открытый урок по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.
Цели урока:
Образовательные:
*познакомить учащихся со словами,
**противоположными по лексическому значению,
***определить значение термина «антонимы».
Развивающие:
*подбирать антонимы к указанным словам,
**группировать их по общему смысловому признаку,
***пользоваться словарем антонимов,
****использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,
*****уметь находить антонимы в тексте.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatlok_urok.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
5 КЛАСС. Урок русского языка. Учитель МБОУ «СОШ №16»
г. Майкопа Татлок Фатима Сулеймановна.
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.
Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки-схемы, выставка словарей, учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
и др.
Цели урока:
Образовательные:
*познакомить учащихся со словами,
**противоположными по лексическому значению,
***определить значение термина «антонимы».
Развивающие:
*подбирать антонимы к указанным словам,
**группировать их по общему смысловому признаку,
***пользоваться словарем антонимов,
****использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,
*****уметь находить антонимы в тексте.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку
Ход урока:
- Организационный момент.
- Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Ребята, посмотрите на выставку лингвистических словарей. Какую новую книгу вы увидели? Сегодня мы обязательно поработаем с этим словарем.
- Актуализация знаний (с применением интерактивной доски).
К данным словам из левого столбика подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом.
Например:
сухой – (влАжный),
начинать - (коНчать),
ветер - (заТишье),
рыхлый - (плотный),
трудолюбивый - (ленивый),
короткий - (длинный),
свет - (темнота),
медлительный - (прыткий).
В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока.
- Открытие нового знания.
Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).
Знакомство с термином. Антонимы (от греческих слов анти - «против» и онима - «имя».
Работа с книгой. Читаем определение, данное в учебнике.
Рассмотрите в учебнике рисунок и закончите начатые предложения.
Поднимается - спускается
Тяжелый - легкий
Большой - маленький
Темные - светлые
К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары,которые являются одной частью речи)
- Первичное закрепление знаний ( с использованием интерактивной доски)
Подберите антонимы к словам:
Радость- | Горячий- | Встретились- | Поздно- |
Свет- | Мягкий- | Ушел- | Хорошо- |
Храбрец- | Тихий - | Приехал- | Весело- |
- Включение нового знания в систему.
трудный (-ая)
задача день ребенок
Посмотрите на схему.
Подберите антонимы к слову « трудный» ( легкий, тяжелый, хороший).
Сделайте вывод.(У слова может быть несколько лексических значений).
Работа в паре. Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность: близкий, чистый, теплый.
Самостоятельная работа. Выполнение тестов
- Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?
Употребление антонимов делает нашу речь яркой, красочной и выразительной.
- Рефлексия.
Исправьте ошибки ребят, сделанные при составлении антонимических пар: умный - глупец, доброта - недобрый, книга - тетрадь, подниматься – спуск.
Отгадайте загадку:
Я — антоним слову «смех».
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач.
Догадались? Это ... (плач).
- Домашнее задание. Продолжить пословицы:
Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
Знай больше, а говори ... (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).
Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).
Мир строит, а война ... (разрушает).
Смелый побеждает, а трус ... (погибает).
Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).
Радость - свет, печаль - ... (тьма).
Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...