"Изобразительно-выразительные средства в современной песне" (урок русского языка в 10 классе)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Данное учебное занятие представляет собой защиту ученических проектов по теме "Изобразительно-выразительные средства в современной песне"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 10«А»
Дата:
Предмет: русский язык
Тема урока: Изобразительно-выразительные средства в современной песне
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: урок защиты проектов
Цели урока:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи урока:
- Образовательные:
Организовать деятельность по повторению темы «Средства речевой выразительности»;
Развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.
Обеспечить применение полученных ранее учебных навыков в условиях защиты индивидуального проекта.
Развить умение формулировать определение понятий;
Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
Содействовать обогащению словарного запаса учащихся;
- Развивающие:
Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию;
Развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Формирование логических умений;
Развитие умения формулировать цель, тему;
Создавать условия для развития коммуникативных навыков.
- Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к художественному слову, ответственного отношения к собственному слову;
Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- материалы для защиты проектов на электронном носителе;
- рабочая тетрадь.
Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения; метод многократного перечитывания текста с разными задачами (поиск самой лёгкой скороговорки, чтение в разном темпе, поиск повторяющихся звуков), метод сравнения.
Технологическая карта урока
Приложение
Задание. Выпишите в тетрадь только те строки, в которых правильно определены используемые средства речевой выразительности.
Пример | Средство художественной выразительности |
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. | олицетворение |
Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. | гипербола |
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. | сравнение |
И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук | фразеологизм |
Я проходил, но осталась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. | эпитет |
До сих пор во сне я вижу эту замёрзшую, голую и печальную долину. | метафора |
Правильный ответ:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. | олицетворение |
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. | сравнение |
И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук | фразеологизм |
Список литературы:
1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – М.: АРКТИ, 2010.
2. Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: «Экзамен», 2011.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989.
4. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов [и др.]; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.
5. Программа по русскому языку . 5 — 9 классы. Авторы программы М.М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2010.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.
7. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [ и др.] ; под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.
Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...
Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....
презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»
СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА •Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.•Р...
Лучшие практики по обеспечению обучения русскому языку и современные технологии популяризации русского языка представили на семинаре в Москве
Актуальные аспекты развития образования на русском языке и обучения русскому языку, а также технологии популяризации русского языка стали темами Всероссийского семинара, который прошел в Москве 4 дека...
Русский язык в современом мире. Функции русского языка.
Русский язык — это один из самых сложных и богатых языков мира.Русский язык - многообразен лексикой, грамматикой и пунктуацией. Многие писатели и поэты воспевают русский язык.Благодаря язы...