Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"
статья (русский язык, 9 класс) по теме
В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны, эти результаты дают возможность составить общее представление об уровне достижения учебных целей обучения родному языку, в частности, о сформированности коммуникативной компетенции.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Часть 1 – сжатое изложение.
Именно о проблемме формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА, пойдет речь в этой статье
Скачать:
Предварительный просмотр:
Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА-9
В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны, эти результаты дают возможность составить общее представление об уровне достижения учебных целей обучения родному языку, в частности, о сформированности коммуникативной компетенции.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Часть 1 – сжатое изложение.
Итоги экзаменационной работы по русскому языку за последние годы, представленные в отчетах по результатам ГИА-9 (URL: http://www.fipi.ru), дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания в процессе обучения в основной школе.
Первая часть работы (сжатое изложение) требует отбора существенной информации, структурированного восприятия содержания текста. При этом востребованным оказывается умение связно и кратко передать полученную информацию.
Анализ 1 части экзаменационных работ выявил проблему недостаточной сформированности комплекса умений, необходимых для написания сжатого изложения.
Девятиклассники, передавая содержание прослушанного текста, часто искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными. Встречаются также пропуски микротемы. Это говорит о том, что экзаменуемые недостаточно освоили критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Сокращения, которые выпускники производят в исходном тексте, часто носят случайный характер и приводят к деформации авторского замысла.
Подобные ошибки объясняются недостаточной сформированностью у учащихся представления о том, что сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала.
Большое значение также имеют формирование умений определять в тексте опорные слова, членить текст на смысловые части. Ученики должны владеть основными приемами сжатия текста.
Критерий ИК2 оценивает умение использовать разные приемы сжатия прослушанного текста при его письменном изложении. Средний процент выполнения задания С1 по критерию ИК2 составляет чуть больше 70.
Выполнение задания С1 по критерию ИК3, который оценивает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения демонстрирует уровень владения умением реализовать свой замысел в соответствующей композиционной форме, обеспечивающей смысловую цельность, связность и последовательность письменного высказывания. Статистические данные показали, что данное умение сформировано лишь у 34% выпускников, получивших за экзаменационную работу оценку «2».
Поэтому необходимо уделить повышенное внимание «слабым» учащимся, чтобы повысить их уровень языковой и коммуникативной компетенции.
Таким образом, анализ выполнения экзаменационных работ показывает, что необходимо усиление внимания к работе по формированию коммуникативной компетенции учащихся, предполагающей овладение основными видами речевой деятельности – умением воспринимать устную и письменную речь и создавать собственные высказывания. Это связано с потребностью современного общества в мыслящих, деятельных людях, способных к успешному речевому взаимодействию, ведению конструктивного диалога.
Анализ результатов ГИА позволил дать некоторые рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка.
- Проблемой первостепенной важности является проблема реализации коммуникативно-деятельностного подхода (предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме). В методике преподавания русского языка основные принципы деятельностного подхода представлены в работах М. Т. Баранова, С. И. Львовой и др.
- Важна направленность на метапредметные результаты (например, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения). Актуальна проблема развития речемыслительных способностей учащихся (формирование умения воспринимать информацию устных и письменных текстов, создавать собственные речевые высказывания).
- Важна реализация практикоориентированного подхода. Актуальна проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием на их базе устойчивых практических умений и навыков.
- Является важной проблема организации рефлексивной деятельности учащихся (формирование навыка речевого самоконтроля, умения анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в отношении их соответствия нормам языка и коммуникативной задаче).
Анализ современных программ общеобразовательных школ по русскому языку, в частности, программы М. М. Разумовской (раздел «Речь»), показал, что в них не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников.
Практика показала, что далеко не каждый учащийся может отобрать основное содержание текста, выделить главное в нем, исключить второстепенное, найти факты, которые можно обобщить, упростить синтаксические конструкции и при этом соблюсти связность текста.
Таким образом, совершенствование умения адекватно и полно воспринимать информацию текстов, переданных в устной и письменной форме, создавать собственное речевое высказывание (сжатое изложение) актуально. Эту проблему необходимо решать в процессе обучения в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Описание опыта работы на обобщение по теме "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной шко...
Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".
При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...
Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...
упражнениядля формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы
Материал содержит серию коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы....
Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"
Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...