ГИА русский язык ЧАСТЬ С
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Попова Оксана Владимировна

1)     «Зачем нужны повторы в художественной речи?»

(это лексика- 2 аргумента)

2)    «Роль тире в предложении»

3)    «Диалог и прямая речь. Их роль в языке»

4)    « Роль вводных слов и предложений в устной и письменной речи»

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  «Зачем нужны повторы в художественной речи?»

(это лексика- 2 аргумента)

1 аргумент-

 В художественной литературе словесные повторы применяются часто... Особую выразительность словесный повтор получает тогда, когда одно и то же слово стоит в начале двух соседних прозаических фраз, например, в предложении №8,9 повторяется личное местоимение « МЫ»

 2 аргумен

Лексический повтор - это повторение слова либо словосочетания или даже предложения. Слова повторяются для того, чтобы акцентировать на них внимание читателя, то есть усилить их роль,например, предложения №6,21 автор использует однородные определения « видимого и невидимого»    

ИЛИ

Лексический повтор--это СРЕДСТВО связи в тексте между предложениями.Действительно, при этом повторяется одно и то же слово. Приведу для наглядности вот такой пример: автор использует однородные определения « видимого и невидимого» в предложении № 6,21

  1.  «Роль тире в предложении»

Вступление к сочинению

--На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты , но и помогают верно передать смысл предложений. Тире важный знак препинания и я попробую это доказать.

----Зачем нужна пунктуация? Пишущий должен твердо знать , какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приемами для этого воспользоваться.

----Знаки препинания нужны в письменной речи, так как они способствуют ясности в изложении  мыслей , отделяя одно предложение от другого или одну часть от другой.

Аргументы

1.

Тире между подлежащим и сказуемым ,например , в предложении № 1

2

Пропуск члена предложения, например, предложение № 27

Заключение

---Таким, образом, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания нам в этом помогают.

-----Таким образом, пунктуация занимает важное место в письменной речи, потому что подчеркивает. Более точно выражает свои мысли и чувства пишущего.

  1. «Диалог и прямая речь. Их роль в языке»

Грамматика    

ВЗЯТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ!!!!

Вариант 1.

Прямая речь - это передача чужой речи, сохраняющая содержание и форму. С ее помощью создается впечатление подобия точного воспроизведения чужой речи. Тогда становится понятным, к кому обращена речь, при каких обстоятельствах она произносится.

Диалог, конечно, тоже несет определенную значимость. Мы можем узнать, сколько лиц участвуют в разговоре, кто и кому что говорит, какая обстановка, интонация слов.

Прямая речь может передавать высказывание другого лица, слова самого говорящего, чьи-нибудь мысли. Особая роль отводится словам автора, которые указывают, кому они принадлежат, к кому обращены, при каких обстоятельствах произнесены.

Вариант 2.

   Прямая речь — это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес (написал).

Предложения с прямой речью включают два компонента: прямую речь, где воспроизводится чужая речь, и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана, а также могут быть раскрыты обстоятельства речи (когда, где, почему и т. д.). Вводящие слова связаны с прямой речью по смыслу и интонационно и могут следовать за ней, предшествовать ей и разрывать ее на части.

В прямую речь могут входить одно или несколько предложений, разных по структуре, интонации, модально-временным планам. Функционирующая для точной передачи чужого высказывания, прямая речь может включать личные местоимения, указывающие на говорящее лицо, а также соответствующие притяжательные местоимения, междометия, обращения, вводные конструкции, неполные предложения. Помимо этого, может включать более разнообразные по стилистической окраске слова и фразеологические сочетания, что позволяет передавать в художественной литературе особенности речевой манеры персонажей.

Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики персонажей. Вспомним экспрессивные речи Простаковой,  Хлестакова и других героев русской литературы.

 Вводящими словами могут быть существительные: слова, вопрос, голос, шепот, восклицание и глаголы со значением речи или мысли: сказать, спросить, приказать, ответить, крикнуть,подумать, решить, вспомнить и т. д.

Вводящие слова могут иметь форму неполных предложений.

Диалог — это прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц. Предложения, произносимые участниками диалога, называются репликами. Каждая реплика начинается с новой строки. Перед репликой ставится тире. Кавычки не сохраняются. Реплики диалога могут сопровождаться вводящими словами, образуя типичные конструкции с прямой речью, а могут и не иметь их.

Ответные реплики диалога часто представляют собой неполные предложения, которые содержат лишь «новое». Каждая реплика должна быть семантически емкой, но краткой. Акт общения обусловливает лаконизм реплик, их смысловую насыщенность. Поэтому в репликах звучит обычно только «новое», «данное» или не повторяется, или произносится скороговоркой.

   В предложенном тексте Ю. Тынянова  в предложении 8 реплика оформлена в виде диалога без вводящих слов. Предложения 32-36 представляют собой диалог, состоящий из нескольких реплик, принадлежащих одному человеку. Диалог передаёт особенность разговорной речи: эмоциональность, экспрессивность. Участники коммуникации пользуются как вербальными, так и невербальными средствами общения. В диалоге, как и в прямой речи, широко употребительны обращения, определённо-личные  предложения, неполные предложения, вводные слова (32, 33, 34, 35).  

  1. « Роль вводных слов и предложений в устной и письменной речи»

    Грамматика

1 аргумент   - предложение 12 « значит»

2 аргумент—предложение 13 « в свою очередь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.2

Написание сочинения - рассуждения, связанного с анализом текста, у многих школьников вызывает трудности. Данный шаблон поможет им на начальном этапе научиться писать творческие работы....

Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.1

Данный материал предназначен как для учителя, так и для учащихся и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании  сочинения - рассуждения на лингвистическую тему....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21

Вводные слова и вводные конструкции...

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...

ЕГЭ по русскому языку. Часть С

Шпаргалочка для написания части С (К4 - аргументация собственного мнения по проблеме)...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

ЕГЭ по русскому языку. Часть С.

Урок-презентация по русскому языку в 10-11 классе. Пишем часть С. Особенности работы с текстом художественного стиля....