Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 класса по программе В.В.Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._rus.yaz_.docx | 57.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для учащихся МБОУ «СОШ № 7» и рассчитана на 2013/2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др.) // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова, - М.: ДРОФА. 2010.-С. 63-110.
Количество часов на изучение русского языка в 8 классе – 102.
Из них - 22 на развитие речи.
Количество часов в неделю – 3.
Сопоставление мною Примерной и авторской программ выявило следующие различия: в содержании, обеспечивающем формирование коммуникативной компетенции. Примерная программа, в отличие от авторской, выделяет следующие дидактические единицы: речевое общение, речевая деятельность - чтение, аудирование, говорение, письмо; текст как продукт речевой деятельности; нормативность, уместность, эффективность речевого поведения (выбор и организация языковых средств в зависимости от условий речевого общения).
В содержании, обеспечивающем формирование языковой и лингвистической компетенции, в отличие от авторской программы, мною выделены следующие дидактические единицы:
Разделы грамматики | Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу |
Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. |
Словосочетание | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. |
Предложение | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные. |
Простое предложение | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Синонимия вводных конструкций. Особенности употребления вводных конструкций. |
Культура речи. Критерии культуры речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
план | дата | Основное содержание программного материала | Кол-во часов | Основные знания, умения, навыки | Словарная работа | Измерители | Домашнее задание |
1 | Русский язык – родной язык | 1 | Познакомить учащихся со структурой и содержанием нового для них учебного пособия – «Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений для 8-9 классов»; | Письменно ответить на вопрос «Что значит ,по-вашему, любить родной язык?» | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ – 6 ЧАСОВ | |||||||
2 | Богатство и выразительность русского языка | 1 | Повторить общие сведения о языке и некоторые вопросы лексики; Вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке; Раскрыть содержание основных понятий лексики | Лексическая работа (текст, стиль, тема, тезис, цепная реакция) | Подобрать новые примеры к схеме упр.7 | ||
3-4 | Повторение правописания основных типов орфограмм | 2 | Вспомнить, что такое орфограмма; Вспомнить порядок действия при решении орфографических задач; Повторить правописание гласных и согласных в корнях слов; Вспомнить правила постановки запятых между однородными членами и выделения причастных и деепричастных оборотов; | Упр.16, 28 § 67, 68 | |||
5 | Повторение правописание НЕ с различными частями речи | 1 | Повторить правописание Не с различными частями речи; Формировать умение определять написание НЕ с различными частями речи, объясняя свой выбор | Упр.33 | |||
6 | Повторение синтаксиса и пунктуации | 1 | Повторить все известные понятие синтаксиса; Проверит умение вдумываться в смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении; Проверить умение находить грамматическую основу в предложении; | Упр. 39 | |||
7 | Проверочный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Проверить, как усвоен материал по изученным темам Проверить, как сформированы навыки грамотного письма, изученных орфограмм | Упр.10 предложений со словарными словами | |||
8-9 | Р.Р Текст. Микротекст. Микротема. Изложение, близкое к тексту. | 2 | Научить использованию средств выразительности речи; Развивать навыки построения текста (сочинение) с использованием параллелизма, однородных членов предложения | Словарно-орфографическая работа (параллелизм преложений) | §1 Е.И.Никитина «Русская речь» упр 9, пункт 2 | ||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ – 3 ЧАСА | |||||||
10 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи §156. 157 | 1 | Закрепить понятия «синтаксис», «синтаксические единицы» и «пунктуация»; Осмыслить практическую значимость синтаксиса и пунктуации для развития речи и формирования грамотности; Осмыслить понятия сочинительной и подчинительной связи; Обратить внимание на формирование понятия «средства синтаксической связи» | Упр. 45,47 §156, 157 | |||
11-12 | Способы подчинительной связи §158 | 2 | Научить определять способ подчинительной связи в словосочетании; | Словарно-орфографическая работа | Контрольный словарный диктант слова на А,Б,В,Г,Д | Упр.52, подготовиться к словарному диктанту. 53, стр.27 | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 6 ЧАСОВ + 2 ЧАСА
| |||||||
13 | Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные§45-48 Цельные словосочетания §160 | 1 | Закрепить навыки разделения словосочетания на сочинительные и подчинительные; Дать понятие о синонимичных словосочетаниях; | Словарно-орфографическая работа | Упр. 60 § 159-160 Упр. 64 на стр.32, из упр.58 на стр.29 задание №2. | ||
14 | Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные§45-48 Цельные словосочетания §160 | 1 | Закрепить полученные знания о словосочетаниях; Уметь давать анализ опорным схемам учебника |
| §160, упр.65,59 | ||
15 | Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. §161-164 | 1 | Повторить и систематизировать сведения о предложении; Совершенствовать умения анализировать предложения по строению, по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Совершенствовать навыки опознавания различных видов предложений, наблюдать за сферой их использования и ролью в тексте; Тренировать в правильном употреблении и составлении побудительных и вопросительных предложений | Упр.72,73 §161-164 Ответить письменно на заданный вопрос и сделать схемы предложений §156-167, упр.79 | |||
16 | Основные виды предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении | 1 | Ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»; Активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях; Познакомить с инверсией и прямым порядком слов в предложении, дать понятие о логическом ударении. | Подготовиться к контрольной работе по теме «Словосочетание и предложение» Повторить §156-157, упр. 79 | |||
17 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | 1 | Проверить уровень усвоения учебного материала, умение использовать его на практике | Р.Р. §9, СТР.87-88, прочитать материал под знаком «Теоретические сведения», упр.149 - письменно | |||
18-19 | Р.Р.Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. | 2 | Объяснить учащимся суть цепной и параллельной связи предложений в тексте; Учить определять средства связи – морфологические и лексические; Расширить понятия о риторическом вопросе, инверсии; Совершенствовать умение сочинять связные тексты заданным способом; Развивать связную письменную речь учащихся путём подготовки и написания домашнего сочинения с использованием разных видов связи предложений в тексте. | Написать сочинение, упр.135 | |||
20 | Повторение орфографии. Орфограммы корня. §50-52 | 1 | Систематизировать знания по орфографии; Отработать навыки правописания гласных в корнях; | Письмо по памяти | Упр.98, повторить §17 Теория | ||
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 7 ЧАСОВ | |||||||
21 | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения §168 | 1 | Систематизировать знания о способах выражения подлежащего; Тренировать в умении находить подлежащее, выраженное разными способами, правильно соотносить (связывать) главные члены предложения | Словарно-орфографическая работа (девиз) | Упр. 108, 107 , §168, 17 | ||
22 | Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. §169-173 | 1 | Познакомить с основными типами сказуемых; Вооружить учеников приёмами различения разных типов сказуемых; | Упр. 116, 118, §170-171, подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, самостоятельно изучить §172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим | |||
23 | Сказуемое. Основные типы сказуемого. | 1 | Расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности составного сказуемого; Закрепить понятия о простом глагольном и составном глагольном сказуемых; Совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений | Повторить материал §169-173, составить карточку-задание по определению грамматической основы предложений и карточку-ответ | |||
24 | Сказуемое. Основные типы сказуемого. | 1 | Закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; Совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений. | Упр.125, повторить §17 (правила о тире) | |||
25 | Тире между подлежащим и сказуемым §174 | 1 | Познакомить с основными случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым; Учить составлять предложения, в которых употребляется сказуемое с нулевой связкой; | Упр. 130, 138, §174 | |||
26 | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» | 1 | Обобщить знания о способах выражения подлежащего; Типах сказуемого и его способах выражения; Закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым | Контрольный словарный диктант | §161-174, упр.136 | ||
27 | Контрольный диктант и его анализ по теме «Словосочетание и предложение» | 2 | Проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации; Умение проводить синтаксический разбор предложений | §168-174 |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -10 ЧАСОВ+2ч. | |||||||
28 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 | Активизировать ранее усвоенные знания учащихся о второстепенных членах предложения; Расширять понятия об определении: согласованные и несогласованные определения. | Словарно-орфографическая работа (слова на стр.65-67) | §175, упр. 150-устно, 151 - письменно | ||
29 | Согласованные и несогласованные определения §175 | 1 | Продолжить знакомство с второстепенными членами предложения, обладающими двойным значением Совершенствовать умения находить в тексте согласованные и несогласованные определения; Повторить правила о выделении запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова; | §175 Упр.148 | |||
30 | Приложение §176 | 1 | Познакомить с приложением (несогласованным приложением); Тренировать в составлении предложений. В которых одни и те же слова выступают в роли сказуемого и приложения | Словарно-орфографичес-кая работа | §176 упр.161 | ||
31 | Приложение | 1 | Закрепить понятие о приложении; Отрабатывать навык правописания приложений при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных. | §176, упр.156 – устно, 160 - письменно | |||
32 | Дополнение | 1 | Углубить понятия о дополнении и обстоятельстве как второстепенных членах предложения; Отработать умения опознавать дополнения и обстоятельства; Учить составлять устный рассказ шуточного характера с использованием в нем различных видов обстоятельств; Повторить правила выделения запятыми различных видов обстоятельств | §177, упр.164, повторить §18 Слова на Е,И,К,Л,М | |||
33-34 | Р.Р. Сжатое изложение с элементом сочинения | 2 | Совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; Умение излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения. | ||||
35 | Основные виды обстоятельств §178 | 1 | Активизировать полученные ранее знания об обстоятельствах; Познакомить с видами обстоятельств, их особенностями; учить определять виды обстоятельств на практике. | Упр.171, §178 | |||
36 | Основные виды обстоятельств §178 | 1 | Закрепить знания о видах обстоятельств и случаях выделения обстоятельств на письме | §178, упр.174 | |||
37 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Совершенствовать умения и навыки разбора слова по составу; Повторить все изученные орфограммы | Повторить §175-178, упр.177, 179 (устно) | |||
38 | Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» и его анализ «В лесу» | 1 | Проверить усвоение темы «Второстепенные члены предложения» | Повторить Правила правописания приставок | |||
39 | Повторение по теме «Орфография. Орфограммы в приставках» | 1 | Активизировать знания учащихся о правописании приставок, различии приставок не и частицы не | Письмо по памяти | Упр.187 | ||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 5 ЧАСОВ ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 1 ЧАСА
| |||||||
40 | Понятия об односоставных предложениях. Определённо – личные предложения §180. 181 | 1 | Вспомнить , какие предложения называются односоставными; Познакомить с определённо-личными предложениями; Формировать навык распознавания определённо-личных предложений на основании грамматических признаков; | Словарно-орфографичес-кая работа (природа Естественный) | Упр 197 §180, 181 | ||
41 | Неопределённо-личные предложения §182 | 1 | Познакомить с неопределённо-личными предложениями и его основными признаками; Отработать приём возможной вставки подлежащего в неопределённо-личные предложения и превращения их таким образом в двусоставные предложения | Словарно-орфографичес-кая работа (ландшафт Панорама Перспектива Масштаб) | §182, упр. 208 | ||
42 | Безличные предложения | 1 | Познакомить с безличными предложениями; Уметь составлять безличные предложения с безличными глаголами; Тренировать в замене двусоставных предложений безличными со сказуемым НЕТ, НЕ БЫЛО; | УПР. 220-устно, 219 - письменно §183, | |||
43 | Назывные предложения. Знаки препинания в конце назывных предложений §184 | 1 | Уметь находить назывные предложения; Учить отличать их от двусоставных; Познакомить с назывными предложениями, которые называют предмет мысли | Упр. 232 §184 Упр.218 - Подготовиться к предупредительному диктанту по памяти, принести р.р. | |||
44 | Обобщение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Тренировать в определении синтаксической функции инфинитива; Повторить правила выделения запятыми вводных слов; | Контрольный словарный диктант | §179, упрю233+сделать таблицу | ||
45 | Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений §185 | 1 | Познакомить с особенностями строения полных и неполных предложений; Тренировать в распознавании полных и неполных предложений разного строения и значения; | Упр.245, §185, повторить §21 | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ – 10 ЧАСОВ+2 ЧАСА | |||||||
46 | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | 1 | Активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, расширить знания о случаях постановки запятых: при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставиться | §186-187, упр.262, упр.265 - устно | |||
47 | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | 1 | Закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами | §186-187, упр.270, 271, §21 повторить | |||
48 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Активизировать понятие об обобщающих словах, расширить знания о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается. | §189 – учить, упр.278, 276 – устно, принести Р.Р. | |||
49 | Р.Р. Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Закрепить навык правильного пунктуационного оформления на письме обобщающих слов при однородных членах предложения; Повторить порядок морфологического разбора существительного и местоимения | §186-188, упр.280+составить карточку-задание по этой теме | |||
50 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами (урок-практикум) | 1 | Закрепить навык правильного пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной, союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения | Контрольный словарный диктант | §186-188 повторить, упр.274 | ||
51 | Итоговый контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Проверить усвоение темы «Предложения с однородными членами» |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ – 10 ЧАСОВ | |||||||
52 | Р.Р. Однородные члены предложения как средство выразительности речи | 1 | Помочь учащимся уяснить на примерах художественного текста, что однородные члены предложения могут являться одним из синтаксических средств выразительности речи; дать понятие о параллелизме предложений, учить находить данное средство выразительности в художественных текстах; | Упр.266, стр.1ё3 – Р.Р. | |||
53-55 | Однородные и неоднородные определения | 3 | Усвоить особенность значений однородных и неоднородных определений; Учить видеть в предложении однородные члены; Уметь распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами; | Контрольный словарный диктант | § 189 Упр. 288 291,295 | ||
56 | Обобщение по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Повторить основные признаки однородных членов предложения; | Объяснительный диктант | Упр.488, §186-189 | ||
57 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Проверить знания и умения по теме «Однородные члены предложения» | ||||
58 | Повторение орфографии | 1 | Повторить правописание слов с суффиксами -чив-, -лив-, -чат-, -ат-, и др; Повторить правописание гласных после, -н- и -нн- в прилагательных и причастиях; | Контрольное письмо по памяти (452) | Упр. 307, 309 §190 | ||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 14+6 ЧАСОВ | |||||||
59 | Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи §190 | 1 | Познакомить с обособленными членами предложениями и их особенностями; Учить анализировать предложения с обособленными определениями и обособленными уточняющими членами; | Словарно-орфографичес-кая работа (квартал сувенир) | Упр.314, §190-191 | ||
60-62 | Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными § 191-193 | 3 | Усвоить общие условия обособления определений; Закрепить правила обособления причастных оборотов и определений; Проработать такие понятия как «зависимое слово» и «определяемое слово»; | Объяснительный диктант | Упр.321,322, 335,336,338 §191-193 | ||
63-64 | Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием | 2 | Расширить понятие о заглавии как средстве связи предложений в тексте, дать понятие о композиционном стыке, развивать умения художественно, эмоционально, выразительно передать содержание услышанного текста, самостоятельно подобрав к нему заглавие. | Упр.118. | |||
65-66 | Обособление приложений §194 | 2 | Усвоить правила обособления приложений(исключая приложения с союзом как); Познакомить с условиями обособления приложений; Закрепить другие случаи пунктуационного выделения приложений; | Словарно-орфографичес-кая работа | § 194, упр 349,356 | ||
67 | Обобщение по теме «Обособление определений и приложений §191-194 | 1 | Повторить особенности обособления, роль обособленных членов в предложении; Закрепить правила постановки знаков препинания при обособлении | §191-194 Упр.357 | |||
68-69 | Обособление дополнений § 195 | 2 | Дать понятия об обособленных уточняющих дополнениях; Овладеть умением производить синонимическую замену производных предлогов при обособленных дополнениях; Совершенствовать речевые и пунктуационные навыки; | орфографичес-кая работа (Кроме Помимо Вместо Исключая Сверх Наряду с Включая За исключением) | Запомнить производные предлоги, Упр.362, 364 повторить §143 §196 | ||
70-71 | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий §196 | 2 | Совершенствовать умения выделять запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; Совершенствовать умения правильно определять границы деепричастного оборота; Рассмотреть обособление одиночных деепричастий; Познакомить с фразеологизмами, сохранившими форму деепричастий; | Словарно-орфографичес-кая работа (засучив рукава Не покладая рук Спустя рукава Сломя голову Очертя голову Не солоно хлебавши Скрепя сердце | §196 Упр.372, 379 | ||
72-73 | Р.Р. Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения (сочинение) | 2 | Расширить знания уч-ся о рассуждении как одном из типов речи путём знакомства со сравнением: последовательным и параллельным; | Написать сочинение | |||
74-75 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами §197 | 2 | Уметь выделять запятыми обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами; Научить видеть в предложении предлоги, с которыми употребляются обстоятельства; Познакомиться с правилом пунктуационного выделения данных оборотов; | Словарно-орфографичес-кая работа (Накануне Восстановить) | УПР.384, 386 §197 | ||
76-77 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | 2 | Обобщить и систематизировать пройденный материал | Контрольный словарный диктант | |||
78 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Проверить знания и умения по теме «Обособленные члены предложения» | Принести учебник «Р.Р.» | |||
79-80 | Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения (сочинение) | 2 | Показать уч-ся особенности композиции сочинения в виде киносценария, совершенствовать умение анализировать творческие работы и создавать свои, а именно писать сочинения в форме киносценария. |
81-83 | Обособление уточняющих ленов предложения §198 | 3 | Дать понятие об обособленных уточняющих членах; Тренировать в различении уточняющих, однородных и неоднородных членов предложения; Познакомить с уточняющими членами предложения, присоединяемыми к уточняющим словам союзами то есть, или (=то есть) и др; Способствовать развитию речевых навыков; Закрепить изучаемые пунктуационные правила; | Лексическая работа | Упр.391, 399, 504402 и 403(устно), 400, §198 | ||
84 | Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания §47, 107, 118, 128, 147 | 1 | Повторить правила дефисного написания в разных частях речи; Повторить основные случаи слитного и раздельного написания существительных с предлогами, производных предлогов; | Упр.506 | |||
ВВОДНЫЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 3 ЧАСА | |||||||
85-87 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями §199 | 3 | Вспомнить известное о вводных словах; Учиться составлять предложения с вводными словами кажется, может быть, конечно; Уметь определять значение вводных слов и устанавливать их роль в тексте; Повторить, на какие группы по значению делятся вводные слова; | Лексическая работа | Свободный диктант | §199, упр. 420, 432, 438, 508, повторить §22 | |
ОБРАЩЕНИЕ – 2 ЧАСА+2 ЧАСА | |||||||
88-89 | Предложения с обращениями §200 | 2 | Вспомнить известное об обращениях; Тренировать в употреблении обращений | Словарно-орфографическая работа | Контрольное письмо по памяти (упр.501) | §200, упр.446, 455 | |
90-91 | Р.Р.Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений | 2 | Закрепить понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте; Учить умело использовать данное средство в собственной письменной речи в форме сочинения на определённую тему. | Упр.270 | |||
СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 1 ЧАС | |||||||
92 | Особенности слов-предложений §201 | 1 | Познакомить с особенностями слов-предложений; | §198-201, упр. 463 | |||
93 | Обобщение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений» | 1 | Учить составлять рассуждения на заданную тему; Проверить знания особенности употребления этикетных формул приветствия и прощания | Контрольный словарный диктант | §198-201 Упр. 509 | ||
94 | Контрольный диктант за 4 четверть по теме «Осложненное простое предложение» | 1 | Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся к концу 8-го класса | Упр.486,491 | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ – 6 ЧАСОВ+2 ЧАСА | |||||||
95-96 | Практикум по теме «Словосочетание. Односоставные и неполные предложения» | 2 | Тренировать в расстановке знаков препинания в простом предложении | Контрольный словарный диктант | Подготовиться к контрольному годовому диктанту | ||
97-98 | Контрольный годовой диктант по тексту администрации | 2 | Проверить знания, полученные в 8 классе. | ||||
99-100 | Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание. | 2 | Развивать способность находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и уметь передавать это описание словами. | Упр.474 | |||
101 | Предложения с обращениями, вводными словами; слова-предложения | 1 | Активизировать знания уч-ся о правилах постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и в словах-предложениях. | ||||
102 | Повторение изученного в 8 классе | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
Введение
Русский язык – родной язык.
Синтаксис и пунктуация
Введение
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение. Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное сказуемое; составное именное.
Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Определение.
Приложение.
Дефис при приложении.
Дополнение.
Основные виды обстоятельств.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Умения и навыки:
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
выделять словосочетания из предложения;
выделять грамматическую основу;
разбирать предложения по членам;
выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Умения и навыки:
различать односоставные и двусоставные предложения;
использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы;
использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.
Полные и неполные предложения
Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Умения и навыки:
различать полные и неполные предложения;
различать неполные и односоставные предложения;
осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, умело их использовать.
Осложнённое предложение
Предложение с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения.
Союзы при однородных членах.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Умения и навыки:
видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);
распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях.
Обособленные дополнения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Умения и навыки:
соблюдать правильную интонацию при обособлении;
заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;
уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные предложения.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Обращение, его роль в речи.
Знаки препинания при обращении.
Умения и навыки:
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания.
Слова-предложения
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов-предложений.
Умения и навыки:
опознавать слова-предложения;
осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.
Повторение
Развитие речи
Текст. Микротекст. Микротема.
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Рассуждение. Сравнение как разновидность рассуждения.
Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Психологический портрет.
Умения:
анализировать текст с точки зрения анализа микротекста, нахождения микротемы;
вычленять в публицистических текстах микротексты и микротемы;
анализировать и излагать текст публицистического стиля;
излагать публицистические тексты подробно и сжато;
излагать публицистический текст с грамматическим заданием;
создавать текст-рассуждение на основе сравнения;
создавать текст-рассуждение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений;
составлять сочинение-описание (психологический портрет);
создавать текст-киносценарий в разных формах;
создавать текст-отзыв о книге в публицистическом стиле;
строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь: речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учащихся:
- В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2005 г
- Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2005
- Е.И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2005 .
для учителя:
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение, 2011
- Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2000
- Г.Н. Владимирская. Уроки русского языка в 8 классе. М.:Творческий центр, 2004
- Е.А.Влодавская. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.:Эззамен,2008
- Р.П. Козлова, Н.В.Чеснокова. Тесты по русскому языку. 8-9 кл. М.:ВАКО, 2008
- Л.Н.Зубрилина, А.П. Леонтьева, В.Ф. Мейеров. Предложения с однородными членами. Иркутск:: ИГУ, 2000
- В..И.Чибисова. Односоставные предложения. Иркутск::ИГПУ, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...