Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (10 класс)
В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностном подходе, внутри которого выделяются два базовых понятия: «компетентность» и «компетенция».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baskova_l.yu_.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Баскова Л.Ю.,
преподаватель русского языка и литературы
Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностном подходе, внутри которого выделяются два базовых понятия: «компетентность» и «компетенция».
В педагогической науке не существует единого подхода к определению данных понятий. А.В. Хуторской под компетенцией понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а компетентность - «это актуальное, деятельностное применение личностью компетенций, владение человеком соответствующей компетенцией».
Под информационной компетентностью мы понимаем способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию.
Компетентностный подход - это
- подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов;
- подход, при котором в качестве результата обучения рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях;
- подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образования.
Если рассматривать компетентностный подход в рамках модернизации профессионального образования, то необходимо подчеркнуть, что в качестве основных единиц модернизации образования, определяющих ее качество, выступают ключевые компетенции. Они носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой сфере деятельности. Информационная компетентность является одной из перечня ключевых образовательных компетентностей и носит надпрофессиональный характер.
Важность ее формирования у обучающихся объясняется тем, что временные рамки обновления информации сегодня сокращаются при одновременном росте ее объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений, что, в свою очередь, требует опережающего типа образования. Поэтому любому специалисту, чтобы быть востребованным на рынке труда, необходимо постоянно усваивать новые знания, постоянно повышать свою квалификацию, быть готовым к изменениям в профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни.
Нельзя не сказать и о том, что информационный взрыв резко обострил проблемы образования. Знания быстро устаревают и обесцениваются. Поэтому сегодня перед любым образовательным учреждением стоит задача не только сформировать у обучающихся уровень знаний, соответствующий требованиям стандарта, но и научить пользоваться этими знаниями, своевременно и самостоятельно их получать, совершенствовать полученные ранее. Все это требует сформированности информационной компетентности на достаточно высоком уровне.
В таких условиях перед образовательным учреждением стоит задача формирования у обучающихся информационной компетентности, которая является не только фактором развития личности, но и важным показателем профессиональной культуры специалиста.
Необходимо отметить, что образование в своей основе представляет собой организованную информационную деятельность, в процессе которой личность постепенно приобщается к общечеловеческой культуре, опыту, знаниям. Поэтому от того, как педагоги и обучающиеся умеют работать с информацией, зависят основные характеристики образования, в том числе и его качество.
Информационная компетентность может формироваться при изучении всех учебных дисциплин, но наибольший вклад в приобретение знаний и умений в области обработки информации вносят такие дисциплины, как русский язык и литература, где формируются представления о типах и стилях текстов, вырабатывается умение работать с различными информационными источниками, перерабатывать информацию.
На протяжении всего курса изучения русского языка и литературы в рамках колледжа предлагаю обучающимся задания различного уровня сложности, направленные на формирование умений работать с информационными источниками.
В результате выполнения этих заданий обучающиеся должны научиться:
- пользоваться оглавлением книги;
- ориентироваться в текстах учебника, книг, энциклопедий и т.д.;
- бегло, осознано и правильно читать;
- выразительно говорить;
- пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух;
- самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на занятии художественного, публицистического, научного и научно-популярного текста;
- работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;
- различать и создавать научные, официально-деловые, публицистические и художественные тексты;
- составлять план письменного и устного текстов;
- создавать письменные и устные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение);
- создавать тезисы, приводить доказательства, опровержения, делать выводы, писать рецензии, отзывы;
- писать рефераты, соблюдая требования к данному виду работ;
- конспектировать текст в соответствии с требованиями.
Наиболее подготовленным обучающимся предлагаю задания на составление списка использованной литературы и библиографического описания документов в соответствии с ГОСТом.
Для дифференциации различных уровней сформированности информационной компетентности можно использовать идею о «ступенях компетентности».
С.А. Дружилов выделяет четыре ступени компетентности:
1. Бессознательная некомпетентность (Я не знаю, что я не знаю).
2. Сознательная некомпетентность (Я знаю, что я не знаю).
3. Сознательная компетентность (Я знаю, что я знаю).
4. Бессознательная компетентность (уровень мастерства, часть личности)
Таким образом, умение работать с информацией, представленной на бумажных и электронных носителях, формирует привычку внимательно читать тексты, критически оценивать написанное, адекватно оценивать уровень своих знаний и область незнания. В конечном итоге, все эти умения способствуют формированию профессиональной компетентности специалиста.
Список использованной литературы
1.Дружилов С.А. Психология профессионализма/ С.А.Дружилов. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2017
2.Разуваева Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ / Т.А.Разуваева // Вестник КГУ.- 2010. - № 1. – с.266-269.та обращения: 30.08.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....
Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя представлен в виде презентации....
Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка
Данный материал носит теоретический характер и посвящён формированию информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка в основной школе. Актуальность данной темы диктуется потре...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Статья посвящена приемам формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления на уроках русского языка и литературы...