Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Для учителя русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus_8_klass.docx73.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО

___________/__________/

ФИО

Протокол № __ от «__»

____________20____г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР  МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г.Балаково»

___________________________

«__»____________200___г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ  Гимназия №2

_____________/___________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

высшей категории

Щербининой Елены Александровны

по русскому языку

в 8а, в классах

                                                           

                                                              2011 -2012  учебный год

                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку среднего (полного) общего образования МАОУ «Гимназия №2» и образовательного плана на 2010-2011 учебный год. Срок реализации рабочей программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 8  классов МОУ «Средняя школа № 16». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

Цель программы:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Планирование также ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме. Включены уроки по анализу текста, которые способствуют формированию умения глубоко и точно понимать содержание, постигать культурно-ценностные категории текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Вопросы при анализе текстов способствуют формированию комплекса умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Принцип построения программы: концентрический.

В планирование включены темы по теории речевого общения, темы по реализации принципа интеграции лингвистических понятий.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;  - опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;  - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;  - написание сочинений;  -письмо под диктовку;  -комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

 

Согласно действующему в МАОУ «Гимназия №2» образовательному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: в 8 классах предполагается обучение в объеме  105 часов (3 ч в неделю).

                            Общее количество контрольных работ

Вид контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

тест

2

3

1

2

Диктант  с  грамматическим  заданием

1

-

3

1

                                             

                                         

 Содержание тем учебного курса.

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Контроль,

л/р, п/р и

т. д.

Дата

Коррек

тировка

1.

Функции русского языка в современном мире                                                  ИКТ

1

1

2.

Повторение изученного в 5-7 классах

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

7+2

     

     1

тест

3-4.

Знаки препинания в сложном предложении. Сопоставительный анализ простого и сложного предложения.

2

 5-6

Правописание Н-НН в полных прилагательных и причастия             ИКТ  

2

тест

7.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи                        ИКТ

1

тест

8.

Входная контрольная работа

1

диктант с тестированием

9.

РР Актуализация изученного по теме «Текст». Проблема и авторская позиция в тексте. Изобразительно-выразительные средства.

1

10.

РР  Изложение по тексту Д.Лукьянову

1

11.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.                        ИКТ      

2

1

12.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

13.

Простое предложение Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения  ИКТ                                            

3+3

1

14.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.

1

15.

РР.  Сочинение – описание памятника культуры                                                 ИКТ  

1

16.

Интонация простого предложения. Логическое ударение.

1

17-18.

РР Контрольное изложение

2

19.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения Подлежащее.Сказуемое.Простое глагольное сказуемое.                            ИКТ

6+2

1

20-23

Составное глагольное сказуемое

                                                                 ИКТ         

4

24-25

РР Публицистическое сочинение о памятнике культуры ( история своей местности)

2

26.

Тире между подлежащим и сказуемым. ИКТ

1

27.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении.

6+2

1

28.

Дополнение                                             ИКТ

1

29.

Определение                                           ИКТ                                     

1

30-31.

Приложение. Знаки препинания при приложении

2

32.

Обстоятельство. Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

1

33.

РР Ораторская речь. Выступление об истории своего края.

1

34.

Развитие речи. Анализ текста

1

35.

Простые односоставные предложения. Неполные предложения

Главный член односоставного предложения.

10+2

1

36-37.

Назывные предложения.

2

38.

Предложения определенно-личные

1

39.

Предложения неопределенно-личные.

1

40.

Безличные предложения

1

41-42.

РР Контрольное изложение с элементами сочинения

2

43.

Неполные предложения

1

44.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

45.

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

46.

Контрольное тестирование по ранее изученным темам

1

47-48.

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения

Понятие об осложненном предложении.

12+2

2

49.

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией.

1

50.

Бессоюзное сложное предложение и предложения с однородными членами предложения, связанными перечислительной интонацией

1

51.

Бессоюзное сложное предложение и предложения с однородными членами предложения, связанными перечислительной интонацией

1

52.

Однородные и неоднородные определения

1

53.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

54-55.

Сложносочиненное предложение и простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными союзами

56.

Обобщающие слова при однородных членах

1

57.

РР Роль однородных членов в художественном тексте. Лингвистический анализ текста. Создание собственного высказывания

1

58.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

59.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

60.

РР Контрольное сочинение-рассуждение (на основе сравнительного анализа текстов).

1

61-64

Обособленные члены предложения Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

15+2

4

65-66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

2

67-69.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

3

70-72

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них

3

73.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

74.

Обобщение по теме «Простое осложненное предложение»

1

75.

Контрольный диктант

1

76.

РР Характеристика человека как вид текста

1

77.

РР  Анализ текста. Роль обособленных членов предложения в художественном и публицистическом текстах.

1

78.

Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия

Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

9+3

1

79.

РР Публичное выступление на общественно значимую тему

1

80.

РР  Употребление обращения. Роль обращения в художественном тексте.

1

81.

Вводные конструкции

1

82.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

83-84

Выделительные знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и вводных предложениях. Синтаксический разбор предложений

2

85.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

86.

Междометия в предложении.

1

87.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

88.

РР  Роль вводных конструкций и междометий в художественном тексте. Анализ текста. Создание собственного текста.

1

89.

РР  Сочинение-рассуждение «Зачем нужны водные слова?»

1

90.

Контрольный диктант

1

91.

Прямая и косвенная речь

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

5+3

1

92.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

1

93.

Прямая  речь. Синтаксический разбор предложений.

1

94.

Диалог.

1

95.

Цитата.

1

96.

РР Сравнительная характеристика двух знакомых.

1

97.

РР Цитирование и предложения с косвенной речью в сочинении-рассуждении.

1

98.

РР Контрольное сочинение-рассуждение.

1

99.

Повторение. Синтаксис и морфология.

5+1

1

100.

Синтаксис и пунктуация.

1

101.

Итоговое контрольное тестирование

1

102.

Синтаксис и орфография. Синтаксис и культура речи.

1

103-105

Резервные уроки

3

                               

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

                   

                                           Приложение к программе

Тесты, сочинения, изложения, диктанты

ИЗЛОЖЕНИЯ

Урок 10  Повторение. Изложение по тексту Д.Лукьянова

   «Я сам по себе. Что мне за дело до остальных?» Кому не приходилось слышать подобные фразы! Ими обычно стараются обозначить свою независимость, свою самоценность. За этими фразами всегда стоит стремление доказать, что я- это не просто один из многих, а особенный, не  такой, как все. Подразумевается, конечно, что я лучше , способнее, достойнее всех. Я сам хозяин собственной жизни, а потому и оглядываться на других нечего. Мне и одному под силу справиться со всем, что встретиться на жизненном пути.

    Обыкновенно острее всего такая позиция проявляется лет в 14-16. Именно в этом возрасте человек осознаёт себя как индивидуальность и пытается утвердить своё право на самостоятельные поступки и решения. Всё это бывает нелегко для окружающих, тяжело для самого человека, но закономерно и естественно, поскольку через  такое отношение к миру происходит процесс взросления личности.

    Однако этот процесс не бесконечен. Во всяком случае, не должен быть бесконечным. В 20 веке человек, как правило, уже лет в 17-18  переставал болезненно отстаивать свою независимость, переходя к более  зрелому отношению к окружающему. И то, что в наше время процесс взросления затягивается, беспокоит не только психологов, но и социологов. Беспокоит потому, что основа развития общества – это зрелое отношение к нему молодых людей.

    В чём же заключается это отношение? Прежде всего в осознании своей причастности ко всему, что происходит вокруг, своей ответственности за происходящее. В готовности подставить своё плечо там, где того требует жизнь. И ещё взрослое отношение к миру – это спокойное понимание собственной личности как продолжение своего рода, семьи, понимание себя как необходимого звена в бесконечной цепи общей жизни человечества.

Урок 17-18 Простое предложение

Былины

    Слово «былина» происходит от слова «быль». Означает ли это слово, что рассказанное в них действительно было, происходило на самом деле? Попробуем разобраться.

     Былина – это героические песни. У них нет автора. Они сложены народом по горячим следам памятных событий: войн и вражеских нашествий, побед и поражений. Былины не рассказывали подобно сказкам. Их пели. Иногда исполнителями были сразу несколько человек, но чаще кто-то один. Иные сказители знали по три- четыре десятка былин с разными вариантами зачинов и концовок. Ведь в каждой русской стороне сохранившиеся предания о подвигах богатырей и поединках со злыми недругами излагали по-своему.

    Широко известны были про славных богатырей: Микулу, Святогора, Вольгу, Василия Буслаева, Садко и , конечно, про трёх знаменитых защитников Русской земли – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

     Разумеется, в былинах немало вымысла, но всё же в них рассказывается о реальных событиях и людях. В былинах много исторических примет, реальных деталей, достоверных имён, названий городов, сёл, рек, а главное – в них проступает правда жизни.

     Все былины воспевают подвиги  доблестных и могучих богатырей- защитников Земли русской. Эти отважные витязи стоят на страже её границ и всегда одерживают верх над злыми врагами.

    Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком. Даже всесильному князю Владимиру богатыри говорят правду в глаза.

    Не считают зазорным богатыри взяться за плуг и поработать на земле, как это сделал Илья Муромец. А мужик – пахарь Микула Селянинович , который один посрами княжескую дружину, предстаёт в былине истинным богатырём. В этом заключена народная мудрость: крестьянин не только кормилец родной земли, но и её опора. Случись беда – именно он подставит могучее плечо и избавит страну от напасти.

                                                              (277 слов. По В.М.Соловьёву)

Урок 41-42 Простые односоставные предложения. Неполные предложения.

(изложение с элементами сочинения)

   Толпы страждущих стоят после представления под дверями служебного входа и ждут, когда выйдет их кумир… Что движет этими людьми, почему они готовы пожертвовать многим ради одного лишь благосклонного взгляда? Чего им не хватает в реальной жизни?

    Большинство ярых поклонников находятся в довольно юном возрасте. И возникает эта кумиромания в массе своей потому, что в реальной жизни они не могут найти себе пристанище, интересное занятие. Их окружение не блещет особым талантом. Нет реальных людей, которым хочется подражать. С кого стоит брать пример?

    Душа к чему –то стремиться, чего-то ищет. И вот находит человека, который обладает с экрана , со сцены теми качествами, которых так не хватает молодёжи. Подростки рисуют в своём уме картины, которые в большинстве своём далеки от истины. Талантливый актёр может так умело вжиться в свою роль, что порой кажется: в жизни он точно такой. А это иногда совсем не так.

   Самое опасное в погоне за кумиром – ты фактически живёшь им, бегаешь в поисках билета на его выступления, упускаешь свою жизнь. Вечные мечтания, слёзы в подушку, сильное желание быть с этим человеком и одновременно понимание того. Что этого никогда не будет.

    Так зачем же поклоняться кумиру? Да потому что он в некотором смысле идеализирован. Сложно увидеть его плохие стороны, ведь как человек публичный он и на публике ведёт себя соответственно- показывает только свои положительные качества. С кумиром обычно имеешь одностороннюю связь, а с реальными людьми приходится вести диалог, строить отношения, и далеко не всегда всё получается удачно. Ты замыкаешься и вновь уходишь в мир грёз.

    Но жизнь одна и её надо как-то проживать. И лучше, чтобы всё-таки не «как-то», а событийно и ярко. Ищи интересное, удивительное в реальной жизни. Фантазируй, меня себя, радуйся окружающему, тогда и мир вокруг измениться. (Как вы думаете, надо ли создавать себе кумира? Докажите.)

ДИКТАНТЫ

Урок 8

Контрольный диктант с грамматическим заданием

РАССВЕТ

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

(3. Воскресенская.) (106 слов.) (Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации: 8-9 классы» Т. А. Костяевой, Г. М. Чурикова.)

Грамматические задания:

I вариант                                II вариант

1. Выполните морфемный разбор слов:

проглядывает                      разгорается

водопадом                            водяная

2.  Выполните морфологический разбор слов:

обращенный^к востоку                  сдувает с деревьев'

3.  Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

4.  Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.

Урок 75

Контрольный диктант с грамматическим заданием

ЦЕЛЬ: проверить знания и умения по теме «Главные члены предложения».

п СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

«Слово о полку Игореве» - настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова...» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения - это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», - патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» - это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска - горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.      (119 слов.)

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8-9 классы». Костяевой Т. А.)

Грамматическое задание: 1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

I  вариант: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.

II  вариант: Его «золотое слово» - это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.

2.   Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое: (Задание общее для обоих вариантов.)

1)  Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», - патриот и бесстрашный воин.

2) Автор «Слова...» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.

3.  Укажите тип сказуемых во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)

Домашнее задание: § 18 - повторить материал о второстепенных членах.

Урок 90  Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Тревожным, свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Внезапно ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, острожное тявканье лисиц и первые, неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, как будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Последние звезды тихо, незаметно погасли в посветлевшем небе. Лес окончательно отряхнул с себя остатки ночного мрака и вставал теперь во всем своем зеленом величии. Побагровели и засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, поднялось солнце, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, лисица оставила на снегу кружевной, хитро запутанный след и тоже убралась с поляны. Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

(По Б. Полевому.)

{Текст взят из журнала «Русская словесность» - № 7, 2001. - с. 50.)

Грамматическое задание:

1)  Составьте схему предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2) Подчеркните однородные члены предложения: 1вариант -во 2-м абзаце; II вариант-в 3-м абзаце

1. Обособленные члены предложения

Древнее, вечное…

Кони долго бродили по лугу и, когда, я шёл от реки с удочками, вскинули головы и долго смотрели мне вслед, думали, что я загоню их, но, не дождавшись никого, сами явились в деревню, ходили от дома к дому, и я решил, что они уснут на лугах или прижавшись к стене конюшни, нагретой солнцем со дня. Поздней ночью я проснулся , пошел на кухню попить квасу. Что-то остановило меня, заставило глянуть в окно.

Густой туман окутал деревню, далее которой вовсе ничего не было видно; и в этой туманной пелене темнели недвижные, как бы из камня вытесанные силуэты лошадей. Мерины и кобылы стояли, обнявшись шеями, а в середке, меж их тёплых боков, опустив головёнки, хвосты и желтенькие, ещё коротенькие гривы, стояли и спали тонконогие жеребята.

И думал я, глядя на этот маленький, любовью конюха сохранённый и всё ещё работающий табунок деревенских лошадей, что сколько бы машин ни перевидал, сколько бы чудес ни изведал, вот это древнее чудо – спящие лошади среди спящего села, недвижные леса вокруг, мокро поникшие на лугах цветы бледной купавы, потаённой череды, мохнатого и ядовитого гравилатника, кусты, травы, доцветающие рябины, отбелевшие черёмухи, отяжелённые тихим покоем, всё-всё это древнее, вечное нетленное.

                                                                       ( по В.Астафьеву)

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в тексте все обособленные члены предложения, укажите, чем они выражены. 

2.  Выполните разбор по составу: 1 вариант- потаённой, жёлтенькие, обнявшись, доцветающие; 2 вариант- отяжелённые, коротенькие, глядя, тонконогие.

2. Обращения, вводные  и вставные конструкции, междометия.

  Тысячи лет тому назад люди селились по берегам рек и озёр. Они ловили рыбу, ели ракушки, о чистоте и порядке вокруг своих жилищ, конечно, не заботились. Отбросы еды – раковины, кости рыб накапливались на их стоянках целыми огромными  кучами и сохранились до наших дней.

 Учёные осторожно раскапывают эти кучи и читают, точно листы драгоценной книги, и узнают по ним, как жили и охотились наши предки.  Сомы в то время (судя по костям) часто вырастали в огромных, опасных  для человека чудовищ. Древний человек выходил на охоту за ними в жалком челноке-долблёнке, вооружённый копьём с каменным или костяным наконечником. Он был храбрым человеком. И теперешний не такой крупный сом, попав на крючок ( а крючок должен быть очень крепкий), отчаянно борется за жизнь, даже бросается на лодку, и если это долблёнка, то может её и перевернуть. А он малыш по сравнению с теми, чьи кости сохранились. Спасибо древним неряшливым хозяйкам!

                                                                                ( С.Радзиевская)

Грамматическое задание:

1.Объясните графически постановку знаков в предложениях с вставными конструкциями.

2. Разберите по составу: 1 вариант- бросается, сохранились, неряшливым; 2 вариант- ловили, заботились, каменным;

3. Выполните синтаксический разбор третьего предложения второго абзаца.

                               

  ТЕСТЫ  

1. Входная контрольная работа (тест)

2.Контрольное тестирование по темам: «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Неполные предложения»

3. Контрольное тестирование за 8 класс

Вариант 1

  1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глагол + существительное в винительном падеже»:

А. звонит телефон

Б. рубить топором

В. преодолеть препятствие

  1. Укажите способ связи в словосочетании – управление:

А. стану космонавтом

Б. стройная берёза

В. настойчиво просить

  1. Укажите повествовательное предложение:

А. Не оставь меня, кум милый!

Б. Почему ты молчишь?

В. Зазеленел, зашелестел столетний дуб.

  1. Найдите простое предложение:

А. Вечереет, небо на западе порозовело.

Б. Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.

В. Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.

  1. Укажите односоставное предложение:

А. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.

Б. Мелькают по сторонам сосны, берёзы, лиственницы.

В. Волга - красивейшая река России.

  1. Найдите нераспространённое предложение:

А. Весело сияет месяц над селом.

Б. Ребята бегали, прыгали, смеялись.

В. Мне радостно.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а, б, в, г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквами:

                                                  А            Б            В              Г

л…гендарный                          е             и            и              е

д…легат                                   и             и            е               е

ст..пендия                                е              и            е               и

об…лиск                                  и             и             е              е

  1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

А. Стану сказывать сказку.

Б. Я буду учителем в вашей школе.

В. Я буду строить новый дом.

  1. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

А. Он был высокого роста.

Б. Я был рад помочь вам.

В. Вы должны трудиться.

  1. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым  надо поставить тире:

А. Жизнь прекрасна и удивительна.

Б. Жизнь как сон.

В. Жизнь прожить не поле перейти.

  1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением:

А. Мастер чинит телефон.

Б. Ветер поднимает тучи пыли.

В. Встретить ночь готовится природа.

  1. Найдите предложение с прямым дополнением:

А. Хозяйка жарко натопила печь.

Б. Книги лежали на столе.

В. Живу, горжусь сынами.

  1. Найдите предложение с согласованным определением:

А. На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.

Б. Поездку домой ожидали все.

В. Деревенские улицы  тонули в зелени.

  1. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены):

А. Мы мальчишки собирались иногда группами и шли все в лес.

Б. Страстный охотник глубоко чувствовал природу.

В. Мне понравилась повесть Н.В.Гоголя Вий.

  1. Найдите предложение с обстоятельством времени:

А. Мы очень устали.

Б.  Кругом кричали коростели.

В. Вчера я приехал в Тамбов.

  1. 1.Найдите односоставные предложения.

             А. За дверью бегают.

             Б. Сестра – врач.

             В. Ночь темная.

             Г. Мне не хватает нежности твоей.

             Д. Его звали Григорием.

  1. Укажите определённо-личное предложение.

            А. Иду по улице нарядной.

            Б. Не слышно волков завыванье.

            В. В воздухе пахнет сосновой смолой.

            Г. Будем вместе служить.

            Д. Около шести часов в луга носили завтрак.

  1. Найдите неопределённо-личные предложения.

            А. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

            Б. Травы скашивают рано утром.

            В. Детей учили рисованию.

            Г. Выберите себе книгу по вкусу.

            Д. Не по словам судят, а по делам.

  1. Укажите безличные предложения:

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

  1. Укажите назывное предложение:

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься – люби и саночки  возить.

  1. Найдите примеры , в которых  есть односоставные предложения:

А. Летом светает рано, а зимой – поздно.

Б. Ум – это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

  1. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания:

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая  безударная гласная корня:

А) зв..зда, гр..за, ..втобус;

Б) бр..дить, в..ренье, пл..довый;

В) с..дой, к..рмить, хр..зантема;

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется непроверяемая  согласная в корне:

А) пло.., ги..кий, руба..ка;

Б) баске..бол, за..трак, рю..зак;

      В) шу..ка, ладо..ка, ко..ьба;

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков надо писать Ъ:

А) об..ективно, с..экономить, у..езд;

Б) об..яснение, в..ючный; под..езд;

В) под..ехать, пред..юбилейный, об..явление;

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков надо писать Ь:

А) об..явить, в..юга, вороб..иный;

Б) прем..ера, порт..ера, в..езд;

В) птич..и, нал..ю, сер..ёзный;

  1. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно:

А) ( по) ворот, (по) морю, (по)лететь;

Б) (пере) стал, (вы)мело, (раз)дел;

В) (над)домом, (под) воротня, (у) моря;

  1. Укажите слово с предлогом:

А) (с) бежать;

Б) (на) мазать;

В) (от) ветра;

Г) (по) читать;

Вариант 2

  1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глагол + наречие»:

А. спрашивать совета

Б. ехать шагом

В. собираться потанцевать

  1. Укажите способ связи в словосочетании – согласование:

А. стану космонавтом

Б. стройная берёза

В. настойчиво просить

  1. Укажите побудительные предложения предложение:

А. Не говорите мне о ней.

Б. Вам понравилось отдыхать на море?

В. куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

  1. Найдите сложное предложение предложение:

А. Вечереет, небо на западе порозовело.

Б. Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.

В. Как , милый петушок, поёшь ты громко, важно!

  1. Укажите двусоставное предложение:

А. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.

Б. Мелькают по сторонам сосны, берёзы, лиственницы.

В. Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту.

  1. Найдите распространённое предложение:

А. Мелькают сосны, берёзы, лиственницы.

Б.  Зима в этом году снежная.

В. Росла репка, росла и выросла.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а, б, в, г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквами:

                                                  А            Б            В             Г

ф…нтазия                                а              о            а             о

т…лантливый                          а              о            а             о

т…радиция                              о              а            а             а

к…ндидат                                 а             о            а             а

  1. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

А. Сирень начинает отцветать в начале лета.

Б. Я буду учителем в вашей школе.

В. Мы предложили ему поиграть с нами.

  1. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

А. Ребята будут купаться в реке.

Б.  Ей туфли будут впору.

В. Я должен признать свои ошибки.

  1. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым  надо поставить тире:

А. Знание это сила.

Б.  Бедность не порок.

В. Эти равнины словно бескрайнее море.

  1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением:

А. Конёк режет лёд.

Б. Портной сшил костюм.

В. Туча закрыла полнеба.

  1. Найдите предложение с косвенным дополнением:

А. Я сегодня поймал было рыбку.

Б. У коменданта я нашёл Швабрина.

В. Старуха пряла сою пряжу.

  1. Найдите предложение с несогласованным определением:

А. Берёзы подмосковные шумели вдалеке.

Б. Стояла осень в солнце и в туманах.

В. Чьи-то кони стояли у двора.

  1. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены):

А. Дорога шла вдоль реки Цна.

Б. Ласточки звёзды катятся вниз.

В. Первое условие для дружеского сближения искренность.

  1. Найдите предложение с обстоятельством цели:

А. Звонко кукушка вдали куковала.

Б.  Он был направлен в госпиталь на излечение.

В. Вчера я приехал в Тамбов.

  1. Найдите односоставные предложения

      А. День ясен.

      Б. С утра морозит.

      В. Что бы это значило?

      Г.  Мне нездоровится.

      Д. Ряд телеграфных столбов.

  1.  Укажите определённо-личные предложения.

      А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

       Г. Цыплят по осени считают.

      Д. Быть грозе великой.

  1. Найдите неопределённо-личные предложения.

      А. Вот парадный подъезд.

      Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

      Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

  1. Укажите безличные предложения:

А. Уже совсем рассвело.

Б. И в переулках пахнет морем.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажу тебе сказку.

  1. Укажите назывное предложения:

А. Темнеет.

Б. Поговори со мною, мама.

В. Хлеб – соль ешь, а правду режь.

Г. Зима.

  1. Найдите примеры , в которых  есть неполные предложения:

А. Необходимо быть дома.

Б. Вам с лимоном или малиной?

В. Февраль.

Г. Оставайтесь дома.

Д. «Видите дым?» - «Теперь вижу».

  1. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания:

А. Летом светает рано, а зимой – поздно.

Б. Ей – шёл восьмой год.

В. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.

Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая  безударная гласная корня:

      А) бр..дить, л..вить, нак..сить;

      Б) сн..пы, д..жди, п..ля;

В) п..стух, пос..дить, зап..х;

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая  согласная в корне:

      А) доро..ка, бли..кий, жу..кий;

Б) кру..ка, дру…, фу..бол;

      В) сколь..кий, во..зал, сла..кий;

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков надо писать Ъ:

А) по..явиться, от..ехать, об..явить;

Б) медвеж..я, с..едобный, у..ехать;

В) с..ел, об..ект, под..емный;

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков надо писать Ь:

А) медвеж..я, разол…ю, с..ёмка;

Б) лист…я, об..вить, с..емка;

В) Тат..яна, заяч…я, у руч…я;

  1. Укажите ряд, в котором все слова пишутся раздельно:

А) (из) за дома, (за)ехал, (под) земелье;

Б) (вы)ползли, (вы)бивать, (до)катился;

В) (в) углу, (за) углом, (по) морю;

  1. Укажите слово, где нет приставки:

А) загадка;

Б) сделал;

В) вьюга;

Г) объём;

                     

                         

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Основная литература

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).

2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.

5. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.

6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

 2. Дополнительная литература

1.Горшкова Н.Г. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку (к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс»)/ Издательство «Экзамен», Москва, 2009г.

2.Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2009г.

3.Петрова Е.В. «Русский язык . Экспериментальная экзаменационная работа.8 класс»/ Издательство « Экзамен», Москва, 2008 г.

Литература, рекомендованная для учащихся

Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс»/ Издательство «Сфера», Москва, 2008г.

Малюшкин А.Б. «Тестовые задания по русскому языку. 8 класс»/ Издательство «Сфера», Москва, 2008г.

Роговик Т.Н. «Изложения по русскому языку. 8 класс»/ Издательство «Экзамен», Москва, 2008г.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс»/ Издательство «Интеллект – Центр», Москва. 2009г.

Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 класс»/ Издательство «Дрофа», Москва, 2001г.

Фролова Т.Я. «Грамотность за 12 занятий»/ Симферополь, 2008г.

Фролова Т.Я. «Русский язык в рисунках и схемах»/ Симферополь, 2007 г.

Фролова Т.Я. Фролова Т.Я. «Русский язык. Практикум»/ Симферополь, 2008 г.

Хаустова Д.А. «ГИА полный курс. А,В,С. Написание сжатого изложения»/Издательство «Экзамен», Москва. 2010 г.

3. Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html 

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm 

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 

                                                РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс.

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы  создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.

Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела:

    -пояснительную записку;

    -основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;

    -требования к уровню подготовки выпускников.

            

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической(языковедческой) , языковой и культуроведческой компетенцией.

         В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может также определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

                   Общая характеристика учебного предмета

     Язык-  посвоей специфике и социальной значимости-явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык-государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

        Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют

достижения человека практически во всех областях жизни. Способствуют егшо социальной адаптации к изменяющися условиям современного мира.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку МАОУ Гимназия №2 и авторской  программы под редакцией СИ Львовой и. Министерством образования и науки РФ.

   По Программе С.И.Львовой на предмет отводится 105 часов.

1.Русский язык-национальный язык русского народа

2.Русский язык как государственный язык РФ.

3.Слово как основная единица языка

1

1

1

1.Лексика активного и пассивного употребления

2.Входной контроль.  Диктант.

3.Русское правописание. Орфография и правописание.

1

1

1

1.Орфография.Правописание корней.

2.трудные случаи орфографии.

3.Пунктуация.Основные функции знаков препинания.

1

1

1

Функциональные разновидности русского языка.

1.Понятие о функциональных разновидностях русского языка.

2.Разговорная речь.

3.Официально-деловой стиль речи

1

1

1

1.Научный стиль

1.Публицистический стиль

1.Создание портретного очерка

1

1

1

1.Язык художественной литературы.

1.Лингвистический анализ худ.текста.

1.Словарный диктант.Орфографический минимум

1

1

1

1Синтаксис и пунктуация

1.Сочинительная и подчинительная связь

1.Словосочетание.Виды словосочетаний.

1.Типы подчинительной связи в словосочетании.

1

1

1

1.Виды словосочетаний по степени спаянности копмпонентов( свободные и несвободные)

1.Контрольный диктант

Культура речи. Употребление словосочетаний

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...