открытый урок по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Цели урока:

 

Образовательные:

*познакомить учащихся со словами,

**противоположными по лексическому значению,

***определить значение термина «антонимы».

Развивающие:

*подбирать антонимы к указанным словам,

     **группировать их по общему смысловому признаку,

     ***пользоваться словарем антонимов,

      ****использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,

    *****уметь находить антонимы в тексте.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному языку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatlok_urok.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

 5 КЛАСС. Урок русского языка. Учитель МБОУ «СОШ №16»

 г. Майкопа Татлок Фатима Сулеймановна.

Тема урока: «Антонимы»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки-схемы, выставка словарей, учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
и др.

Цели урока:

Образовательные:

*познакомить учащихся со словами,

**противоположными по лексическому значению,

***определить значение термина «антонимы».

Развивающие:

*подбирать антонимы к указанным словам,

     **группировать их по общему смысловому признаку,

     ***пользоваться словарем антонимов,

      ****использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,

    *****уметь находить антонимы в тексте.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному языку

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Ребята, посмотрите на выставку лингвистических словарей. Какую новую книгу вы увидели? Сегодня мы обязательно поработаем с этим  словарем.

  1. Актуализация знаний (с применением интерактивной доски).

К данным словам из левого столбика подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом.

Например:

сухой – (влАжный),

начинать - (коНчать),

ветер - (заТишье),

рыхлый - (плотный),

трудолюбивый - (ленивый),

короткий - (длинный),

свет - (темнота),

медлительный - (прыткий).

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом  слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой  урока.

  1. Открытие нового знания.

Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Знакомство с термином. Антонимы (от греческих слов анти - «против» и онима - «имя».

Работа с книгой. Читаем определение, данное в учебнике.  

Рассмотрите в учебнике рисунок и закончите начатые предложения.

Поднимается - спускается

Тяжелый - легкий

Большой - маленький

Темные - светлые

К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары,которые являются одной частью речи)

  1. Первичное закрепление знаний ( с использованием интерактивной доски)

Подберите антонимы к словам:

 Радость-

Горячий-

Встретились-

Поздно-

 Свет-

 Мягкий-

Ушел-

Хорошо-

 Храбрец-

Тихий -

Приехал-

Весело-

  1. Включение нового знания в систему.

 трудный (-ая)

задача                                              день                              ребенок                    

Посмотрите на схему.

Подберите антонимы к слову « трудный» ( легкий, тяжелый,  хороший).

Сделайте вывод.(У  слова может быть несколько лексических значений).

Работа в паре. Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность: близкий, чистый, теплый.

Самостоятельная работа. Выполнение  тестов

  1. Итог урока. Что нового  вы узнали на уроке?

Употребление антонимов делает нашу речь яркой, красочной и выразительной.

  1. Рефлексия. 

Исправьте ошибки ребят, сделанные при  составлении антонимических пар: умный - глупец, доброта - недобрый, книга - тетрадь, подниматься – спуск.

Отгадайте загадку:

 Я — антоним слову «смех».

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обид и неудач.

Догадались? Это ... (плач).

 

  1. Домашнее задание. Продолжить пословицы:

 Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...