Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок по теме: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель: 1) Усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знак препинания;

2) Формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым; обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;

3) Воспитание уважения к предмету, любви к слову.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Повторение

Блиц-опрос:

- Какие предложения называются сложными?

- Какие две группы сложных предложений вы знаете?

- Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются бессоюзными?

- В каких случаях в БСП ставится запятая, а в каких – точка с запятой? Примеры из домашнего упражнения?

2. Составьте предложения по схемам:         СЛАЙД 1

[      ],   [     ],    [     ].        

[    ] ;      [      ].

  1. Переход к новой теме.

Запишите предложения, расставив знаки препинания, и скажите, что их объединяет?    СЛАЙД 2

1.Однажды Анатоль Франс сказал   Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке .  

2. В моей домашней библиотеке находятся книги разных жанров  исторические, научные, фантастика, классика.

3. Любите книгу  она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей. (Горький)

ПРОВЕРКА.  СЛАЙД3

  1. Изучение нового материала

1.Создание проблемной ситуации:  СЛАЙД 5

Сопоставьте предложения

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами, потому что он не видит мира.

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира

Народ без книги похож на человека без зеркала, так как ему нельзя увидеть свое лицо.

Народ без книги похож на человека без зеркала: он не видит своего лица.

- Какие это предложения?

Как вы думаете, почему я поставила разные знаки препинания?

-Прочитайте предложения и скажите,  какие кажутся вам более выразительными?

Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении  нам сегодня предстоит узнать. Запишите тему урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении .

2. Чтение теоретического материала по учебнику (§34, с. 130 – 131).

3. Коллективное заполнение таблицы:  СЛАЙД  5

Смысловые отношения

Можно вставить союз

Примеры

Пояснение

А именно

То есть

дополнение

что

Причина

Потому что

Так как

Запишите предложенные предложения в соответствующую строку таблицы.

  1. А.Моруа верил: время – самый честный критик  (2) во что?
  2. Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден. Потому что (3)
  3. Я люблю читать книги  мои любимые  - детективы и фантастика. (а именно)

По какому принципу вы разделяли их по строчкам? (По смыслу)

Давайте сделаем вывод: При каком условии ставится двоеточие  в БСП?

Вывод: БСП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную.

  1.  Тренировочные  упражнения

 - Расставить знаки препинания. Устно произведите синонимичную замену СПП.

А) Книг я читаю много:  это доставляет мне удовольствие.  (потому что) . Причина

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Ведь употребление двоеточия требует особой интонации, предупреждающей о том, что в последующей части содержится пояснение или обоснование, мотивировка содержания предыдущей части.

Б) Все хорошие книги похожи друг на друга:   они правдивее жизни  (потому что)  причина

Ф.М. Достоевский

В) Вовремя прочитанная книга – огромная удача:  она способна изменить жизнь.  Так как  причины

Г) Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. (в чем?) объяснение

5. Задание творческое: составьте 2 БСП со значением пояснения. Например:

Мне нравится читать книги: из них узнаешь много интересного.

  1.  Работа с текстом

«Положи свое сердце у чтения»

        (1)Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе  было написано:  «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные и задушевные слова!

        (4)Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в слова А.И. Герцена:  «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

        (7)Русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их следствием.

        (9)История письменности – это история человеческой культуры.

        

- Внимательно прочитайте текст.

- Найдите БСП с двоеточием.

 -Объясните постановку двоеточия в других предложениях.

7. Сочинение-миниатюра: «Значение двоеточий в речи»  (около 5 предложений).

8. Тест

 I. Укажите БСП:

 

1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.

6. Просился на Кавказ - отказали.

 

 

II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

 

 

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

 

1) 1, 2, 3. 4- запятые       2)   3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые               4) 2- двоеточие; 4- запятая.

 

III. В каких предложениях  знаки препинания расставлены верно:

 

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.

 

 

IV. Какое утверждение неверно:

 

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

 

  1. Итоги урока.

Все ли сегодня было понятно?

  1. Домашнее задание

 Из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» выпишите 5  СБП, сделав их  пунктуационный разбор. §35.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

 

  1. Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: беседа, иллюстрация, тестирование, упражнение.

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс"  Практика. (под редакцией Ю.С.Пичугова.) - М., "Дрофа",2009.  «Русский язык. Теория. 5-9

 

 

Ход урока

 

 

I.       Оргмомент. 

 1.      Сообщение темы, целей урока.

      2.      Работа со словом бессоюзные (орфография, словообразование, морфемика, этимология).

 

II.    Повторение изученного.

 1.      Индивидуальные задания: 1 ученик составляет схемы постановки тире в БСП, 2 ученика работают по карточкам, 1 ученик – за компьютером решает тест.

 

 

Карточка 1.

 Спишите, расставьте знаки препинания, устно объясните

1)      Я доверяю любящим они великодушны. 2) Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. 3) Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 4) Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана. 5) Мир строит война разрушает. 6) Однако пора спать уже без четверти шесть. 7) Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

 

 

Карточка 2.

 

 Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении.

  

1)      Здесь не дело ни сидеть, ни ночевать. Увидят солдаты - всем будет каюк (Пауст.). 2) Куриная слепота у нее была, должно быть, - глаза все время слезились (Пауст.). 3) Можете не отвечать - я знаю (Паст.). 4) Синцов дал очередь - танкист исчез, люк захлопнулся (Сим.). 5) А не устоишь - так он ведь и лежачего бьет! (Сим.).  

 

2.      Фронтальный опрос.

 

- Что такое БСП? Назовите его признаки.

- Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?

- В каких случаях нужно поставить тире? (проверка схемы, составленной учащимся у доски)

 

3.       Цифровой диктант с последующей самопроверкой:

1 – время, условие;

2 – противопоставление;

3 – вывод, следствие;

4 – быстрая смена событий.

 

  1. Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.
  2. Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
  3. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
  4. Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
  5. Лето припасает - зима поедает.
  6. Совесть потеряешь - другой не купишь.
  7. Дети стали большими - им надо учиться.
  8. Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.

  

III.Получение новых знаний.

  

- Итак , тире в БСП ставится в трёх случаях – слайд 3

Давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

 

Упр. 183 – чтение и сравнительный анализ сложноподчинённых и бессоюзных предложений.

- Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод) – слайд 4

 

                         Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                 потому что, так как

[    ]:[пояснение]             а именно

[    ]:[дополнение]           что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

 

 

 IV.Формирование умений и навыков.

  

1.      Конструирование предложений.

 - Перестройте предложения из СПП в БСП. – слайд 4

- Как изменяется пунктуационное оформление?

 

1)      Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2)      Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  3)      Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений.

  4)      Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает.

  5)      Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.

  6)      Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

  

2.      Упр. 185 -  чтение стихотворения Н.Рубцова «После грозы».

- Объясните смысл названия стихотворения.

- В каких значениях употребляется слово «светлый»? Можно ли считать это слово ключевым для второй части? Обратите внимание: ещё и «светящийся».

- Какие ещё ключевые слова можно выделить?

- Сравните словесное описание Н.Рубцова и живописное – Ф.Васильева. В чём сходство этих описаний? – слайд 6.

- Охарактеризуйте предложения. Объясните знаки препинания.

 

3.      Объяснительный диктант (1 ученик у доски, 1 – работа по карточке, 1 – тест за компьютером)

Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Но теперь, в начале марта, все: и овраг, и лес, и поляна - было укрыто глубоким снегом. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Посмотрит - рублем подарит. Тьма света не любит - злой доброго не терпит. Метелица был уже совсем близко от костра: вдруг конское ржанье раздалось во тьме.

 

   - Найдите среди данных предложений «лишнее». Объясните, почему вы его считаете лишним.

 

 

Карточка 3.

 

 Объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Напишите их и расставьте знаки препинания.

 

 1.      Приехали за три версты в Дубечную. Так называлась небольшая, десятин в пятнадцать роща (Купр.). 2. К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча (Ш.). 3. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния (Ш.). 4. Ощупывая ногами дно, Григорий по пояс окунулся в воду. Липкий холод дополз до груди, обручем стянуло сердце (Ш.). 5. Он требовал. Оля не соглашалась (Кат.). 6. Дунуло лютым холодом. Посыпался снег, началась завируха, смешивая небо с землей (Кат.).

 

 

4.      Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу  – слайд 7.

 

 

1 вариант

 

 I. Укажите БСП:

 

1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.

6. Просился на Кавказ - отказали.

 

 

II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

 

 

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

 

1) 1, 2, 3. 4- запятые       2)   3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые               4) 2- двоеточие; 4- запятая.

 

III. В каких предложениях  знаки препинания расставлены верно:

 

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.

 

 

IV. Какое утверждение верно:

 

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

 

 

II вариант

 

 

 

I. Укажите БСП:

 

1. Не хочешь ехать - оставайся.

2. Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

3. Днем жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

4. Однако, к удивлению моему, ничего интересного не произошло.

5. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи.

6. Не отвечать на приветствие - верх невоспитанности.

7. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

 

 

II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

 

 

Начавшиеся в конце октября(1) дожди уже месяц кропили землю (2) и (3) казалось (4) напитали влагой всё на свете (5) и улицы (6) и дома (7) и зябко съёжившихся (8) куда-то бегущих людей.

 

1) 1, 2, 3. 4, 5,6, 7, 8 - запятые            2)   3, 4, 8- запятые; 5- двоеточие

3) 2, 3, 7, 8- запятые; 5- двоеточие     4) 3, 4, 6, 7- запятые; 5 -двоеточие     

                                                                                                                                                                        

 

III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

 

1) Вдруг он услышал, кто-то зовет его по имени.

2) По мере приближения к острову стало ясно, не так уж он и мал.

3) И звуки здесь самые обычные: лёгкий щебет, далёкий звериный рык, какой-то шорох.

4) Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была.

 

 

IV. Какое утверждение верно:

 

1) Смысловые отношения между частями в БСП в устной речи выражаются интонацией.

2) В БСП смысловые отношения выражаются более четко, чем в союзном.

3) Знаки препинания в БСП зависят от смысловых отношений между частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если вторая часть дополняет смысл первой.

 

V.    Физкультминутка – слайд 8.

  

VI.Итоги урока.

  

1.      Творческая работа по типу части С  ГИА – слайд 9.

Эссе «Зачем нужно это двоеточие?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....

конспект урока на тему: "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.Цели урока:      - сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессо...