Эссе "Использование ИКТ на уроках русского языка"
статья по русскому языку (9 класс) по теме
Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коврижных Людмила Сергеевна
Использование ИКТ на уроках русского языка
Русский литературный язык и его стили
Использование информационно – коммуникационных технологий
на уроках русского языка
Достаточно интенсивно в процессе обучения русскому языку и литературе стали внедряться информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), основанные на использовании мультимедийных средств обучения. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру обучающихся. В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы.
ИКТ на современном этапе обучения являются помощником учителя и ученика на уроке. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения– процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Обучение на основе информационных технологий отвечает следующим принципам:
- принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность учащихся, ступенчатость, вариативность, структуризацию, блоковость учебного материала;
- принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени, генерализацию обучения;
- принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий при применении правил в новых условиях письма, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов при столкновении с противоречивыми и рассогласованными фактами из области орфографии;
- принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.
Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:
-увеличивается скорость овладения учебным материалом;
-наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;
-становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;
-в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
-модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютерные игры, создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости;
-повышается мотивация учебной деятельности.
С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения (За счёт возможности поэтапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся;
-высвобождение учебного времени.
Если учесть, что информация должна быть учебной, отобранной, специальным образом обработанной, помещённой в программную среду и только затем представленной обучающемуся, то становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется:
- учитель должен обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа;
- реальное достижение результатов при компьютерном обучении возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала.
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация подходит для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету, электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.
В своей практике на уроках русского языка использую презентации как при изучении новой темы, так и при обобщении и систематизации изученного. Сейчас благодаря сети Интернет есть возможность использовать опыт коллег не только своей школы. На общеобразовательных сайтах нахожу готовые презентации к своим урокам, вношу в них необходимые изменения в зависимости от темы, цели, задач урока или же оставляю без изменений. Собираю удачные, интересные, на мой взгляд, работы учителей. Конечно же, самыми интересными и эффективными являются уроки, разработанные с учётом особенностей конкретного ученического коллектива. Использование презентаций позволяет эффективно использовать время на уроке, качественно реализовывать принципы наглядности и доступности, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Один из первых моих уроков с применением мультимедийной презентации – урок русского языка в 9 классе «Русский литературный язык и его стили». На данном уроке использовались различные методы и приёмы: наглядная презентация по ходу выполнения заданий, беседа, фронтальный опрос, практическая работа по группам с заполнением рабочей карты, элементы семинара (выступления учащихся с результатами исследовательской работы - выводами).
Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
Цель применения ИКТ на уроке:
- усиление воспитательной функции урока;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции;
- повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
- формирование информационной культуры.
В ходе урока достигнуты следующие цели:
- образовательная - повторение и закрепление знаний о стилях языка и их особенностях;
- развивающая - развитие у учащихся мыслительной, речевой активности, коммуникативной компетенции (умение работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и основную мысль, видеть языковые особенности текста, а как результат – создание собственных текстов определенного стиля);
- воспитательная - воспитание бережного отношения к русскому литературному языку.
На уроке-практикуме презентация использовалась как современное техническое средство обучения. На первом слайде записана тема урока, вставлен рисунок, отображающий связь русского языка с компьютерными технологиями. Материалы второго и третьего, шестого и седьмого слайдов содержат информацию, которую обучающиеся повторяют на данном уроке. Четвертый слайд иллюстрирует сведения о писателе М.Зощенко и его рассказе «Аристократка». На пятом слайде – псевдотекст, на восьмом – задания к нему по группам. Девятый, десятй одиннадцатый, двенадцатый – тексты выделенные из псевдотектса. Тринадцатый – кроссворд. Четырнадцатый – домашнее задание.
Особенностью данного занятия является чередование теоретического материала (представленного в виде схем, иллюстраций, таблиц) с практическими заданиями. В ходе урока меняется организация деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа с последующей проверкой. Обязательно озвучиваются ответы на все задания. Поэтому активной деятельностью охватываются на уроке все обучающиеся. Это очень хорошая возможность каждому заработать оценку в течение урока.
Использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение ИКТ на уроках необходимо, потому что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал обучающихся, осовременивают урок. Компьютеры интегрируют в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, фотоизображения, полноэкранное видео, качество которого не уступает телевизионному. Целесообразно использовать ИКТ в обучении в следующих случаях: при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа Microsoft Power Point); при закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы); при организации системы контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций; при тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Использование презентаций помогает сделать уроки интересными, занимательными. С помощью них и работа учителя становится более интересной, ведь обычный урок можно сделать необычным, неинтересный материал представить интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...