Эссе "Использование ИКТ на уроках русского языка"
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Коврижных Людмила Сергеевна

Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коврижных  Людмила Сергеевна

Использование ИКТ на уроках русского языка

Русский литературный язык и его стили

Использование информационно – коммуникационных технологий

на уроках русского языка

                Достаточно интенсивно в процессе обучения русскому языку и литературе стали внедряться информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), основанные на использовании мультимедийных средств обучения.  Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру обучающихся. В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы.

      ИКТ на современном этапе обучения являются помощником учителя и ученика на уроке. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения– процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

       Обучение на основе информационных технологий отвечает следующим принципам:
- принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность учащихся, ступенчатость, вариативность, структуризацию, блоковость учебного материала;

- принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени, генерализацию обучения;
- принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий при применении правил в новых условиях письма, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов при столкновении с противоречивыми и рассогласованными фактами из области орфографии;

- принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.

          Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

-увеличивается скорость овладения учебным материалом;

-наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

-становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

-в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

-модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютерные игры, создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости;

-повышается мотивация учебной деятельности.

        С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения (За счёт возможности поэтапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся;

-высвобождение учебного времени.

        Если учесть, что информация должна быть учебной, отобранной, специальным образом обработанной, помещённой в программную среду и только затем представленной обучающемуся, то становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется:

- учитель должен обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа;
- реальное достижение результатов при компьютерном обучении возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала.

         В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация подходит для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету, электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

           В своей практике на уроках русского языка использую презентации как при изучении новой темы, так и при обобщении и систематизации изученного.  Сейчас благодаря  сети  Интернет  есть возможность использовать опыт коллег не только своей школы. На общеобразовательных сайтах нахожу готовые презентации к своим урокам, вношу в них необходимые изменения в зависимости от темы, цели, задач урока или же оставляю без изменений. Собираю удачные, интересные, на мой взгляд, работы учителей. Конечно же, самыми интересными и эффективными являются уроки, разработанные с учётом особенностей конкретного ученического коллектива. Использование презентаций позволяет эффективно использовать  время на уроке, качественно реализовывать принципы наглядности и доступности, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность  обучающихся.

           Один из первых моих уроков с применением мультимедийной презентации – урок русского языка в 9 классе «Русский литературный язык и его стили». На данном уроке использовались различные методы и приёмы:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий, беседа, фронтальный опрос, практическая работа по группам с заполнением рабочей карты, элементы семинара (выступления учащихся с результатами исследовательской работы - выводами).

         Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

         Цель применения ИКТ на уроке:

- усиление воспитательной функции урока;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции;

- повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

- формирование информационной культуры.

        В ходе урока достигнуты следующие цели:

  • образовательная - повторение и закрепление знаний о стилях языка и их особенностях;
  • развивающая -  развитие у учащихся мыслительной, речевой активности, коммуникативной компетенции (умение работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и основную мысль, видеть языковые особенности текста, а как результат – создание собственных текстов определенного стиля);
  • воспитательная -  воспитание бережного отношения к русскому литературному языку.

         На  уроке-практикуме презентация использовалась как современное техническое средство обучения. На первом слайде записана тема урока, вставлен рисунок, отображающий связь русского языка с компьютерными технологиями. Материалы второго и третьего, шестого и седьмого слайдов содержат информацию, которую обучающиеся повторяют на данном уроке. Четвертый слайд иллюстрирует сведения о писателе М.Зощенко и его рассказе «Аристократка». На пятом слайде – псевдотекст, на восьмом – задания к нему по группам. Девятый, десятй одиннадцатый, двенадцатый – тексты выделенные из псевдотектса. Тринадцатый – кроссворд. Четырнадцатый – домашнее задание.

     Особенностью данного занятия является чередование теоретического материала  (представленного в виде схем, иллюстраций, таблиц) с практическими заданиями.  В ходе урока меняется организация деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа с последующей проверкой. Обязательно озвучиваются ответы на все задания. Поэтому активной деятельностью охватываются на уроке все обучающиеся. Это очень хорошая возможность каждому заработать оценку в течение урока.

        Использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение ИКТ  на уроках необходимо, потому  что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал обучающихся, осовременивают урок. Компьютеры интегрируют в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, фотоизображения, полноэкранное видео, качество которого не уступает телевизионному. Целесообразно использовать ИКТ в обучении в следующих случаях: при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа Microsoft Power Point); при закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы); при организации системы контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций; при тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

     Использование презентаций помогает сделать уроки интересными, занимательными. С помощью них и работа  учителя становится более интересной, ведь обычный урок можно сделать необычным, неинтересный материал представить интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...