Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Коньшина Наталья Анатольевна

Данный материал носит теоретический характер и посвящён  формированию информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка в основной школе. Актуальность данной темы диктуется потребностями  практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных приобретать новые знания самостоятельно, в постоянно меняющихся условиях современной действительности. Данный материал подскажет практикующим учителям верный путь к формированию у обучающихся информационной  компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка

Учитель русского языка и литературы Коньшина Наталья Анатольевна

            Сегодня большое внимание уделяется формированию информационной компетенции школьников. И это вполне оправдано тем, что информация и научные знания стали факторами, определяющими общий стратегический потенциал общества. Задача учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно искать и осваивать знания, которые необходимы для подготовки их к успешной жизни в информационном обществе.          

        Опыт показывает, что у обучающихся, активно работающих с различными источниками информации,  формируется более высокий уровень самообразования, развиваются творческие способности, школьники свободно ориентируются в потоке информации, учатся выделять главное, обобщать материал и делать выводы. Поэтому роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных  технологий очень важна.

         При использовании современных информационных технологий  меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика источником информации, он становится партнером, помощником. Между учеником и учителем складываются отношения сотрудничества. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, воспитывает.

            Главной целью дисциплины «Русский язык» является  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста. 

         Уровень информационной культуры обучающихся по предмету «Русский язык» определяется уровнем его компетенций в данной информационной области.   Эти  компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:

  •  уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
  •  уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
  •  уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
  •  уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта  и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

Понятно, что  не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.

             К навыкам обращения с информацией, которыми овладевает ученик в ходе учебной деятельности, относят:

  • умение организовать поиск необходимой информации;
  •  умение структурировать, систематизировать, обобщать;
  • умение представлять в другом виде отобранную информацию.

              Получение навыков поиска информации по русскому языку в основной школе  начинается в 5-6 классах через:

  • систему специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности (развивающие упражнения, кейсы, синквейны, карточки-конверты, кластеры,  а также кроссворды и ребусы),  создающие условия для повышения интереса к изучению предмета «Русский язык»;
  •  использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений;
  • организацию проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций обучающихся, в том числе информационной.
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Лингвистическая олимпиада», урок-игра «Лингвистический КВН»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Русский язык», формирование информационно-коммуникативных навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук.

         Подобные  методы, приемы и формы работы с информацией на уроках русского языка позволяют:

  1. использовать новые информационные технологии в качестве формирования  поисковой и творческой деятельности обучающихся.
  2. создать основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
  3. представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст (гостевые  книги, сайты).
  4. практически применять знания, умения;
    делать обобщения и систематизацию изученного;
    контролировать и корректировать знания, умения;
  5. формировать информационную компетентность,  культуру, грамотность школьников, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностн...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...