План урока:
- Организация начала урока
- Целеполагание
- Работа с текстами разных типов
- Работа с текстом С. Львова
- Самостоятельная творческая работа в парах, группах сменного состава
- Подведение итогов творческой самостоятельной работы
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока:
- Организация начала урока
- Целеполагание
Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ЕГЭ.
Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать текст.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.
Работа над текстами разных типов.
Беседа:
- Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?
- Что надо знать, чтобы правильно сократить текст по содержанию?
- Расскажите, что надо сократить, а что сохранить при каждом типе речи.
- Работа в группах.
Задание:
Произвести компрессию текста по содержанию.
1 группа: ведущий тип речи - повествование
2 группа: ведущий тип речи - описание
3 группа: ведущий тип речи – рассуждение
Проверка работ учащихся.
- Анализ текста С. Львова
А теперь мы проанализируем текст С. Львова и сделаем его компрессию.
Вспомним, памятку «как писать сжатое изложение».
- Работа с текстом.
Чтение текста.
Беседа:
Какова тема текста? (домашнее чтение)
Какова основная мысль текста? (домашнее чтение объединяет членов семьи)
Определяем речевую ситуацию.
Каков стиль текста? (публицистический)
Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (Роль домашнего чтения в сближении членов семьи; есть любимые книги, потому что прочитаны вместе и вслух;
проблема преимущественного права книги перед другими средствами информации)
Какова позиция автора? (призывает, уговаривает к совместному чтению для сближения семьи, развитию их чувств)
Определяем количество абзацев и микротем:
- Домашнее чтение вслух сближает.
- Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читаем вместе вслух.
- Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения.
- Попробуйте читать вместе вслух.
- Все переживания при совместимости чтения вслух усиливаются, возникает радость общения.
- Попробуйте читать вместе вслух – не пожалеете.
Сегодня мы попытаемся обработать несколько методов, а именно замену СПП ПП, ОЧ обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.
Вместе с вами мы сделаем компрессию двух абзацев, а дальше вы будете работать самостоятельно.
1 абзац:
1 предложение – оставить
2 предложение – СПП – ПП
3 предложение – СПП – ПП
2 абзац:
1 предложение - СПП – ПП
2,3 предложение – СПП – ПП – слияние предложений
- Творческое задание
Мы с вами сделали компрессию двух абзацев, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти методы сжатия.
1 ряд – 3 абзаца 2 ряд - 4 абзаца 3 ряд – 5, 6 абзацев
Подведение итогов работы в парах, группах сменного состава
- Чтение текстов
- Какие приемы компрессии текста вы использовали?
- Рефлексия
- Домашнее задание: закончить компрессию текста, составить 10 тестовых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
МЕТОДЫ КОМПРЕССИОННОГО СЖАТИЯ ТЕКСТА
урок-практикум...
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия
Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и конкретными примерами и текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...
Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия
Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...