Опорные схемы по русскому языку 5-9 классы
методическая разработка по русскому языку по теме
Опорные схемы разработаны на основе орфографических правил по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы. Могут быть использованы на уроках в виде презентаций для закрепления изученного материала, в индивидуальной и самостоятельной работе обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy_po_russkomu_yazyku.docx | 61.42 КБ |
Предварительный просмотр:
О-А в безударных корнях -лаг- - -лож-
О (перед ж) | -лож- | положить |
А (перед г) | -лаг- | полагать |
Исключение: | полог |
О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-
А (перед СТ, Щ) | -раст- - -ращ- | возраст |
О (перед остальными) | -рос- | заросли |
Исключения: | росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав |
О - А в безударных корнях -кос- - -кас-
А (перед суффиксом -а-) | касаться |
О (перед -сн-) | прикоснуться |
Правописание корней -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-
Под ударением | Без ударения | ||
-гар- | загар | -гор- | загорел |
-зар- - -зор- | зарево | -зар- | зарница |
-клан- - -клон- | кланяться | -клон- | наклонять |
-твар- - -твор- | тварь | -твор- | творить |
И - Е в корнях с чередованием
И перед суффиксом -а- | Е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Но: сочетать, сочетание |
О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-
-мок- (-моч-) | в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" | непромокаемый |
-мак- | "погружать в жидкость" | макать сухарь в чай |
-равн- | "равный, наравне, одинаковый" | подравнять - сделать равным |
-ровн- | "прямой, гладкий, ровный" | заровнять |
Исключения: | равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь |
О - Е (Ё) в корнях после шипящих
Ё (под ударением) | шёлк - шелка |
О (без ударения) в заимствованных словах | жокей, шомпол, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия |
Исключения: | крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол |
И - Ы после Ц
Ы |
пловцы, птицы, смуглолицый
сестрицын, Птицын
|
И |
цилиндр, цинга, цифра, цирк, цинк
кульминация, акация, иллюстрация |
О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
О (под ударением) | Е (без ударения) | |
суффикс | речонка | реченька |
окончание | плечом | зрелищем |
Приставки на з - с
з- (перед гласными и звонкими согласными) | с- (перед глухими согласными) |
бездомный | бесконечный |
раздать - розданный
стереть - сделать | |
пре- | при- |
пребольшой (очень) | приморский |
Приставки пре- и при-
Гласные Ы и И после приставок
Ы | И |
сыграть
подыскать |
межинститутский
контригра |
Падежи и падежные окончания имен существительных
Падеж | Склонение | |||
I | II | III | ||
Именительный | кто? что? | -а, -я | [], -о, -е | [] |
Родительный | кого? чего? | -ы, -и | -а, -я | -и |
Дательный | кому? чему? | -е | -у, -ю | -и |
Винительный | кого? что? | -у, -ю | -о, -е | [] |
Творительный | кем? чем? | -ой (-ою), | -ом, -ем | -ью |
Предложный | (о) ком? (о) чем? | -е | -е | -и |
Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие
-ия | -ий | -ие | ||
Р.п. | -и | -я | -я | лекции |
Д.п. | -и | -ю | -ю | лекции |
Т.п. | -ей | -ем | -ем | лекцией |
П.п | -и | -и | -и | (о) лекции |
Разносклоняемые существительные на -мя
бремя, | время, | вымя, | знамя, |
имя, | пламя, | племя, | семя, |
стремя, | темя, |
а также путь
Р.п. | -и | племени |
Д.п. | -и | племени |
Т.п. | -ем (-ём) | племенем |
П.п. | -и | (о) племени |
Правописание суффиксов -ик-, -ек-
Если при склонении существительного
- гласная выпадает, то пишется суффикс -ек-:
дружочка - дружочек
орешка - орешек
- гласная сохраняется, то пишется -ик-:
шалашика - шалашик
мальчика - мальчик
Правописание суффиксов -чик-, -щик-
-чик- | -щик- |
после д-т, з-с, ж | остальные случаи |
вкладчик | дрессировщик |
Правописание НЕ с существительными
слитно | раздельно |
1.Не употребляются без НЕ: невежда 2.Если есть синоним без НЕ: недруг (враг) | 1.Если есть противопоставление с союзом А: Не правда, а ложь. |
Правописание НЕ с прилагательными
слитно | раздельно |
ненастный
небольшой (маленький) |
Не большой, а маленький.
вовсе не верное |
Правописание суффиксов -ив-, -ев-
-ив- под ударением | -ев- без ударения |
красивый | дождевой |
Исключения: | милостивый, юродивый |
Правописание суффиксов -к-, -ск-
-к- | -ск- |
узок - узкий
немец - немецкий |
матрос - матросский |
Соединительные гласные О, Е в сложных словах
О (после твердых основ) | Е (после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц) |
звероловство | жизнеописание |
Склонение количественных числительных
| 5-20, 30 | 40, 90, 100 | 50-80, 200-900 (скл. обе части) |
И.п. | пять | сорок, сто | триста шестьдесят |
Р.п. | пяти | сорока, ста | трехсот шестидесяти |
Д.п. | пяти | сорока, ста | тремстам шестидесяти |
В.п. | пять | сорок, сто | триста шестьдесят |
Т.п. | пятью | сорока, ста | тремястами шестьюдесятью |
П.п. | (о) пяти | (о) сорока, ста | (о) трехстах шестидесяти |
Склонение собирательных числительных оба-обе
| муж., ср. р. | жен. р. |
И.п. | оба | обе |
Р.д. | обоих | обеих |
Д.п. | обоим | обеим |
В.п. | оба | обе |
Т.п. | обоим | обеими |
П.п. | (об) обоих | (об) обеих |
| основа обо- (обоих игроков) | основа обе- (обеим командам) |
Ь на конце и в середине числительных
Ь - показатель мягкости на конце слова | Ь - показатель мягкости в середине слова |
5-20, 30 | 50-80, 500-900 в именит. и винит. падежах |
Спряжение глаголов
II спр. | I спр. |
все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) | глаголы брить, стелить |
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть | все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) |
4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать | все глаголы на -ать (кроме 4 исключений) |
| все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др. |
Спряжение глаголов настоящего времени
Лицо | I спр. | II спр. | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем | -у (-ю) | -им |
2-е | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | -ит | -ат (-ят) |
Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
-ова- (-ева-), | -ыва- (-ива-), |
(я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) - беседовать - беседовал; | я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) - настаивать - настаивал: |
Правописание НЕ с причастиями
слитно | раздельно |
ненавидимый
непрочитанная книга
совсем непродуманное решение |
работа не закончена
не прочитанная мною книга |
Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных
а я | -анн- (-янн-) в глаголах на -ать, -ять | задержать - задержанный |
е | -енн- в глаголах на -ить, -еть | просмотреть - просмотренный |
Разряды наречий по значению
Вопросы, на которые отвечают наречия | Значение наречий | Примеры |
Как? Каким образом? | образа действия | Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ... |
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | времени | Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ... |
Где? Куда? Откуда? | места | Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ... |
Почему? Отчего? | причины | Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому. |
Зачем? С какой целью? Для чего? | цели | Нарочно, назло, незачем, затем, зачем. |
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? | меры и степени | Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ... |
-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)
Н от прилаг. с Н | НН от прилаг. с НН |
чудесный -> чудесно | рассеянный -> рассеянно |
Правописание предлогов
Правописание союзов
слитно | раздельно |
чтобы (= для того чтобы) | пока что |
Буквы И, А, У после шипящих |
После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Буквы Ё, О после шипящих |
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.
Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка.
В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы по русскому языку
В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....
Опорные схемы по русскому языку
Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор....
Тематические опорные схемы по немецкому языку
Ситуативные опорные схемы для развития речевых умений, отработки языкового (лексического) материала.Цель использования опор: используя жизненный и речевой опыт ученика, помочь ему построит...
опорные схемы по русскому языку
опорные схемы по русскому языку предназначены для уч-ся 5-9 классов. Сюда влючены схемы по орфографии, пунктуации и др. разделам языка...
Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"
Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...
План-схема урока русского языка в 6 классе "Глаголы переходные и непереходные"
Цель плана-схемы урока - создание условий для успешного усвоения знаний о переходных и непереходных глаголах....
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по темам: "Наречие", "Союз", "Частица", "Степени сравнения прилагательных", "Разряды имен прилагательных", "Правописание наречий&qu...