"Изобразительно-выразительные средства в современной песне" (урок русского языка в 10 классе)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Толстых Виктория Александровна

Данное учебное занятие представляет собой защиту ученических проектов по теме "Изобразительно-выразительные средства в современной песне"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 10«А»

Дата:

Предмет: русский язык

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства в современной песне

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: урок защиты проектов

Цели урока:

Деятельностная:  научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Организовать деятельность по повторению темы «Средства речевой выразительности»; 

Развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.

Обеспечить применение полученных ранее учебных навыков в условиях защиты индивидуального проекта.

Развить умение формулировать определение понятий;

Развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

Содействовать обогащению словарного запаса учащихся;

  1. Развивающие:

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию;

Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Формирование логических умений;

Развитие умения формулировать цель, тему;

Создавать условия для развития коммуникативных навыков.

  1. Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к художественному слову, ответственного отношения к собственному слову;

Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • материалы для защиты проектов на электронном носителе;
  • рабочая тетрадь.

Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения; метод многократного  перечитывания  текста  с разными задачами (поиск самой лёгкой скороговорки,  чтение  в разном темпе, поиск повторяющихся звуков), метод сравнения.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение

к деятельности.

Организационный момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

- Откройте тетради, запишите в них число. Классная работа.

Тему урока сформулируем чуть позже.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Учащиеся работают в тетрадях.

2. Актуализация знаний, мотивация

Самостоятельная работа

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- На прошлых уроках мы повторили изученный вами ранее  материал по теме «Изобразительно-выразительные средства современного русского языка».

Давайте проверим, как вы усвоили теоретический материал.

- Перед вами на столах листы с заданием.

Выпишите в тетрадь только те строки, в которых правильно определены используемые средства речевой выразительности.

Верные ответы

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

олицетворение

Лес, точно терем расписной,  лиловый, золотой, багряный.

сравнение

И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук

фразеологизм

- Давайте проверим, все ли справились с работой.

Какие строки вы выписали?

Определите, какие средства речевой выразительности содержатся в оставшихся предложениях.

Создаёт ситуацию для определения темы урока.

Какое домашнее задание вы готовили к этому уроку?

 - А теперь запишем  тему нашего урока.

Уточняет и фиксирует тему урока. 

«Изобразительно-выразительные средства в современной песне»

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, определяют  тему урока.

Выполняют задание.

Обучающиеся по цепочке зачитывают правильные ответы.  

При проверке

оценивают себя и других отвечающих.

Определяют самостоятельно тему урока.

- Создание проекта на тему «Средства речевой выразительности в современной песне».

-Тема урока: «Защита проектов по теме: «Средства речевой выразительности в современной песне»

3. Постановка учебной задачи.

Организует ситуацию формулирования цели для изучения.

- Итак, тему мы определили.

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие, придать образность и выразительность, авторы текстов песен используют средства выразительности речи.

Осталось понять, какова будет цель нашего занятия.

- Эту цель мы будем реализовать с помощью ваших проектов, защита которых начнётся через несколько минут.

Формулируют цель занятия, рассуждают  о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- Наша цель: научиться выявлять в художественном тексте средства речевой выразительности, определять их роль.

- Мы усвоим основные особенности художественных средств русского языка, научимся их «видеть» при чтении текстов.

- Изучив основные средства речевой выразительности, мы сможем  точнее понимать художественный текст, смысл и идейное содержание произведения.

- Подготовимся к выполнению задания 25 ЕГЭ  по русскому языку

4.Решение учебной задачи:

защита проектов

Учитель создаёт атмосферу психологического комфорта перед публичными выступлениями учащихся с помощью тренинга.

- Итак, вам предстоит защитить свои индивидуальные исследовательские проекты. Давайте выполним небольшое упражнение, которое поможет вам  чувствовать себе спокойнее и увереннее.

Я прошу вас встать. Встаньте удобно, выпрямите спину.
Представьте, что вы стоите перед дверью. Успокойтесь!!! Выполните дыхательные упражнения для снятия напряжения:
         Глубокий вдох через нос (4-6 секунд). Задержка дыхания на 2-3 секунды. Выдох. Сожмите кисти в кулак и резко расслабьте их.

          Скажите про себя несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!»

         Садитесь.

- Итак, начинаем защиту проектов. После каждого выступления можно задать вопросы выступающему или прокомментировать выступление.

Учащиеся выполняют упражнение.

Учащиеся презентуют результаты работы (демонстрация презентаций)

Рефлексия деятельности.

5. Объяснение д/з

- Спасибо всем выступающим за интересные проекты!

- Вспомним, какие цели мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли мы цели?

-Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

Какова практическая значимость проекта лично для тебя?

Какие знания, умения ты приобрел в процессе работы над проектом?

Объясняет домашнее задание

на следующий урок:

из упр. 263 выписать стихотворные тексты и найти в них художественные средства

Спасибо за урок. До свидания!

Научиться выявлять в художественном тексте средства речевой выразительности, определять их роль.

- Да.

- С помощью разработанного мной проекта по теме я научился находить средства речевой выразительности в тексте, верно определять их значение.

Учащиеся размышляют над предложенными учителем вопросами, высказывают своё мнение.

Обсуждение и запись учащимися задания в дневники.

Приложение

Задание. Выпишите в тетрадь только те строки, в которых правильно определены используемые средства речевой выразительности.

Пример

Средство художественной выразительности

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

олицетворение

Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. 

гипербола

Лес, точно терем расписной,  лиловый, золотой, багряный.

сравнение

И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук

фразеологизм

Я проходил, но осталась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь.

эпитет

До сих пор во сне я вижу эту замёрзшую, голую и печальную долину.

метафора

Правильный ответ:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

олицетворение

Лес, точно терем расписной,  лиловый, золотой, багряный.

сравнение

И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук

фразеологизм

Список литературы:

1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – М.: АРКТИ, 2010.

2. Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: «Экзамен», 2011.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989.

4. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов [и др.]; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.

5. Программа по  русскому  языку . 5 — 9  классы. Авторы  программы  М.М.  Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2010.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.

7. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [ и др.] ; под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"

Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....

презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»

СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА  •Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.•Р...

Лучшие практики по обеспечению обучения русскому языку и современные технологии популяризации русского языка представили на семинаре в Москве

Актуальные аспекты развития образования на русском языке и обучения русскому языку, а также технологии популяризации русского языка стали темами Всероссийского семинара, который прошел в Москве 4 дека...

Русский язык в современом мире. Функции русского языка.

Русский язык — это один из самых сложных и богатых языков мира.Русский язык -  многообразен лексикой, грамматикой и пунктуацией. Многие писатели и поэты воспевают русский язык.Благодаря язы...