Три способа сжатия текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Анисимова Наталья Петровна

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Материал отражает задания и упражнения, которые, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_sposoba_szhatiya_teksta.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Три способа сжатия текста.  1. Исключение. 2. Обобщение. 3. Упрощение.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.   Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Формы работы:

  1. Выделите опорные слова в предложении.
  2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
  3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
  5. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
  6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
  7. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
  8. Проделайте следующую работу с текстом: 
    а) составьте к нему план;
    б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

Три способа сжатия текста.  1. Исключение. 2. Обобщение. 3. Упрощение.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.   Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Формы работы:

  1. Выделите опорные слова в предложении.
  2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
  3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
  5. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
  6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
  7. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
  8. Проделайте следующую работу с текстом: 
    а) составьте к нему план;
    б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...

способы сжатия текста

Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с...

Основные способы сжатия текста

Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....

Способы сжатия текста

Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....