Урок русского языка в 5 классе "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Варапаева Ольга Григорьевна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglavnaya_bukva_v_imenakh_sobstvennykh.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Заглавная буква в именах собственных».

ЦЕЛЬ:1. Учебная: углубить знания о существительных собственных и нарицательных; написание прописной буквы в именах собственных.

            2. Развивающая: уметь различать собственные существительные от нарицательных; формировать навыки логического мышления.

           3. Воспитательная: на дидактическом материале воспитывать гражданские чувства, любовь к малой родине.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор,

индивидуальные карточки, перфокарты, тексты «Олимпийские игры».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей урока.

Ребята, сегодня мы продолжим изучать тему «Имя существительное». Цель нашего урока – написание заглавной буквы в именах собственных.

Сегодня мы узнаем, при каких условиях пишется эта буква. Подберите синоним к слову заглавная (прописная). На прошлых уроках вы уже начали изучать условия написания заглавной буквы, мы это вспомним и продолжим знакомство с именами собственными.

Запись темы урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных для темы знаний.

Прежде чем мы начнём знакомиться с новой темой, давайте вспомним, что такое существительное.

( Ответы учащихся).

Некоторые ребята получат карточки для индивидуальной работы.

Оценивать вас сегодня буду с помощью карточек двух цветов: красного и синего.

Вопросы: - что такое существительное?

                - какие существительные мы называем нарицательными, собственными?

Молодцы, ребята!

( Итог).

Сейчас мы закрепим ваши знания об именах собственных и нарицательных, умение их различать. Выполним графический диктант.

Вы должны распределить существительные в столбик – собственное или нарицательное.

  1. Мне на стол упал пожелтевший лист.
  2. Композитор Ференц Лист родился в Австрии.
  3. В Москве есть театр «Современник».
  4. Поэт Виталий Бакалдин – наш современник.
  5. Во время войны армию поддерживала вера в победу.
  6. Медицинская сестра Вера спасла много раненых.
  7. Мы живём на планете Земля.
  8. В нашем огороде плодородная земля.
  9. Над горами летел орёл.
  10. Во время экскурсии мы посетили город Орёл.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Ключ на экране. 0 ошибок – «5».

                            1-2 -         «4».

4. Первичное ознакомление учащихся с новым материалом.

Ребята, а какие у вас возникают ассоциации со словами Сочи, Красная поляна?  ( Олимпийские игры – 2014).

Да, действительно, Сочи является претендентом на столицу Зимних Олимпийских игр – 2014 года.

( На экране карта).

Запишем в тетрадях – город Сочи, посёлок Красная поляна.

Что связывает эти слова?  ( Это географические названия).

Где мы можем их встретить? ( На карте).

У вас на столе лежит текст «Олимпийские игры». Давайте прочитаем его и  назовём нарицательные и собственные существительные.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Запись в тетрадь.

Греция, Москва, Сочи, Краснодарский край, Олимпия – ГЕГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ.

5. Работа по карте. 

Задание классу: записать географические названия, расположенные рядом со станицей Тамань.

1 ученик зачитывает. Запись на доске. Оценка

6.Объяснительный диктант.

1. Кубань – уникальный уголок России.

2. Полуостров Тамань называют сердцем Кубани.

3. Станица Тамань расположена в западной части Темрюкского района.

Оценки.

7.Занимательная лингвистика.( Самостоятельно).

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

 

1. Антоним ссоры → ... (на реке Тибр, "вечный город").

(Мир - Рим.)

2. Питерская водная артерия → ... (на Дунае, "столица вальсов").

(Нева - Вена.)

3.Сахарный остров → ... (В Закавказье, на Каспийском море).

(Куба - Баку.)

4. Музыкальная партия индивидуалиста → ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)

(Соло - Осло.)

5. Планета-богиня → ... (на реке Раздан, в Закавказье).

(Венера - Ереван.)

6. Глазные шторки → ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.)

(Веки - Киев.)

7. Основное занятие детей и актёров → ... (на реке Даугава, в Прибалтике).

(Игра - Рига.)

8. Сдобная белая подружка чёрного хлеба → ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).

(Булка - Кабул.)

 

Учитель проверяет карточки.

На экране ключ.

Итог: написание прописной буквы в географических названиях.

8. Физкультминутка.

9.Слово учителя.

Станица Тамань – одна из крупных станиц Темрюкского района. Здесь каждый клочок земли представляет собой историческую ценность: от древних племён до оккупации времён ВО войны.

К нам,  на Тамань, приезжает много гостей. И сейчас давайте представим, что мы экскурсоводы, и составим для гостей путеводитель по станице Тамань.

- Показ памятника запорожским казакам. ( 1792).

На какой улице находится этот памятник?

В тетради: НАЗВАНИЕ УЛИЦ –

                 улица Карла Маркса.

- Турецкий фонтан.

Следуя по какой улице, мы можем пройти к Турецкому фонтану? ( улица Лермонтова).

- Памятник М. Ю. Лермонтову.

Как называется сквер, где находится этот памятник? (сквер Лермонтова).

- Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1794).

На какой улице находится этот храм? (улица Пушкина).

- Кровавый след на Таманской земле оставила ВО война. Подвиги  наших соотечественников вошли в историю, а мемориалы и памятники – вечная признательность их героизму.

У въезда в станицу Тамань установлен памятник – символ – устремившийся ввысь самолёт. Это память о воинах – авиаторах.

В самом центре станицы на пьедестале поднялся прославленный танк –Т – 34. Это памятник тем, кто не пришёл с полей сражений домой, в родную Тамань.

Показ памятника.

Какая улица находится рядом с этим памятником? (улица Таманской армии).

ВЫВОД: написание заглавной буквы в названиях улиц.

10.Работа с учебником .

- Упражнение №483 (чтение текста самостоятельно).

- Словарная работа.

-В тетради: Исторические события:

Великая Отечественная война

Отечественная война 1812 года

22 июня 1941 года

День памяти и скорби

9 Мая, Девятое мая

День Победы

День защитника Отечества.

ВЫВОД: написание заглавной буквы в названиях исторических событий.

  1. ИТОГИ УРОКА.

Оценки.

Домашнее задание: № 497.Узнать историю названия улицы, на которой живёшь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...