Использование причастий и деепричастий в языке ( по рассказу В. Бианки)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Дьячкова  Татьяна Александровна

В данной презентации шестиклассники исследуют роль причастий и деепричастий в языковой структуре рассказа "Последний выстрел"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася»

Слайд 3

ТИП ПРОЕКТА: научно-исследовательская статья УЧАСТНИКИ : Тараканова Дарья и Макарова Екатерина РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ Дьячкова Татьяна Александровна ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСЬ: русский язык и литература АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: воспитать в себе языковое чутье Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася»

Слайд 4

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: 1.Понять, как через синтаксис создается образ центральной героини повести И.С. Тургенева «Ася». 2.Развитие интеллектуальный и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.

Слайд 5

ЗАДАЧИ: 1.Развитие умений самостоятельного поиска анализа, отбора, информации, отбора и систематизации материала на определенную тему. 2.Создание исследовательской работы по изучению языка повести И.С. Тургенева «Ася». 3.Постижение через язык и литературу нравственных и духовных ценностей.

Слайд 6

ХОД РАБОТЫ 1.Отбор материала в соответствии с темой. 2.Пользование справочным аппаратом книг. 3.Наблюдение над особенностями стилистики произведения. 4.Выявление степени авторской поэзии через постижение художественного своеобразия речи.

Слайд 7

«Героиня повести, 17-яя Ася, девушка трудной… судьбы. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом. Так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.»

Слайд 8

Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.

Слайд 9

Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.

Слайд 10

Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности.

Слайд 11

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный , тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая , как воздух, окружавший нас.»

Слайд 12

«Наконец луна встала и заиграла по Рейну; все светилось, потемнело, изменилось , даже вино в наших граненных стаканах заблистало таинственным блеском.»

Слайд 13

«Вид был точно чудесный . Рейн лежал перед нами весь серебряный , между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше : меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий , он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно им было раздольнее на высоте.»

Слайд 14

Неоднородные определения характеризуют Асю с разных сторон, обозначают разные признаки ее внешности и характера. Таким образом , перед нами возникает яркий портрет героини, и мы проникаемся к ней каким-то участием …

Слайд 15

«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами. Она была грациозно сложена.»

Слайд 16

Употребление глаголов- однородных членов- придаёт необычную динамичность картине, рисующей Асю, подвижность, её изменчивость и детскую непосредственность

Слайд 17

«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»

Слайд 18

«Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула , а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; однако я видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном. Наконец, луна встала и заиграла по Рейну; все осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском. Ветер упал , точно крылья сложил, и замер ; ночным, душистым теплом повеяло от земли.»

Слайд 19

« Замолкла и вздохнула; сказала, ушла; осветилось, потемнело, изменилось; упал, замер »- все эти однородные сказуемые говорят, что в душе Аси происходит что-то необычное, что она и сама осознать не может…

Слайд 20

Нанизывание однотипных синтаксических единиц (однородных членов) часто создает градацию-то есть, такое расположение слов, при котором каждое последующие усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.

Слайд 21

«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»

Слайд 22

«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила . Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом.» Это приём градации усиливает эмоциональную напряжённость, создаёт психологический портрет героини, девушки, не умеющей разобраться в своих чувствах…

Слайд 23

Тургенев пользуется и приёмом инверсии. Инверсия – это стилистический прием, состоящий в изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.

Слайд 24

« На ней было старенькое платьице , волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась.» или «… поднял глаза к небу -- но и в небе не было покоя : испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине , тоже колыхались, дрожали звезды…»

Слайд 25

А далее ритмизованная проза создаёт поэтичность картины, умиротворение и восторг человека перед вечной картиной природы … « Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. »

Слайд 26

Использование бессоюзной связи приводит к тому, что синтаксическая цельность сложного единства оказывает выражение ритмомелодическими средствами, что придает речи большую сжатость, компактность и динамичность.

Слайд 27

«Если бы мы с вами были птицы, -- как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы.»

Слайд 28

И вот 16 глава. Как же Тургенев создаёт напряжённость момента?

Слайд 29

«Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна , отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала .»

Слайд 30

Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием оттенков. Его функция - привлечь внимание, усилить впечатление.

Слайд 31

«Крылья у меня выросли- да лететь некуда»

Слайд 32

« Я продолжал держать ее руку и глядел на нее… Я не мог противиться их обаянию… Я поднял голову и увидел ее лицо… Я забыл все… Я должен был ему все сказать. Я украдкой взглянул на Асю... Я снова взял ее за руку...»–герой акцентирует внимание на своих словах. На своих поступках, постоянно звучит местоимение «я».

Слайд 33

«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася»

Слайд 3

ТИП ПРОЕКТА: научно-исследовательская статья УЧАСТНИКИ : Тараканова Дарья и Макарова Екатерина РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ Дьячкова Татьяна Александровна ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСЬ: русский язык и литература АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: воспитать в себе языковое чутье Размышления о стилистике повести И.С. Тургенева «Ася»

Слайд 4

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: 1.Понять, как через синтаксис создается образ центральной героини повести И.С. Тургенева «Ася». 2.Развитие интеллектуальный и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.

Слайд 5

ЗАДАЧИ: 1.Развитие умений самостоятельного поиска анализа, отбора, информации, отбора и систематизации материала на определенную тему. 2.Создание исследовательской работы по изучению языка повести И.С. Тургенева «Ася». 3.Постижение через язык и литературу нравственных и духовных ценностей.

Слайд 6

ХОД РАБОТЫ 1.Отбор материала в соответствии с темой. 2.Пользование справочным аппаратом книг. 3.Наблюдение над особенностями стилистики произведения. 4.Выявление степени авторской поэзии через постижение художественного своеобразия речи.

Слайд 7

«Героиня повести, 17-яя Ася, девушка трудной… судьбы. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом. Так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.»

Слайд 8

Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.

Слайд 9

Как же Тургенев достигает трепетного поэтического лиризма, романтической возвышенности, гармоничности фразы? Хочется обратиться к языку этого шедевра.

Слайд 10

Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности.

Слайд 11

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный , тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая , как воздух, окружавший нас.»

Слайд 12

«Наконец луна встала и заиграла по Рейну; все светилось, потемнело, изменилось , даже вино в наших граненных стаканах заблистало таинственным блеском.»

Слайд 13

«Вид был точно чудесный . Рейн лежал перед нами весь серебряный , между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше : меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий , он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно им было раздольнее на высоте.»

Слайд 14

Неоднородные определения характеризуют Асю с разных сторон, обозначают разные признаки ее внешности и характера. Таким образом , перед нами возникает яркий портрет героини, и мы проникаемся к ней каким-то участием …

Слайд 15

«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами. Она была грациозно сложена.»

Слайд 16

Употребление глаголов- однородных членов- придаёт необычную динамичность картине, рисующей Асю, подвижность, её изменчивость и детскую непосредственность

Слайд 17

«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»

Слайд 18

«Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула , а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; однако я видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном. Наконец, луна встала и заиграла по Рейну; все осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском. Ветер упал , точно крылья сложил, и замер ; ночным, душистым теплом повеяло от земли.»

Слайд 19

« Замолкла и вздохнула; сказала, ушла; осветилось, потемнело, изменилось; упал, замер »- все эти однородные сказуемые говорят, что в душе Аси происходит что-то необычное, что она и сама осознать не может…

Слайд 20

Нанизывание однотипных синтаксических единиц (однородных членов) часто создает градацию-то есть, такое расположение слов, при котором каждое последующие усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.

Слайд 21

«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»

Слайд 22

«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила . Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом.» Это приём градации усиливает эмоциональную напряжённость, создаёт психологический портрет героини, девушки, не умеющей разобраться в своих чувствах…

Слайд 23

Тургенев пользуется и приёмом инверсии. Инверсия – это стилистический прием, состоящий в изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.

Слайд 24

« На ней было старенькое платьице , волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась.» или «… поднял глаза к небу -- но и в небе не было покоя : испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине , тоже колыхались, дрожали звезды…»

Слайд 25

А далее ритмизованная проза создаёт поэтичность картины, умиротворение и восторг человека перед вечной картиной природы … « Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. »

Слайд 26

Использование бессоюзной связи приводит к тому, что синтаксическая цельность сложного единства оказывает выражение ритмомелодическими средствами, что придает речи большую сжатость, компактность и динамичность.

Слайд 27

«Если бы мы с вами были птицы, -- как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы.»

Слайд 28

И вот 16 глава. Как же Тургенев создаёт напряжённость момента?

Слайд 29

«Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна , отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала .»

Слайд 30

Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием оттенков. Его функция - привлечь внимание, усилить впечатление.

Слайд 31

«Крылья у меня выросли- да лететь некуда»

Слайд 32

« Я продолжал держать ее руку и глядел на нее… Я не мог противиться их обаянию… Я поднял голову и увидел ее лицо… Я забыл все… Я должен был ему все сказать. Я украдкой взглянул на Асю... Я снова взял ее за руку...»–герой акцентирует внимание на своих словах. На своих поступках, постоянно звучит местоимение «я».

Слайд 33

«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 6 класса по теме "Причастие и деепричастие" по программе М.М.Разумовской

  Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему :"Причастие и деепричастие". Задания отрабатывают ор...

Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."

Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"

Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...