Проблемное обучение на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Корнеева Марина Валентиновна

Проблемное обучение на уроках русского языка позволяет повысить зффективность учебного процесса.Проблемная ситуация формирует у учащихся креативные способности и творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках русского языка как способ повышения эффективности учебного процесса

Психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими уровень развития познавательных способностей школьников, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения. Важным показателем уровня познавательных способностей учеников является темп решения учебных задач, определяющий индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся. Исходя из сказанного, можно подчеркнуть, что данная тема является актуальной как  с теоретической, так и с практической стороны исследования. Активное использование проблемного обучения на уроках позволяет решить ряд задач, связанных с повышением эффективности учебного процесса. Цель доклада - изучение применения проблемного обучения на уроках русского языка, как способа повышения эффективности учебного процесса. Проблемное обучение заключается  в создании проблемных ситуаций , осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности ученика и учителя при максимальной самостоятельности первого и направляющем руководстве второго. Данную технологию использую в работе с учащимися разных  классов. Классические положения проблемного обучения  изложены в концепции А.А. Матюшкина. В основе теории лежит идея о формировании познавательной активной личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Этого можно достигнуть только в случае понимания обучения как личностно- опосредованного взаимодействия учителя и ученика в рамках самоактуализации и сотрудничества. Определяющими понятиями  являются « задача» и «проблемная ситуация». Процесс проблемного обучения включает два этапа: 1.Постановку и усвоение проблемной ситуации, поиск неизвестного в проблемной ситуации. 2.Второй этап осуществляется учеником самостоятельно или с помощью педагога. В условиях школьного обучения проблемная организация учебной деятельности имитирует условия творческого поиска и формирует у учащихся креативные способности и творческое мышление. Подобная деятельность развивает у учащихся интерес, удовлетворенность учебным процессом и в целом формирует творческую личность. Проблемная ситуация  специально создается мною на уроках путем применения особых методических приемов: 1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения 2. Сталкивает противоречия с практической деятельностью 3. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос 4. Предлагает рассмотреть явления с различных позиций 5.Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты 6. Ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Проблемная ситуация возникает  при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос. Задание (5 - 6 кл. ) Тема: Чередующиеся согласные в корне слова. В предложенном тексте вставить пропущенные буквы и объяснить правописание (пропущены буквы в словах с проверяемыми и непроверяемыми гласными). В этот же текст включаются  слова с чередующимися гласными в корне слова, которые дети еще не изучали. Встретившись с такими словами ,учащиеся окажутся перед проблемой: ни к проверяемым , ни к непроверяемым они не относятся: Выск…чит, з…рница, покл…ниться, пол…жить, тв…рить. Проблемные ситуации возникают  при столкновении учащихся  с необходимостью  использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях. 1.Дается несколько  грамматических, синтаксических или других правил. Одно или несколько из них неверны. Найти и доказать ошибочность. Например (11 кл.): Задание. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Кривые тихие улицы поднимались  в гору и в трещинах старых плит росла трава.

1.Сложносочиненное предложение, перед союзом  И запятая не нужна.

2. Простое предложение с однородными членами, перед  И запятая не нужна

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна

4. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И  нужна.

2.Ученик получает текст со специально допущенными ошибками. Найти ошибки и исправить их.

Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного(7 класс):

А.Вследствие нарушения, наперекор судьбы, благодаря старанию, согласно приказа, благодаря совету, вопреки сомнению, наперекор желанию.

Б. В  некоторых словах неправильно расставлено ударение, исправьте ошибки  (11 класс):

Красивее, торты обеспечение, договор, звонит, откупорить. Подобные задания включаются в тесты по подготовке к ЕГЭ, что заранее готовит учащихся к экзамену, учит их правильно произносить слова.

Актуальными  в проблемном обучении на уроках русского языка являются активные формы: уроки -диспуты, микросеминары, урок - практика, « мозговой штурм».

Таким образом, ядром проблемной ситуации  становится неизвестное ,новое знание, которое и должен открыть для себя ученик, чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи  ученику необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания, его логических связей и обобщения информации. Сущность проблемного обучения сводится к активной мыслительной  обработке задания и самостоятельного вывода. Роль педагога состоит в корректировке действий ученика.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профофессионализмы". (Для профессии парикмахер.)

Тема урока - проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профессионализмы"(для профессии парикмахер) -  обоснована тем, что необходимо в учебных заведениях СПО и НПО максимальн...

Проблемное обучение на уроке русского языка (8класс)

Одна из работающих технологий-проблемное обучение. Вариант создания проблемной ситуации на уроке по теме "Односоставные предложения.Определенно-личные предложения"....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...