Использование причастий и деепричастий в языке ( по рассказу В. Бианки)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
В данной презентации шестиклассники исследуют роль причастий и деепричастий в языковой структуре рассказа "Последний выстрел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль причастий и деепричастий в художественном тексте. | 2.02 МБ |
asya_8v_klass.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИП ПРОЕКТА: научно-исследовательская статья УЧАСТНИКИ : Тараканова Дарья и Макарова Екатерина РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ Дьячкова Татьяна Александровна ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСЬ: русский язык и литература АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: воспитать в себе языковое чутье Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася»
ЦЕЛИ ПРОЕКТА: 1.Понять, как через синтаксис создается образ центральной героини повести И.С. Тургенева «Ася». 2.Развитие интеллектуальный и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
ЗАДАЧИ: 1.Развитие умений самостоятельного поиска анализа, отбора, информации, отбора и систематизации материала на определенную тему. 2.Создание исследовательской работы по изучению языка повести И.С. Тургенева «Ася». 3.Постижение через язык и литературу нравственных и духовных ценностей.
ХОД РАБОТЫ 1.Отбор материала в соответствии с темой. 2.Пользование справочным аппаратом книг. 3.Наблюдение над особенностями стилистики произведения. 4.Выявление степени авторской поэзии через постижение художественного своеобразия речи.
«Героиня повести, 17-яя Ася, девушка трудной… судьбы. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом. Так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.»
Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.
Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.
Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности.
«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный , тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая , как воздух, окружавший нас.»
«Наконец луна встала и заиграла по Рейну; все светилось, потемнело, изменилось , даже вино в наших граненных стаканах заблистало таинственным блеском.»
«Вид был точно чудесный . Рейн лежал перед нами весь серебряный , между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше : меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий , он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно им было раздольнее на высоте.»
Неоднородные определения характеризуют Асю с разных сторон, обозначают разные признаки ее внешности и характера. Таким образом , перед нами возникает яркий портрет героини, и мы проникаемся к ней каким-то участием …
«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами. Она была грациозно сложена.»
Употребление глаголов- однородных членов- придаёт необычную динамичность картине, рисующей Асю, подвижность, её изменчивость и детскую непосредственность
«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»
«Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула , а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; однако я видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном. Наконец, луна встала и заиграла по Рейну; все осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском. Ветер упал , точно крылья сложил, и замер ; ночным, душистым теплом повеяло от земли.»
« Замолкла и вздохнула; сказала, ушла; осветилось, потемнело, изменилось; упал, замер »- все эти однородные сказуемые говорят, что в душе Аси происходит что-то необычное, что она и сама осознать не может…
Нанизывание однотипных синтаксических единиц (однородных членов) часто создает градацию-то есть, такое расположение слов, при котором каждое последующие усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.
«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»
«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила . Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом.» Это приём градации усиливает эмоциональную напряжённость, создаёт психологический портрет героини, девушки, не умеющей разобраться в своих чувствах…
Тургенев пользуется и приёмом инверсии. Инверсия – это стилистический прием, состоящий в изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.
« На ней было старенькое платьице , волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась.» или «… поднял глаза к небу -- но и в небе не было покоя : испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине , тоже колыхались, дрожали звезды…»
А далее ритмизованная проза создаёт поэтичность картины, умиротворение и восторг человека перед вечной картиной природы … « Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. »
Использование бессоюзной связи приводит к тому, что синтаксическая цельность сложного единства оказывает выражение ритмомелодическими средствами, что придает речи большую сжатость, компактность и динамичность.
«Если бы мы с вами были птицы, -- как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы.»
И вот 16 глава. Как же Тургенев создаёт напряжённость момента?
«Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна , отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала .»
Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием оттенков. Его функция - привлечь внимание, усилить впечатление.
«Крылья у меня выросли- да лететь некуда»
« Я продолжал держать ее руку и глядел на нее… Я не мог противиться их обаянию… Я поднял голову и увидел ее лицо… Я забыл все… Я должен был ему все сказать. Я украдкой взглянул на Асю... Я снова взял ее за руку...»–герой акцентирует внимание на своих словах. На своих поступках, постоянно звучит местоимение «я».
«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИП ПРОЕКТА: научно-исследовательская статья УЧАСТНИКИ : Тараканова Дарья и Макарова Екатерина РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ Дьячкова Татьяна Александровна ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСЬ: русский язык и литература АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: воспитать в себе языковое чутье Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася»
ЦЕЛИ ПРОЕКТА: 1.Понять, как через синтаксис создается образ центральной героини повести И.С. Тургенева «Ася». 2.Развитие интеллектуальный и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
ЗАДАЧИ: 1.Развитие умений самостоятельного поиска анализа, отбора, информации, отбора и систематизации материала на определенную тему. 2.Создание исследовательской работы по изучению языка повести И.С. Тургенева «Ася». 3.Постижение через язык и литературу нравственных и духовных ценностей.
ХОД РАБОТЫ 1.Отбор материала в соответствии с темой. 2.Пользование справочным аппаратом книг. 3.Наблюдение над особенностями стилистики произведения. 4.Выявление степени авторской поэзии через постижение художественного своеобразия речи.
«Героиня повести, 17-яя Ася, девушка трудной… судьбы. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом. Так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.»
Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.
Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.
Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности.
«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный , тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая , как воздух, окружавший нас.»
«Наконец луна встала и заиграла по Рейну; все светилось, потемнело, изменилось , даже вино в наших граненных стаканах заблистало таинственным блеском.»
«Вид был точно чудесный . Рейн лежал перед нами весь серебряный , между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше : меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий , он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно им было раздольнее на высоте.»
Неоднородные определения характеризуют Асю с разных сторон, обозначают разные признаки ее внешности и характера. Таким образом , перед нами возникает яркий портрет героини, и мы проникаемся к ней каким-то участием …
«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами. Она была грациозно сложена.»
Употребление глаголов- однородных членов- придаёт необычную динамичность картине, рисующей Асю, подвижность, её изменчивость и детскую непосредственность
«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»
«Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула , а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; однако я видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном. Наконец, луна встала и заиграла по Рейну; все осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском. Ветер упал , точно крылья сложил, и замер ; ночным, душистым теплом повеяло от земли.»
« Замолкла и вздохнула; сказала, ушла; осветилось, потемнело, изменилось; упал, замер »- все эти однородные сказуемые говорят, что в душе Аси происходит что-то необычное, что она и сама осознать не может…
Нанизывание однотипных синтаксических единиц (однородных членов) часто создает градацию-то есть, такое расположение слов, при котором каждое последующие усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.
«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»
«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила . Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом.» Это приём градации усиливает эмоциональную напряжённость, создаёт психологический портрет героини, девушки, не умеющей разобраться в своих чувствах…
Тургенев пользуется и приёмом инверсии. Инверсия – это стилистический прием, состоящий в изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.
« На ней было старенькое платьице , волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась.» или «… поднял глаза к небу -- но и в небе не было покоя : испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине , тоже колыхались, дрожали звезды…»
А далее ритмизованная проза создаёт поэтичность картины, умиротворение и восторг человека перед вечной картиной природы … « Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. »
Использование бессоюзной связи приводит к тому, что синтаксическая цельность сложного единства оказывает выражение ритмомелодическими средствами, что придает речи большую сжатость, компактность и динамичность.
«Если бы мы с вами были птицы, -- как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы.»
И вот 16 глава. Как же Тургенев создаёт напряжённость момента?
«Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна , отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала .»
Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием оттенков. Его функция - привлечь внимание, усилить впечатление.
«Крылья у меня выросли- да лететь некуда»
« Я продолжал держать ее руку и глядел на нее… Я не мог противиться их обаянию… Я поднял голову и увидел ее лицо… Я забыл все… Я должен был ему все сказать. Я украдкой взглянул на Асю... Я снова взял ее за руку...»–герой акцентирует внимание на своих словах. На своих поступках, постоянно звучит местоимение «я».
«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 6 класса по теме "Причастие и деепричастие" по программе М.М.Разумовской
Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему :"Причастие и деепричастие". Задания отрабатывают ор...
Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."
Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"
Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»
6 класс, программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...
Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»
Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...