Программа по подготовке к ГИА по русскому языку.
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Яркеева Юлия Николаевна
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_podgotovke_k_gia_2013-2014.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Подготовка учащихся к ГИА по русскому языку»

9 класс

Базовый уровень

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Яркеева Ю.Н.

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность программы.

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.

Цель программы: подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи:

  • выработать навык комплексного анализа текста;
  • совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением;
  • сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 32 часа (16 часов – теоретические занятия; 18 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15лет.

Ожидаемые результаты.

Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.

Формы подведения итогов реализации программы:

- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника;

- тестирование по пройденному материалу;

- написание сжатого изложения;

- написание сочинения на лингвистическую тему.

Раздел I.      (1 час)

Введение.

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел II.  Изложение  (6 часов).

Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Практическая работа № 1.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.        

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.        

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Практическая работа № 2. Написание изложения.        

                 

Раздел III. Лексика (3 часа).

Упражнения по лексике. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников.

Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3.

Раздел IV. Орфография и синтаксис (13 часов).

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Практическая работа № 4.

Орфограммы в корнях слов.

Практическая работа № 5.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Практическая работа № 6.

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение.

Практическая работа № 7.

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение.

Практическая работа № 8.

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Практическая работа № 9.

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

Практическая работа № 10.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Практическая работа № 11.

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Практическая работа № 12.

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ.

Практическая работа № 13.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).        

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.        

Контрольная работа. Тестирование.        

Раздел V. Сочинение на лингвистическую тему (9 часов).

Понятие о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Практическая работа № 14.        

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Практическая работа № 15.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Практическая работа № 16        .

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.        

Календарно-тематическое планирование

по подготовке к ГИА по русскому языку

9 класс

разде

ла

уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Содержание учебного материала

1

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов. Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.

2

2

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1.

1

Основные требования к написанию подробного или сжатого  изложения.

Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту.

Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

4

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

6

Практическая работа № 2.

2

3

7

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте.

8

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

9

Практическая работа № 3.

1

4

10

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4.

1

Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

11

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5.

1

12

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6.

1

13

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7.

1

14

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8.

1

15

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9.        

1

16

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10.

1

17

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11.        

1

18

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12        .

1

19

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

1

20

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

1

21

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

1

22

Контрольная работа. Тестирование.

1

5

23

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическая работа № 14.

1

Тема и идея текста. Композиция сочинения-рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.

24

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическая работа № 15.

1

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

25

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

Анализ работ обучающихся: логическая последовательность,  исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

26

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.

27

Практическая работа № 16.

1

Написание сочинения-рассуждения.

28-30

Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника

3

Изложение, тест, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

31

Результаты репетиционного экзамена. Итоги. Рекомендации.

1

Литература

1. Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013.

2. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011.

3.  Е.С. Симакова ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2012.

4.Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.

6.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

7.Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

8. Опыты анализа художественного текста /Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

9. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru

10.Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.: http://www.saharina.ru/

11. Сайт «По уши в ГИА»: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привы...

Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...

Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"

Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и...

Программы по подготовке к экзаменам по русскому языку

Данные программы позволяют в течение одного учебного года организовать повторение материала по русскому языку за курс 5-9 классы на базовом и профильном уровне....

Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс

ГИА в 9 классе проверяет  умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знани...

Рабочая программа по подготовке к ГИА по русскому языку

Поянительная записка, календарно - тематическое планирование...