Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал носит теоретический характер и посвящён формированию информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка в основной школе. Актуальность данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных приобретать новые знания самостоятельно, в постоянно меняющихся условиях современной действительности. Данный материал подскажет практикующим учителям верный путь к формированию у обучающихся информационной компетентности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы Коньшина Наталья Анатольевна
Сегодня большое внимание уделяется формированию информационной компетенции школьников. И это вполне оправдано тем, что информация и научные знания стали факторами, определяющими общий стратегический потенциал общества. Задача учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно искать и осваивать знания, которые необходимы для подготовки их к успешной жизни в информационном обществе.
Опыт показывает, что у обучающихся, активно работающих с различными источниками информации, формируется более высокий уровень самообразования, развиваются творческие способности, школьники свободно ориентируются в потоке информации, учатся выделять главное, обобщать материал и делать выводы. Поэтому роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий очень важна.
При использовании современных информационных технологий меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика источником информации, он становится партнером, помощником. Между учеником и учителем складываются отношения сотрудничества. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, воспитывает.
Главной целью дисциплины «Русский язык» является овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста.
Уровень информационной культуры обучающихся по предмету «Русский язык» определяется уровнем его компетенций в данной информационной области. Эти компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:
- уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
- уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
- уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
- уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.
Понятно, что не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.
К навыкам обращения с информацией, которыми овладевает ученик в ходе учебной деятельности, относят:
- умение организовать поиск необходимой информации;
- умение структурировать, систематизировать, обобщать;
- умение представлять в другом виде отобранную информацию.
Получение навыков поиска информации по русскому языку в основной школе начинается в 5-6 классах через:
- систему специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности (развивающие упражнения, кейсы, синквейны, карточки-конверты, кластеры, а также кроссворды и ребусы), создающие условия для повышения интереса к изучению предмета «Русский язык»;
- использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений;
- организацию проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций обучающихся, в том числе информационной.
- нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Лингвистическая олимпиада», урок-игра «Лингвистический КВН»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Русский язык», формирование информационно-коммуникативных навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук.
Подобные методы, приемы и формы работы с информацией на уроках русского языка позволяют:
- использовать новые информационные технологии в качестве формирования поисковой и творческой деятельности обучающихся.
- создать основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
- представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст (гостевые книги, сайты).
- практически применять знания, умения;
делать обобщения и систематизацию изученного;
контролировать и корректировать знания, умения; - формировать информационную компетентность, культуру, грамотность школьников, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностн...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...