Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок является первым в изучении данной темы. учащимся дается представление о грамматических и синтаксических признаках местоимения, его роли в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Аттестуемый педагог Енина Алла Алексеевна, учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №122 Кировского района города Волгограда
Предмет русский язык
Класс 6
Тема Местоимение как часть речи.
Тип урока урок изучения нового материала.
Формирование универсальных учебных действий:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении как части речи;
• знакомство обучающихся c грамматическими признаками местоимений, их особенностями, ролью в речи;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные :
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Цель: формирование представлений о местоимении как части речи;
знакомство обучающихся c грамматическими признаками местоимений, их особенностями, ролью в речи; углубление знаний по русскому языку, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Организовать самостоятельную работу обучающихся для открытия новых знаний по теме «Местоимение».
Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Местоимение» для контроля над усвоенными знаниями.
Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, модель «чистой» таблицы.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. 2. 3 3.1 3.2 3.3 3.4. 4. 5 6 | Организационный момент. Проверка домашнего задания. Активизация знаний обучающихся. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке, повторение изученных орфограмм. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе, развивать навыки грамотного письма. Задачи: -- актуализировать опорные знания, повторить ранее изученный материал по теме «Части речи»; -подготовить к открытию новых знаний; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, сравнительные Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся). Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос . Изучение учебного материала Открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: выделение морфологических признаков местоимения, определение их роль в речи. Цель, которую хочет достичь учитель: развитие умения анализировать языковой материал, выделять общие и различные признаки частей речи. Методы: частично- поисковый. Приёмы: эвристическая беседа, демонстрация презентации, заполнение «чистой» таблицы. Методы стимулирования: похвала. Формы работы: фронтальная. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: выделение морфологических признаков местоимений, их роли в речи. Цель, которую хочет достичь учитель: развитие умения анализировать языковой материал, выделять общие и различные признаки частей речи. Методы: частично- поисковый. Приёмы: эвристическая беседа, демонстрация презентации, заполнение «чистой» таблицы. Методы стимулирования: похвала. Формы работы: индивидуальная. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: определение синтаксической функции местоимения. Цель, которую хочет достичь учитель : развитие умения анализировать языковой материал, сопоставлять, делать выводы. Методы: частично- поисковый. Приёмы: эвристическая беседа, рассуждение, анализ языкового материала, заполнение «чистой» таблицы. Методы стимулирования: похвала. Формы работы: индивидуальная. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: использование местоимений в речи для грамотного её построения. Цель, которую хочет достичь учитель: развитие грамотной речи обучающихся в соответствии с нормами русского литературного языка. Методы: частично- поисковый. Приёмы: эвристическая беседа, Работа с таблицей. Методы стимулирования: похвала. Формы работы: фронтальная, работа в парах. Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь применить полученные знания: находить местоимения в речи, определять их грамматические признаки, правильно употреблять в речи. Цель, которую ставит перед собой учитель: развитие умения находить местоимения, определять их грамматические признаки, развивать речь обучающихся. Методы: репродуктивные. Приёмы: работа с презентацией, работа с учебником, работа в парах. Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которую ставит перед собой учитель: развитие способности давать адекватную самооценку Домашнее задание Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: самостоятельно находить местоимения в речи, определять их грамматические признаки, использовать в речи. Цели, стоящие перед учителем: побуждение обучающихся к самостоятельной работе по теме. | -Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность, начинаем урок. 2.1 - Сейчас орфографическая минутка. Повторяем изученные орфограммы, встретившиеся в домашнем задании. Словарный диктант: Сдать изложение, расписание уроков, слегка прикоснуться, прибыть на станцию, заросли акации, жёлтый цыплёнок, чётко излагать мысли. (объяснение орфограмм) 2.2- Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? ( Морфология). - А какие части речи вы уже изучили? - Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные). - Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, глагол – самостоятельные, предлоги, союзы, частицы,_ служебные). - Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные имеют значение, отвечают на вопросы , являются членами предложения). 2.3Проблемная ситуация. Работа с раздаточным материалом. - Прочитайте строки из басен И.А.Крылова. 1. Ай, Моська! Знать Моська сильна, Что лает на Слона! 2,Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она: « Не оставь меня, кум милый! Дай, кум милый, мне собраться с силой, И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» - Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как исправить? _- Прочитайте , что получилось, когда вы исправили. - Назовите слова, которые помогли вам исправить ошибки. Какой частью речи они являются? (Местоимения) - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? Кто сформулирует тему урока? (Местоимение как часть речи) Сообщение темы и цели урока. 3.1. - Итак, тема урока « Местоимение как часть речи», запишите. ( слайд 1) А изучать местоимение мы будем по следующему плану (на доске) 1. Значение, вопросы 2. Морфологические признаки 3. Синтаксическая функция 4. Употребление в речи. - На доске нарисована «чистая» таблица, которую мы будем заполнять в ходе наблюдения над местоимением. (таблица вычерчивается на доске до начала урока). - Сегодня на уроке мы сделаем много открытий, касающихся этой части речи. Но для начала нужно выяснить, почему эта часть речи получила такое название. - Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Разберите слово местоимение по составу: мест-о-имение. - Почему же эта часть речи получила такое название? ( Местоимения – часть речи, которая заменяет имена.) Вывод 1: - Итак, первое открытие. Местоимения – часть речи, которая заменяет имена.( слайд 2). Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! - Как вы понимаете это стихотворение? (Заменяет имена существительные, прилагательные, числительные). (слайд 3) - На какие вопросы отвечают местоимения, заменяющие имена существительные? А на какие -прилагательные, числительные, наречия? ( Кто? Что? Сколько? Чей? Какой?) Вывод 2: Местоимение отвечает на вопросы: Кто? Что? Сколько? Чей? Какой? ( Заполнение первой колонки таблицы: «Значение,вопросы») 3.2 -Дайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам). - О том, как изменяются местоимения, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. Из предложения : Я о себе такого мнения Огромна роль местоимения - просклоняйте местоимение я у доски ( 1ученик у доски) -определите число и род местоимения в словосочетании: такого мнения ( 2 ученик у доски) ВЫВОД 3: (местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род).(Заполнение второй колонки таблицы «Морфологические признаки»). 3.3 Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте выполним синтаксический разбор предложения и выясним, каким же членом в предложении является местоимение: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А. А. Блок - Какими членами предложения являются местоимения? Вывод 4: (В предложении местоимение может быть подлежащим, дополнением , определением). (Заполнение третьей колонки «Синтаксическая роль»). 3.4 -Чтобы выяснить , какова роль местоимения в речи, вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения? ( Местоимения помогают избежать повтора слов). (Заполнение четвёртой колонки). - Основываясь на наших наблюдениях, дайте определение местоимению как части речи. (Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Отвечает на вопросы :Кто? Что? Сколько? Чей? Какой? Относятся к м.р., ж.р., ср. р. Измен. по падежам, а некоторые по родам, числам. В предложении являются подлежащим., дополнением, определением) - Проверьте себя (слайд 4) - Работаем в парах : расскажите друг другу, что вы узнали о местоимении как о части речи. 4.1.Работа с таблицей: знакомство с разрядами местоимений. - Давайте теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями.(слайд 5) -Подробнее мы познакомимся с ними на последующих уроках. 4.2.Найти местоимения в предложениях и записать их в тетради. (слайд 6) 1 уровень – выписать из предложений местоимения; 2 уровень – выписать словосочетания с местоимениями; определить падеж местоимений -Проверка записанных местоимений (слайд №7) 4.3- Исправьте ошибки в употреблении местоимений.( слайд 8). 4.4 .Выполнение упражнения 393 (устно): указать недочеты в употреблении местоимений. 4.5 Работа с текстом (слайд 10) Сухие, чёрные силуэты протягивают закату безжизненные ветки. Кажется, что закат сейчас зажжёт их. Мы где-то высоко. Под нами расстилается тихий мохнатый лес. Он молчит. Росистая свежесть дышит нам в лицо. Работа в паре. -выделить местоимения; -определить их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении; -установить роль местоимений как средство связи предложений . - Взаимопроверка работ с оцениванием. - А теперь проверьте себя ( слайд 11). 4.5.Тест. Укажите неверное утверждение:
5. - Чему я научился на уроке?( слайд 12). - Что узнал нового на уроке о местоимении? - Оцените свою готовность к выполнению домашнего задания 6.Домашнее задание: §68 1-й уровень - упражнение 391 2-й уровень - выписать из сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» предложения, где встречаются местоимения (3-4) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...