Программа по подготовке к ГИА по русскому языку.
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_podgotovke_k_gia_2013-2014.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Подготовка учащихся к ГИА по русскому языку»
9 класс
Базовый уровень
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Яркеева Ю.Н.
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы.
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель программы: подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи:
- выработать навык комплексного анализа текста;
- совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением;
- сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 32 часа (16 часов – теоретические занятия; 18 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15лет.
Ожидаемые результаты.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему.
Раздел I. (1 час)
Введение.
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел II. Изложение (6 часов).
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Практическая работа № 1.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Практическая работа № 2. Написание изложения.
Раздел III. Лексика (3 часа).
Упражнения по лексике. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников.
Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3.
Раздел IV. Орфография и синтаксис (13 часов).
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Практическая работа № 4.
Орфограммы в корнях слов.
Практическая работа № 5.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Практическая работа № 6.
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение.
Практическая работа № 7.
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение.
Практическая работа № 8.
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Практическая работа № 9.
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.
Практическая работа № 10.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.
Практическая работа № 11.
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Практическая работа № 12.
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ.
Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.
Контрольная работа. Тестирование.
Раздел V. Сочинение на лингвистическую тему (9 часов).
Понятие о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
Практическая работа № 14.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Практическая работа № 15.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Практическая работа № 16 .
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.
Календарно-тематическое планирование
по подготовке к ГИА по русскому языку
9 класс
№ разде ла | № уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Содержание учебного материала |
1 | 1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков. | 1 | Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов. Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов. |
2 | 2 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1. | 1 | Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения. Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту. Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки. |
3 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | 1 | ||
4 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | 1 | ||
5 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | ||
6 | Практическая работа № 2. | 2 | ||
3 | 7 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | 1 | Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте. |
8 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 1 | ||
9 | Практическая работа № 3. | 1 | ||
4 | 10 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4. | 1 | Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. |
11 | Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5. | 1 | ||
12 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6. | 1 | ||
13 | Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7. | 1 | ||
14 | Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8. | 1 | ||
15 | Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9. | 1 | ||
16 | Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10. | 1 | ||
17 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11. | 1 | ||
18 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12 . | 1 | ||
19 | Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13. | 1 | ||
20 | Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). | 1 | ||
21 | Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности. | 1 | ||
22 | Контрольная работа. Тестирование. | 1 | ||
5 | 23 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическая работа № 14. | 1 | Тема и идея текста. Композиция сочинения-рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование. |
24 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическая работа № 15. | 1 | Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. | |
25 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. | |
26 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения. | |
27 | Практическая работа № 16. | 1 | Написание сочинения-рассуждения. | |
28-30 | Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника | 3 | Изложение, тест, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |
31 | Результаты репетиционного экзамена. Итоги. Рекомендации. | 1 |
Литература
1. Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013.
2. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011.
3. Е.С. Симакова ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2012.
4.Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.
5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
6.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.
7.Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
8. Опыты анализа художественного текста /Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
9. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru
10.Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.: http://www.saharina.ru/
11. Сайт «По уши в ГИА»: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
Словари и справочники
1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привы...
Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"
Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и...
Программы по подготовке к экзаменам по русскому языку
Данные программы позволяют в течение одного учебного года организовать повторение материала по русскому языку за курс 5-9 классы на базовом и профильном уровне....
Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
ГИА в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знани...
Рабочая программа по подготовке к ГИА по русскому языку
Поянительная записка, календарно - тематическое планирование...