Программа элективного курса " Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Качанова Алла Григорьевна

Программа рассчитана на широкий круг учащихся 9. 10, 1 I классов, желающих овладеть речевой культурой.

Проблема формирования литературной речи у учащихся сегодня особенно актуальна.

Рекомендуется для углубления и расширения знаний о русском языке, его возможностях с целью обучения правилам речевого этикета.

Особенно будет полезна выпускникам 9, 11 классов, так как дает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа рассчитана на широкий круг учащихся 9. 10, 1 I классов, желающих овладеть речевой культурой.

Проблема формирования литературной речи у учащихся сегодня особенно актуальна.

Рекомендуется для углубления и расширения знаний о русском языке, его возможностях с целью обучения правилам речевого этикета.

Особенно будет полезна выпускникам 9, 11 классов, так как дает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения.


Содержание.

Рецензия.

Пояснительная записка

Учебно-теоретический план

Содержание программы

Приложение

  1.  Урок но теме: “Изречения народной мудрости об общении"
  2.  Урок по теме: “Значение мимики и жестикуляции при общении”

         Используемая литература


                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗА ПИСКА

                   

Программа курса «Культура речи» рассчитана на учащихся 9, 10, I 1-х классов, состоит из двух частей. В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в данных классах, поэтому курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодиях.

Цели программы;        

  •  повысить интерес к гуманитарному образованию;
  •  расширить кругозор учащихся;
  •  углубить представления о русском языке, его возможностях; познакомить учащихся с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения;

обучить правилам речевого этикета;

помочь приобрести навыки, необходимые для бытового и делового общения.

Задачи:

выработать.умение слушать собеседника и вести диалог; овладеть нормами литературного языка, навыками использования в речи синтаксических, орфоэпических и лексических норм языка, закрепить навыки работы с различными видами словарей, до пол н ител ьной л итературой;

доказать, что литературный язык - показатель культуры человека В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правильной культуры речи, но и книги по занимательной лингвистике, стилистике, пунктуации, орфоэпии (Львов С И. Этимология на службе орфографии, - М 1974г.; Скворцов Л И., Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1983г.; Успенский Л.В Слово о словах. - М.: 1984г.; Ожегов С И. Лексикология. Культура речи. М., 1974г.; Ожегов С.И., Шведова Н Ю. Толковый словарь русского языка. М.. 1992г.; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Занимательная стилистика. - М., 1988г.).

        Программа углубленного характера.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно- урочную систему: игра, тестирование, зачет, семинар, презентация, соревнование.

IIрогнозируемый результат.

Программа будет способствовать:

I Успешной сдаче письменного и устного экзаменов по русскому языку и литературе.

2 Овладению основными средствами делового и бытового общения.

3 Умению выражать свои мысли связно, логично и образно.

                           Рецензия

на методическую разработку элективный курс «Культура речи»

А.Г.Качановой А.Г.., учителя  русского языка МБОУ СОШ №16.

Данная работа представляет программу, призванную помочь педагогам в организации предпрофильной ориентации школьников 9 класса и стать важным средством для выбора профиля обучения по специальности «Филология» в 10, 11 классах.

Программа сопровождается пояснительной запиской, в которой четко определены цели курса, названы авторы учебных пособий, указаны формы работы с учащимися на занятиях.

Учителем Качановой А.Г.. четко прописано содержание программы, представлен учебно - методический план, разработки отдельных уроков.

Посещая занятия данного курса, учащиеся получат теоретические сведения и практические умения и навыки, овладеют различными видами деятельности. Подача материала сопровождается опорой на различные средства наглядности: схемы, таблицы, памятки и др. В программу  включены контрольные уроки: тестирование, сочинения.

Элективный курс «Культура речи» не дублирует темы, изучаемые по общеобразовательным программам, и способствует повышению интереса к предмету «Русский язык».


                                                                         Учебно-тематический план ( 16 ч.)

Культура речи                                                                                                                                                        Умейте же беречь

                                                                                                                                                                                  наш дар бесценный - речь.

                                                                                                                                                                                И. Бунин

Содержание

часы

Цели и задачи

Виды деятельности

Умения и навыки

[. Общение - социальное явление

4ч.

1.

Что такое общение?

Что такое общение'7

Составление опорной схемы.

2.

Значение общения.

Формы общения в жизни человека.

Устные сочинения «Поговори со мной»

Умение работать с орфографическим словарём

3.

Условия, необходимые для общения.

Выработать умение слушать собеседника и вести диалог.

Орфоэпический словарь, анализ эпизода. «Приезд Базарова в дом родителей», анализ ситуации.

Умение вести диалог, умение слушать

4

Изречение народной мудрости об общении

Обогатить умственное развитие  говорящего, используя пословицы и поговорки.

Сочинение на тему: «Пословицы об общении» Описание ситуаций вашего общения кем-либо Умение использовать в речи пословицы и поговорки

11 Невербальные средства общения

4 ч.

5.

Значение мимики и жестикуляции при общении.

Выработать умение через мимику понимать оппонента

Работа с фразой жестику ляции, игра как способ выражения эмоционального состояния человека

Умение «расшифровывать», понимать мимику собеседника.

6.

Виды жестов

Знакомство с видами жестов.

Жестикулирование, работа с отрывком из произведения КС.  Тургенева «Новь»

Выработка умения владеть видами жестикуляции

7

Урок - игра Практическое занятие «Зеркало»

Отработка умений использовать жесты в

ЖИЗНИ.

Ролевая игра «Что означает жест?» Работа с отрывком из книга М.В. Лермонтова

«Краткое руководство к к риторике»

Умение воспроизводить

жесты

8.

Урок - практикум мимики и «Мастер жестикулирования (игра)

Практическое применение полученных знаний и умений

Тестирование

Навыки полученных знаний

Лнгераггуриый язык

3ч.

9.

Формы существования национального языка.

Понятие литерату рного языка Национального русского языка и его форм

Дискуссионная работа с высказываниями Работа со словарём, выборочная работа с

текстом

У мение определять формы языка и использовать их в речи

10.

Высшая форма национального языка.

Доказать, что литературный язык показатель культуры человека, познакомить с особенностями литерату рного языка.

Работа со справочной литературой, сообщения учащихся.

У мение говорить связно и логично

11.

Современное иноязычие.

Познакомить с понятиями: вульгаризация и инострализация

Работа с новым словарём Шкапенко Т.М, Тюгнер НИ «Русский тусовочный, как иностранный» Калининград, 2003 г.

Выработать бережное отношение к русскому языку

111. Основные качества речи

5 ч.

12.

Точность, понятность, частота речи

Понимание форм существования русского языка, отличие книжной речи от разговорной

Работа с речевыми ситу ациями, работа со статьями Белинского. С отрывками из произведений М.Ю Лермонтова и А.С Пушкина

Умение использования разнообразных средств речи.

13.

Богатство, разнообразие, образность и выразительность речи

Усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности.

Инсценировка «В автобусе», «Семейная ссора».

14.

Норма, её динамика и вариан тность

Поня тие языковой нормы

Редактирование школьных сочинений

Умение выражать мысли в соответствии с нормами литературного языка

15.

Формирование норм литературного языка

Овладеть нормами литературного языка

Работа со словарем и составление схем.

Проверка умения использовать полученные знания в жизни.

16.

Урок-зачет.

Систематизация знаний

Тестирование.

                                  Содержание программы

1 Что такое общение? Речевая деятельность. Общение -процесс. Высказывание.

1 Значение общения Общение для человека - среда        его обитания        Способность

общаться. Слово

  1. Условия, необходимые для общения Дар речи. Условия общения обоюдное желание вести диалог, наличие общей темы, умение слушать.

4  Изречения народной мудрости об общении. Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни человека Этика общения, условия его эффективности Пословицы, поговорки

'5  Значение мимики и жестикуляции при общении Невербальные средства общения жесты, выражение глаз, мимика поза, движение тела Кинесика

6 Виды жестов:        механические, ритмические, эмоциональные, указательные,

изобразительные, символические.

7        Урок -игра. Практическое занятие «Зеркало».

8        Урок- практикум «Мастер мимики и жестикуляции».

9 Формы существования национального языка.        Литературный язык

Территориальные диалекты Городское просторечие Профессиональные и социально-групповые жаргоны

10 Высшая форма национального языка. Литературный язык - высшая форма национального языка и основа культуры речи. Особенности литературного языка Формы и виды литературного языка. Функциональные стили

  1. овременное иноязычие  Вульгаризация. Инострализация. Тусовочный язык.

12 Точность, понятность, чистота речи Нарушение точности речи. Номинативная функция слова Синтаксическая омонимия Паронимы  Этнографизмы  Диалектные

слова. Социальные слова: термины и профессионализмы

  1.  Богатство, разнообразие и выразительность речи Словари Многозначность. Синонимия Словообразовательные возможности. Фразеологизмы Пословицы и поговорки Крылатые слова. Тропы и фигуры.
  2.  Норма, её динамика, вариантность. Понятие нормы Орфоэпическая Словообразовательная Лексическая. Морфологическая. Синтаксическая Интонационная Пунктуационная  Разноуровневые варианты норм.
  3. Формирование норм литературного языка. Источники установления языковой нормы произведения писателей- классиков и современных писателей, общепринятое современное употребление, анализ языка, средств массовой информации, данные живого и анкетного опросов, научные исследования учён ых - языковедов.

16 Урок-зачет



     Значение мимики и жестикуляции при общении.

I [ель: 1 поазать учащимся роль, значение мимики во время общения;

  1. выработать умение расшифровывать,' понимать мимику, жесты собеседника;
  2. научить учащихся владеть своей мимикой.

Ход занятия.

I Слово учителя:

При разговоре человек невольно следит за поведением собеседника. Важно, куда и как он смотрит. Широко открытые глаза выражают заинтересован ность, любопытство, внимание. Хитро прищуренные глаза - признак сомнения, недоверия. Если собеседник испытывает неловкость, смущение, он старается отвести взгляд в сторону.

Но не только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как слушающего, так и говорящего. Например, собеседник, выслушав, безнадёжно махнул рукой. Он мог бы своё отношение выразить вербально, т. е. словами:» Ничего не получит ся!», «Положение безнадёжно!», но он сделал соответствующий жест, и этим все было сказано.

I! Работа со словарём:

Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела - невербальные средства общения. Их изучает кинесика (от греч, kinesis- «движение»). Особое внимание кинесика уделяет мимике и жестикуляции.

Мимика (от греч. mitniftps — «подражательный») - 1. движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2. Искусство актёра передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувст ва он испытывает.

ill Закрепление. Практические упражнения.

  1. Какие чувства выражают: 1) поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; 2) нахмуренные брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы; 3) сведенные к переносице брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ; 4) сияющие глаза, приподнятые уголки губ, широкая улыбка.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, настолько она выразительна.

Поэтому рекомендуется изучить и своё лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, кривить в усмешке губы, то постарайтесь отучиться от этого. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, весёлых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передаёт ли она соответствующую эмоцию. Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производи! человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удиви гель - но: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путём, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение,говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: Дочь у меня вот тут сидит? Нет, непонятна. Где тут? В углу комнаты, за столом, у телевизора или ещё где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на его иждивении.

Нe случайно в русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих гот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

  1. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы?

Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурить брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос.        

  1.  Работа со словарём.

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

На месте звук в в конце слов произносится твёрдый или мягкий звук ф. Правильно прочти вслух слова: здоров, домов, годов, кружков. кровь. любовь.

Согласные буквы, после которых в словах идёт гласная буква е. обозначают согласные звуки.

Проверьте, правильно ли вы произносите слова пионер. академия. шинель. КОфе, депо, тема, одеколон, бухгалтер.

У. СЛОВО УЧИТЕЛЯ .Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты».

В различных риториках, начиная с античных времён, выделялись специальные главы, посвящённые жестам. Теоретики ораторского искусства в статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет:

Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук непри ятны, приедаются, надоедают и раздражают.

Как видно из цитаты, Кони подчёркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет её, в сочетании со словами усиливает её эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время он отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. ДейсТви гельНо, плохо, если говорящий время от времени потирает кончик носа, дёргает себя за ухо, поправляет галстук, вертит пуговицу, т. е. повторяет какие-то механические жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают её восприятию, нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

 Зaпись в тетради:

Помимо механических жесты по своему назначению бывают ещё ритмнчные, эмоциональные, указательные, изобразительные н символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические подчёркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи - то, что обычно передаёт интонация.

С юмором, лёгкой насмешкой образно говорит народ о темпе речи некогорых выступающих:        у  него         слово         слову         костыль         подает;        говорит, что воду цедит;

За твоим яэыком не поспеешь босиком; Строчит, к.ак{из пулемёта.

VI Тренировочные упражнения.

Произнесите эти образные выражения, сопровождая их ритмическими жестами. Понаблюдайте, чем ваши жесты различаются и чем это обусловлен о.

Как вы заметили, в одних случаях текст сопровождается плавным, нес коль ко замедленным движением правой руки в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. В другом случае производятся частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, на поминающие рубку капусты.

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - всё это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах» Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: вытаращить глаза, скривить губы.

  1.  Работа со словарём.

Декабрь. 1 название декабрь родственно слову децилитр. Что же общего у календарного месяца и меры длины? Оба эти слова образованы от латинского децел1, что значит «десять».

Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году.

В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этот месяц начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. Стужа, стынуть, застывать - и древнее название месяца - «студень».

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

  1.  Домашнее задание.

Напишите, на какое чувство, на какое состояние указывают сочетания. Бить себя в грудь, глаза на лоб лезут, стукнуть кулаком по столу, ударить (хлопнуть) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, сжагь губы, надуть губы, указать на дверь.

ИЗРЕЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ ОБ ОБЩЕНИИ

Цель: 1) познакомить учащихся с изречениями народной мудрости об обще нии;

  1.  выработать умение использовать в речи пословицы и поговорки;
  2.  прививать любовь к русскому языку.

                                     Ход занятия.

  1.  Слово учителя:

Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Своё суждение обо всём этом народ выразил в метких, ёмких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?

Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/И смысл и намять потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь .хорошо и слушить; <В чужой беседе всяк ума наберётся. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку:

 Когда говоришь - думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языку не воротишь. И в этих пословицах оза боченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать, слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в поржнее пе - реливать\ Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорим, что наварили, а глянь - ан нет ничего; (Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.

  1.  ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над её текстом, осмыслить:
  •  какие положения будут развиты;
  •  что остаётся спорным и требует дальнейших размышлений;
  •  что нового вносится в решение вопроса;
  •  насколько высказываемые мысли аргументированы;
  •  какова авторская позиция.
  1.  Работа со словарём.

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

Слово оба сочетается с существительными мужского рода: оба товарища, оба носка, оба окна; слово обе - с существительным женского рода: обе книги, oбе руки, обе страницы. Это различие проводится по всем падежам: обоими носками, обоими окнами, но обеими руками, обеими страницами.

  1. БЕСЕДА

       Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека,то от них  во многом зависит, каким будет общение.

Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно расскать обо всём, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережёшься говорить. Пословицы подчёркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость! [Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но ещё хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого - то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Пёть хорошо вместе, а говорить порознь.

Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре - положительные качества говорящего. А вот всезнайство (y него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собесединка {говорить на разных языках; их разговор - разговор глухих)', упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про‘Ерёму); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здоровье, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) - все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.

Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться,

нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным в выборе слов; помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит;Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесённой словом, врач бессилен; От одного слова - да на век ссора. Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; (В ссорах да во вздорах пути не  бывает; ‘Много бранился, а добра не добился.

Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению:

.Всякая ссора красна миром; с кем побранюсь, с тел и помирюсь; Кстати бранись, а не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.

Слово браниться многозначно. Помимо значения «ссориться» оно означает «произносить бранные слова, ругаться». Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчёркивают, что брань обычное дело: 'Брань не запас, а без неё ни на час. Она особого вреда не приносит: 'Брань не стыд! — глаз не выест;1Брань очей не выест; Ърань на вороту не виснет. Она как бы помогает в работе; без неё не обойдёшься: Не выругавшись, дела не сделаешь;НЕ обругавшись, и замка вклemu не отопрёшь.

С другой стороны, пословицы предостерегают : Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из человека, то его и погонит;'Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани ни люди coхнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь.

Всё имеет конец. Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлечённые беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить. На это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а разговором  сытым не быть.

Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего и невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство с пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.

V Работа со словарём.

Ноябрь получил название от латинского слова новеем, что значит «девять». Общение и общество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (так и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное - общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

У1 Закрепление. Практические упражнения.

  1.  Расскажите, что вы узнали об общении? Почему общение относится к социальным явлениям?
  2.  Скажите, какие уроки вы извлекли для себя из данной темы?
  3.  Используя пословицы, назовите положительные и отрицательные качества участников разговора. Какие из пословиц вы бы отнесли к себе, к кому-то из своих друзей, товарищей?
  4.  Прочитайте фразеологизмы со словом яэык Выпишите их них те , которые характеризуют говорящего, разделив их на две группы: положительно оценивающие и отрицательно.

Выпишите сочетания, в которых слово язык имеет значение «подвижных мышечный органо в полости рта». Придумайте с ними предложе ния.

Боек на язык. Держать язык за зубами / на привязи. Длинный язык, вертится на языке. Закусить / прикусить язык. Находить общий язык. Придержать язык. Остёр на язык. Проглотить язык. Попадать на язык. Развязать язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Проситься на язык. Тянуть / дёргать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный / подвешенный язык. Язык заплетается. Язык без костей. Язык прилип ! присох к гортани. Язык не повернётся / не поворачивается сказать. Языком трепать / чесать / молоть. Язык проглотить. Язык чешется.

Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Укороти язык! Чёрт дёрнул за язык. Бегать высунув / высуня / высунувши язык. Будто / словно / точно корова языком слизнула. Как языком слизнула. Показывать/ показать язык. Язык на плече. Вертится на языке / на кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский / эзопов язык.

Г оворить на разных языках.

  1.  Скажите, как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык.

Опишите ситуации, которые можно охарактеризовать приведёнными выше фразеологизмами.

  1.  Прочитайте пословицы и поговорки со словом язык. Раскройте смысл каждого изречения.

Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как средстве общения.

Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведёт. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и ка тала, пряла и лощила, да всё языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетёшь. На языке мёд, а под языком лёд. Не ножа бойся, а языка.

  1.  Прочитайте пословицы и поговорки со словом речь. Объясните их зна чение. Выпишите те народные изречения, которые характеризуют говоряшего.

Речи слышали, да дела не видим. Речи, что снег, а дела, что сажа. Речи, что мёд, а дела, что полынь. Не о том речь, что некуда лечь, а о том, что нечего печь. Глупая речь не пословица. Не спеши голову рубить, прикажи наперёд речь говорить. Речист, да на руку нечист. Вы люди речисты, вам все пути чисты; мы люди бессловесны, нам все проходы тесны.

1II. Домашнее задание.

Напишите сочинение не тему: «Пословицы об общении» или опишите несколько ситуаций вашего общения (с товарищами по школе, с родными или с кем-либо), которые в каком-то отношении интересны, поучительны. Используйте в сочинении пословицы, фразеологизмы.

'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

Программа элективного курса " Культура речи"

Программа рассчитана на широкий круг учащихся 9. 10, 1 I классов, желающих овладеть речевой культурой.Проблема формирования литературной речи у учащихся сегодня особенно актуальна.Рекомендуется для уг...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс

В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...