Целевая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме
Целевая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 263 Адмиралтейского района Целевая программа «Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин» Г. Санкт-Петербург |
Пояснительная записка
Значение языка в системе образования определяется его ролью в жизни каждого человека, в жизни общества и государства, в сфере культуры. В XXI веке в обновляющихся социальных, политических, культурных условиях российской и мировой реальности язык и в частности русский язык следует рассматривать как одну из важнейших составляющих в процессе формирования личности.
Выпускник современной школы - это:
- человек, разносторонне образованный, осознающий необходимость применения полученных знаний в различных сферах жизни;
- человек, готовый к самостоятельному, осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях;
- человек, самостоятельный и инициативный, способный к саморазвитию, социальной адаптации, готовый быстро и точно анализировать сложившуюся ситуацию, поиску нестандартных и эффективных решений;
- человек, готовый к продуктивному диалогу, наделённый чувством собственного достоинства, умеющий уважать и воспринимать чужое мнение;
- человек, обладающий чувством гражданской ответственности, небезразличный к судьбе своей страны, её культуры, национальных традиций.
Программа«Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин» предполагает решить следующие научно-методические задачи:
- создание образа русского языка как реального объекта, представляющего часть действительности и многообразно связанного с категориями бытия, с жизнью общества, с развитие культуры, науки, с существованием каждого человека;
- воспитание человека, обладающего внутренней мотивацией к изучению русского языка и развитыми способностями к рефлексии, испытывающего потребности в речевом самосовершенствовании и ощущающего себя вовлечённым в процесс общего языкового развития.
Обучение русскому языку должно быть разноаспектным. Язык должен быть представлен учащимися в многообразии своих содержательных характеристик:
- как живое, развивающееся явление объективной реальности, обладающее познавательной ценностью, подлежащее и доступное наблюдению, осмыслению, оценке и научному изучению;
- как важнейшее и необходимое условие полноценного человеческого существования во всех сферах материальной, духовной, интеллектуальной деятельности;
- как основа и средство формирования личностных и общественных ценностей и предпочтений;
- как пространственно-временное интегрирующее начало данного государственного и национально-социального образования;
- как средство накопления культурно значимой информации и национальное достояние.
В основе содержательной части Программы лежат цели, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта обучения русскому языку в общеобразовательной школе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности; средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- овладение умением различать важнейшие разновидности, жанры, типы русской речи и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности.
Данные цели находят прямое или косвенное отражение в учебных программах по всем предметам, входящим в Учебный план общеобразовательной школы, во внеурочной и внеучебной деятельности, т.к. овладение русским языком непосредственно связано со всем учебно-воспитательным процессом. Поэтому участниками Программы, её реализации являются все члены педагогического коллектива и сотрудники школы.
Нормативная база
- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002-2005 гг, утверждённый Правительством РФ в 2001 г.
- Федеральный Закон о Государственном языке российской Федерации, принятый в 2005 г.
- Программа Петербургская школа: «Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин», разработанная кафедрой русского языка СП ГУПМ в 2001 г.
- «Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МО РФ).
Начальный этап внедрения программы.
№ п/п | Мероприятия | Время | Примечание |
Работа с педагогическим коллективом | |||
Ознакомление педагогического коллектива с содержанием Программы | Октябрь | Произв.совещ. | |
Включение в учебные программы и планы внеклассных мероприятий по предметам работы над развитием навыков продуктивного чтения, речедеятельности, расширения словарного запаса, формированием речевой культуры учащихся. | Сентябрь-октябрь | Председатели МО, зам.дир. по внеклассной работе | |
Разработка единых требований к оформлению и ведению тетрадей по учебным дисциплинам. | Сентябрь-октябрь | МО | |
Разработка единых требований к оформлению творческих работ учащихся: рефератов, докладов, сообщений и пр. | Ноябрь-декабрь | Учителя словесности, истории | |
Координация усилий педагогического коллектива по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма. | В течение года | МО учителей-предметников, индив.консультации | |
Разработка терминологических диктантов по учебным предметам, проведение диктантов 1 раз в триместр. | 1 р. в тр. | Учителя-предм., МО | |
Заседание МО преподавателей рус.яз. «Формирование внутренней мотивации учащихся к обучению русскому языку» | Ноябрь | Председатель МО, подготовка выступления на педсовете | |
Пед.чтение «Состояние современного русского языка» | Февраль | Спец. из вуза, СПб АППО | |
Пед.чтения по теме «Языковое и социокультурное существование отдельного человека и коллектива» | Апрель | Спец. из вуза, СПб АППО | |
Круглый стол: «Развитие связной речи на уроках и во внеурочное время» | Январь | МО | |
Семинар «Межпредметное взаимодействие в обучении русскому языку» | |||
Семинар «Диспут, дискуссия как форма внеклассной работы по предмету» | |||
Теоретико-практический семинар для учителей «Стили и типы речи Построение ответа-рассуждения» | |||
Разработка спецкурсов по проведению речевых тренингов с учётом различных жизненных ситуаций. | |||
Семинар «Представление опыта кафедры иностранных языков по отработке речевых ситуаций на уроках» | МО ин.яз. | ||
Семинар «Формирование у учащихся представлений об основных научных методах, типических мыслительных операциях, способах обобщения и классификации знаний» | |||
Работа с учащимися и родителями | |||
Проведение Декады русского языка | Ноябрь | МО уч. русского языка | |
Проведение общешкольного Дня словарей | Октябрь | Пред. МО, библиотекарь | |
Организация участия учащихся в районных, городских и региональных олимпиадах и конкурсах по русскому языку. | В теч.года | МО учителей русского языка | |
Разработка тематических классных часов и внеклассных мероприятий. | |||
Проведение конкурсов чтецов, лучших сочинений | В теч.года | МО учителей русского языка | |
Оформление в библиотеке выставок книг о русском языке и культуре речи, проведение обзора данных книгой | В теч.года | Библиотекарь школы | |
Проведение Дня славянской письменности и культуры. | Май | МО рус.яз. и истории | |
Научно-практическая конференция «Язык и реальность» | |||
Научно-практическая конференция в рамках предметных недель «Язык как универсальное средство научного познания мира» | |||
Проведение диспутов, дискуссий во время предметных недель. | |||
Введение в практику интегрированных уроков по русскому и иностранным языка, по литературе и иностранным языкам, по русскому языку и истории. | |||
Проведение тематических родительских собраний - по формированию речевой культуры; - по формированию интереса к изучению русского языка. | |||
Осуществление диагностики и контроля | |||
Проведение диагностики на выявление осознания коллективом учителей важности работы над проблемой. | |||
Разработка системы диагностических мероприятий с целью определения критериев и показателей эффективности Программы и управления ею. | |||
Посещение уроков с целью анализа коммуникативных неудач учащихся. | |||
Посещение уроков с целью выявления соблюдения единого орфографического режима. | |||
Анализ уровня развития речи учащихся и обогащения лексики в устной и письменной речи с целью определения отправной точки экспериментальной работы. | |||
Анкетирование учащихся с целью выявления эффективности поведения диспутов, дискуссий. | |||
Обобщение опыта работы |
Направления программы:
- Координация усилий всего педагогического коллектива по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения.
- проводить систематическую работу по обогащению и конкретизации словарного запаса учащихся 5-11 классов;
- контролировать произношение, понимание значений, правильность использования слов в речи, их правописание, уделяя особое внимание знанию и пониманию понятийно-терминологического аппарата школьных дисциплин;
- термины чётко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильного употребления в речи; использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, разделу программы;
- не реже одного раза в триместр проводить контрольные терминологические диктанты;
- с целью формирования ценностных ориентаций, повышения воспитывающего потенциала уроков и внеклассных мероприятий, уделять внимание значению и осмыслению нравственно-этических понятий, раскрывать тот духовный мир, который скрывается за такими словами. Как совесть, патриотизм, чувство национальной гордости, благородство, честь, истинный петербуржец, интеллигентность и т.д.
- воспитывать потребность в обращении к справочной литературе, словарям, энциклопедиям, книгам о языке и культуре речи, компьютерным программам для пополнения знаний, для самоконтроля;
- учитывать при оценке связной речи учащихся (в её устной и письменной форме) соответствие теме, правильность, точность, логическое построение, аргументированность, выразительность, усилить внимание интонационной, произносительной культуре речи (достаточной громкости, чёткости произношения, соблюдений логических ударений, пауз и др.);
- предупреждать и исправлять речевые недочёты, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока;
- предъявлять необходимые требования к графически правильному и разборчивому оформлению записей в тетрадях, на доске;
- проверять тетради учащихся, оценивать качество работы в тетрадях отметкой в журнал;
- совершенствовать умение осмысленного выразительного чтения;
- для совершенствования всех видов речевой деятельности: осмысленного говорения, аудирования (слушания), чтения, письма – чаще предлагать задания по составлению планов: план воспринимаемого на слух материала (лекции, рассказа учителя, ответа, доклада ученика и пр.; план работы с учебной книгой (план парагафа, статьи, главы и т.д.; план самостоятельного высказывания, устного или письменного 9план ответа, изложения, сочинения, доклада, выступления и т.д.).
- Учителям словесности необходимо
- Обеспечить консультационную помощь учителям всех школьных дисциплин по выполнению положений методического письма МО РФ «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;
- Качественно выполнять утверждённые МО РФ программы по русскому языку и развитию речи.; руководствоваться в работе образовательными стандартами, нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и другими нормативными документами и методическими письмами;
- Систематически осуществлять текущий и итоговый (после изучения раздела) контроль знаний, умений и навыков с целью выявления и своевременной ликвидации пробелов в подготовке учащихся;
- Использовать возможности образовательной среды Санкт-Петербурга для введения в словарный запас и речь учащихся новых пластов лексики, культурологических знаний и понятий, выборочно использовать (в соответствии с возрастными возможностями учащихся) учебное пособие «История и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере Санкт-Петербурга» (СПб, СП ГУПМ, 1998);
- Работая с литературными текстами, организуя их комплексный анализ, воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогать учащимся в осмыслении богатства языка и роли средств выразительности;
- Планировать и проводить внеклассные мероприятия и уроки в нетрадиционных формах (семинары, олимпиады, конкурсы, устные журналы, декады русского языка и др.), направленные на развитие интереса к вопросам культуры речи, истории и современному состоянию языка, на стимулирование самообразовательной работы по совершенствованию своего языкового, лингвистического и коммуникативного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-94353-1644127891.jpg)
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...