Опорные схемы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Гнездилова Ольга Николаевна

Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание НЕ со словами разных частей речи.

                           


Слитно


Раздельно


1. Существительное, прилагательное, наречие на -О, -Е.


1) без НЕ не употребляются;


2) есть синоним.


1)есть или подразумевается   с   а ;


2) далеко                                                                        

    вовсе                                                                        

    ничуть                                                                          

    нисколько                                                                    

    совсем.


2. Глагол, деепричастие.

Без НЕ не употребляются.

Всегда.


3. Причастие.

1)нет зависимых слов;


2)без НЕ не употребляются.            

1) есть           с    а;


2) есть зависимые слова;


3) причастие краткое.

 

4. Местоимение.

Нет предлога.

При наличии предлога.

                                           

                       

                                                                               

                                                                                   

                                               

   

                         

НЕ



Предварительный просмотр:

Правописание  -Н-  и  -НН- в словах разных частей речи.

-Н- пишется

-НН- пишется

1. В прилагательных


1)в суффиксе –ин-:

гусиный, тополиный;



2)в суффиксах –ан-, -ян :

кожаный, дровяной.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.



3)в прилагательных, не имеющих суффикса:

юный, румяное ;


4)в кратком прилагательном, если в полном одна буква н:

прекрасный- прекрасна.



1)в суффиксах  -онн-, -енн-:

невежественный, авиационный.

Исключение: ветреный.


2)если прилагательное образовано от существительного с основой на  н:

туман- туманный;



3)в кратком прилагательном, если в полном две буквы н:

ценная вещь- вещь ценна.


2. В причастиях


1)в кратких причастиях:

книга прочитана.            


1)если причастие имеет зависимые от него слова:

жаренная  в масле рыба;


2)если причастие имеет приставку (кроме не)

сваренная рыба;


3)если причастие совершённого вида:

решённая задача;


4)если причастие образовано от глаголов

                               с суффиксами –ова-,-ева-(ирова):

маринованные грибы.



3. В наречиях


если они образованы от слова с одной буквой н:

прекрасно - прекрасный.


если они образованы от слова, где пишутся

две буквы н:

мужественно – мужественный.

                                           



Предварительный просмотр:

Бессоюзные сложные предложения.

перечисл.

[      ],  ( и )   [      ].

[ распр. ]      ;        [ослож.].

Слабо шурша, падали

шишки; вздыхая, шумел

лес.


(потому что)


[ расп ]      :        [причина].


Печален я: со мною друга нет.



А


(а, но)


[ расп ]      -       [             ].


Служить бы рад – прислуживаться тошно.


(а именно)


[ расп ]      :        [поясн.].


Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.



Б

(когда, если)


[время, усл. ]   -  [             ].


Совесть потеряешь – другой не купишь.

             (что)


[ расп ]:[дополн., изъясн.].


Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя.



В


                         (так что )

[ расп ]      -       [ вывод ].


Наша Родина – нам и беречь её.

Г

[ расп ]      -       [             ].

б ы с т р о

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Д    


[ расп ]      -   [ сравнен.   ].

                                           Словно, как, как будто                                                              Берёза в лесу без вершины –

                                                                 хозяйка без мужа в дому.

                                           



Предварительный просмотр:

                                  Предложение.

                          Виды предложения по цели

М.

Ч.

С.

П.П

  ?

П|

Связь – Смысл., Грамм

            И

Интонация конца



                                                     

                                     Высказывания.

Ц

Е

Л

Ь

П

О

В.

 ?

П

О

Б

У

Д.


!

!

  Пришла золотая осень.


  Ты бывал в осеннем лесу?



Обязательно побывай.

  С

 СС

 П-Ж


 Т-т


,,

:

   


,,

.

,


!

ПУНКТУАЦИЯ

       



Предварительный просмотр:

        Обращение.

        -         С или СС, называющее        , к кому

         обращаются  с речью.

        

        членом предложения.

        Звательная интонация.

                  ! …              Ребята! Давайте жить дружно.

                  , …                 Света, прочитай книгу.

…,        , …        Отпусти ты, старче, меня

        в море.

…,        ?        Ты пойдешь с нами, Олег?

        

                

        

В литературной речи        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы по русскому языку

В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....

Опорные схемы по русскому языку 5-9 классы

Опорные схемы разработаны на основе орфографических правил по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы. Могут быть использованы на уроках в виде презентаций для закрепления изученного ...

Тематические опорные схемы по немецкому языку

Ситуативные опорные схемы для развития речевых умений, отработки языкового (лексического)  материала.Цель использования опор: используя жизненный и речевой опыт ученика, помочь ему построит...

опорные схемы по русскому языку

опорные схемы по русскому языку предназначены для уч-ся 5-9 классов. Сюда влючены схемы по орфографии, пунктуации и др. разделам языка...

Таблицы, схемы по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Таблицы и схемы, которые помогут для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Использованы материалы учебников по русскому языку 5 -11 классов, также алгоритмы действий и теоретический материал из книги Г....

Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"

Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...

Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по темам: "Наречие", "Союз", "Частица", "Степени сравнения прилагательных", "Разряды имен прилагательных", "Правописание наречий&qu...