Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Енина Алла Алексеевна

Урок является первым в изучении данной темы. учащимся дается представление о грамматических и синтаксических признаках местоимения, его роли в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог  Енина Алла Алексеевна, учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №122 Кировского района города Волгограда

Предмет      русский язык    

Класс               6

Тема                Местоимение как часть речи.

 Тип урока      урок изучения нового материала.

Формирование универсальных учебных действий:

Предметные:
• формирование представлений о местоимении как части речи;
• знакомство обучающихся c  грамматическими признаками местоимений, их особенностями, ролью в речи;

• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные :
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Цель:  формирование представлений о местоимении как части речи;
знакомство обучающихся c  грамматическими признаками местоимений, их особенностями, ролью в речи; углубление  знаний по русскому языку, обогащение словарного запаса.

Задачи:

Организовать самостоятельную работу обучающихся для открытия новых знаний по теме «Местоимение».

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Местоимение» для контроля над усвоенными знаниями.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, модель «чистой»  таблицы.

          Этапы работы

                   Содержание этапа

1.

2.

3

3.1

3.2

3.3

3.4.

4.

5

6

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Активизация знаний обучающихся.

 Цель, которая должна быть достигнута  обучающимися: подготовка  к продуктивной работе на уроке, повторение изученных орфограмм.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся  к продуктивной работе, развивать навыки грамотного письма.

Задачи:

-- актуализировать опорные знания, повторить  ранее изученный  материал по теме «Части речи»;

-подготовить к открытию новых знаний;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, сравнительные

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся).

Формулирование темы и цели урока.

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель урока.

На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос .

Изучение учебного материала 

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:  выделение  морфологических признаков  местоимения,  определение  их роль в речи.

Цель, которую хочет достичь учитель: развитие  умения анализировать языковой материал, выделять общие и различные признаки частей речи.

Методы:   частично- поисковый.

Приёмы: эвристическая беседа,   демонстрация презентации, заполнение  «чистой» таблицы.

Методы стимулирования: похвала.

Формы работы: фронтальная.

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися:  выделение морфологических признаков  местоимений,  их роли в речи.

Цель, которую хочет достичь учитель: развитие  умения анализировать языковой материал, выделять общие и различные признаки частей речи.

Методы:   частично- поисковый.

Приёмы: эвристическая беседа,   демонстрация презентации, заполнение  «чистой» таблицы.

Методы стимулирования: похвала.

Формы работы: индивидуальная.

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися:  определение  синтаксической функции местоимения.

Цель, которую хочет достичь учитель : развитие  умения анализировать языковой материал, сопоставлять, делать выводы.

Методы:   частично- поисковый.

Приёмы: эвристическая беседа,   рассуждение, анализ языкового материала, заполнение  «чистой» таблицы.

Методы стимулирования: похвала.

Формы работы: индивидуальная.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:  использование  местоимений  в речи для грамотного её построения.

Цель, которую хочет достичь учитель: развитие  грамотной речи обучающихся в соответствии с нормами русского литературного языка.

Методы:   частично- поисковый.

Приёмы: эвристическая беседа,  

Работа с таблицей.

Методы стимулирования: похвала.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

уметь применить полученные знания: находить местоимения в речи, определять их грамматические признаки, правильно употреблять в речи.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развитие умения находить местоимения, определять их грамматические признаки, развивать речь обучающихся.

Методы:  репродуктивные.

Приёмы: работа с презентацией, работа с учебником, работа в парах.

Рефлексия

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися: 

самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развитие способности давать адекватную самооценку

Домашнее задание

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися:  самостоятельно находить местоимения в речи, определять их грамматические признаки, использовать в речи.

Цели, стоящие перед учителем: побуждение обучающихся к самостоятельной работе по теме.

-Здравствуйте, ребята!  Проверьте готовность, начинаем урок.

2.1 - Сейчас орфографическая минутка. Повторяем изученные орфограммы, встретившиеся в домашнем задании.

           Словарный диктант:

Сдать изложение, расписание уроков, слегка прикоснуться, прибыть на станцию, заросли акации, жёлтый цыплёнок, чётко излагать мысли.

       (объяснение орфограмм)

 2.2- Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

           ( Морфология).

- А какие части речи вы уже изучили?

- Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

(Самостоятельные и служебные).

- Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

(Имя существительное,  имя прилагательное, имя числительное, наречие, глагол – самостоятельные, предлоги, союзы, частицы,_ служебные).

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

(Самостоятельные имеют значение, отвечают на вопросы , являются членами предложения).

2.3Проблемная ситуация.

Работа с раздаточным материалом.

- Прочитайте строки из басен И.А.Крылова.

1. Ай, Моська! Знать Моська сильна,

Что лает на Слона!

2,Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

« Не оставь меня, кум милый!

Дай, кум милый, мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

- Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как исправить?

_- Прочитайте , что получилось, когда вы исправили.

- Назовите слова, которые помогли вам исправить ошибки. Какой частью речи они являются?

                   (Местоимения)

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? Кто сформулирует тему урока?

     (Местоимение как часть речи)

Сообщение темы и цели урока.

3.1. - Итак, тема урока « Местоимение как часть речи», запишите. ( слайд 1)

А изучать местоимение мы будем по следующему плану (на доске)

1.  Значение, вопросы

2.  Морфологические признаки

3.  Синтаксическая функция

4.  Употребление в речи.

- На доске нарисована «чистая» таблица, которую мы будем заполнять в ходе наблюдения над местоимением.

(таблица вычерчивается на доске до начала урока).

- Сегодня на уроке мы сделаем много открытий, касающихся этой части речи. Но для начала нужно выяснить, почему эта часть речи получила такое название.

- Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Разберите слово местоимение по составу:  мест-о-имение.

- Почему же эта часть речи получила такое название?

( Местоимения – часть речи, которая заменяет имена.)

Вывод 1:

- Итак, первое открытие. Местоимения – часть речи, которая заменяет имена.( слайд  2).

Я о себе такого мнения:

 Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Как вы понимаете  это стихотворение?

 (Заменяет имена существительные, прилагательные, числительные). (слайд 3)

- На какие вопросы отвечают местоимения, заменяющие имена существительные? А на какие -прилагательные, числительные, наречия?

( Кто? Что? Сколько? Чей? Какой?)

Вывод 2: Местоимение отвечает на вопросы: Кто? Что? Сколько? Чей? Какой?

( Заполнение первой колонки таблицы: «Значение,вопросы»)

 3.2 -Дайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен?

 (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам).

- О том, как изменяются местоимения,  мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. Из предложения :

Я о себе такого мнения

Огромна роль местоимения

- просклоняйте местоимение я  у доски

( 1ученик у доски)

-определите число и род местоимения в словосочетании: такого мнения 

( 2 ученик у доски)

ВЫВОД 3: (местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род).(Заполнение второй колонки таблицы «Морфологические признаки»).

3.3 Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте выполним синтаксический разбор предложения и выясним, каким же членом  в предложении является местоимение:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

                                           А. А. Блок

- Какими членами предложения являются местоимения?

Вывод 4: (В предложении местоимение может быть подлежащим, дополнением , определением).

(Заполнение третьей колонки «Синтаксическая роль»).

3.4 -Чтобы выяснить , какова роль местоимения в речи, вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения?

( Местоимения помогают избежать повтора слов).

(Заполнение четвёртой колонки).

- Основываясь на наших наблюдениях, дайте определение местоимению как части речи.

(Местоимение -  часть речи,  которая указывает на  предметы, признаки и количества, но не называет их.

  Отвечает на вопросы :Кто? Что? Сколько? Чей? Какой?

Относятся к м.р., ж.р., ср. р.

Измен.  по падежам, а некоторые по родам, числам. В предложении являются подлежащим., дополнением, определением)

- Проверьте себя (слайд 4)

- Работаем в парах : расскажите друг другу, что вы узнали о местоимении как о части речи.

4.1.Работа с таблицей: знакомство с разрядами местоимений.

- Давайте теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями.(слайд 5)
- Назовите разряды местоимении.

-Подробнее мы познакомимся с ними на последующих уроках.

4.2.Найти местоимения  в предложениях и записать их в тетради. (слайд 6)

1 уровень – выписать из предложений местоимения;

2 уровень – выписать словосочетания с местоимениями; определить падеж местоимений

-Проверка записанных местоимений (слайд №7)

4.3- Исправьте ошибки в употреблении местоимений.( слайд 8).

4.4 .Выполнение упражнения 393 (устно): указать недочеты в употреблении местоимений.

4.5 Работа с текстом (слайд 10)

 Сухие, чёрные силуэты протягивают закату безжизненные ветки. Кажется, что закат сейчас зажжёт их.

   Мы где-то высоко. Под нами расстилается тихий мохнатый лес. Он молчит. Росистая свежесть дышит нам в лицо.

Работа в паре.

-выделить местоимения;

-определить их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении;

-установить роль местоимений как средство связи предложений .

-  Взаимопроверка работ с оцениванием.

- А теперь проверьте себя ( слайд 11).

 4.5.Тест. Укажите неверное утверждение:

  1. местоимение  - самостоятельная часть речи;
  2. местоимения могут указывать на предмет или признак, но не называть их;
  3. местоимения изменяются по родам, числам и падежам;
  4. в предложении местоимение может быть обстоятельством

5. - Чему я научился на уроке?( слайд 12).

- Что узнал нового на уроке о местоимении?

 -  Оцените свою готовность к выполнению домашнего задания

6.Домашнее задание:

                      §68

1-й уровень - упражнение 391

2-й уровень  - выписать из сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» предложения, где встречаются местоимения (3-4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...