Нестареющий эпистолярный жанр
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Данная разработка предназначена для учащихся 7,8 классов общеобразовательных школ. Урок в форме игры "Что?Где?Когда?" позволяет активизировать познавателную активность учеников. Разнообразные формы и направления работы: составление текста, орфоэпия, этимология - заинтересовывают детей, заставляют работать непроизвольно. Творческое задание: написать письмо - является результатом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок письма | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лучший урок письма»
Форма: урок-игра «Что? Где? Когда?»
« Нестареющий эпистолярный жанр»
Автор: Кириличева Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Рогожинская основная
общеобразовательная школа»
городского округа город Михайловка
Волгоградской области
Тема: «Нестареющий эпистолярный жанр»
Форма: урок-игра «Что? Где? Когда?»
Цели: формировать умение правильно выстраивать план письменного сообщения; пробуждать интерес к переписке; воспитывать культуру письменной речи.
Оборудование: вертушка, разноцветные карточки с названиями секторов (7 шт.), карточки с заданиями, круглые жетоны и большие конверты разных цветов (для рефлексии), диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 9 класс, проектор, ноутбук, экран.
Ход урока:
- Звучит музыкальная заставка к телепередаче «Что? Где? Когда?»
Вед. - Добрый день, дорогие знатоки! Я рада приветствовать вас в студии телевизионной передачи «Что? Где? Когда?» Сегодня вам в очередной раз предстоит показать свои интеллектуальные способности. Девизом сегодняшней игры я предлагаю взять следующие слова: «Пиши сам, пиши, как мы, пиши лучше нас». Тема нашей игры: « Эпистолярный жанр ». Давайте вспомним, какое значение несет в себе это сочетание. Обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова. «Жанр письма, переписки». Эпистола (лат.) - записка, письмо.
- На нашем игровом столе семь секторов. По мере их прохождения мы будем следовать по часовой стрелке. Каждый игрок сможет покрутить заветную ручку вертушки и испытать судьбу.
- Сектор «Орфоэпический»
Вед. - Речь дана была человеку прежде всего как средство общения с другими людьми. От того, насколько правильно мы говорим, будет зависеть, поймут ли нас окружающие. Четкое произношение играет большую роль в процессе общения. Преподаватель театрального вуза города Петербурга дает задание: расставить ударение в словах и прочитать их.
ЗДОРОВО (нар.), ЗДОРОВО (приветствие), ЗДРАВИЦА (тост), ЗДОРОВА (им.прилаг. в ф. ж.р.), ДОСУГ, ПРОЛОГ, ЭПИЛОГ.
- Сектор «Исторический»
Вед. - Заведующий историческим музеем предлагает вам совершить небольшое путешествие в прошлое: близкое и далекое, и вспомнить, как велась переписка несколько лет или столетий назад.
Видеофрагменты из кинофильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Тимур и его команда», «Гардемарины, вперед!», «В поисках капитана Гранта», «Немезида» («Мисс Марпл» Агаты Кристи), «Илья Муромец», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
- Сектор «Лингвистический»
Вед. - Работа людей, занимающихся изучением и совершенствованием языка зачастую не видна обычному человеку. Однако, это огромный и упорный труд. Один из выдающихся, но, к сожалению, неизвестных широкой публике лингвистов предлагает выполнить следующее задание: вставить соответствующие месту и времени обращения в письмах.
- Бью челом тебе, великий … (княже) Иван Васильевич!
- Милостивый … (государь) мой
- Здравствуй, барыня -... (сударыня) дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?
- Добрый день или вечер, дорогие мои … (родные). Как у вас дела?
- В ответ на ваше письмо, уважаемые … (товарищи) радиослушатели, сообщаем, что передачи утреннего вещания переносятся на вечер.
- Сектор «Литературный»
Вед. - Библиотекарь из поселка в Сибири хочет проверить, насколько начитанны знатоки. Задание: угадать, из какого литературного произведения взято письмо.
1) Чехов А.П. «Ванька»
«Милый дедушка, Константин Макарыч!
И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню...
Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».
2) Пушкин А.С. «Дубровский»
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кириле Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба нянька
Орина Егоровна Бузырева».
3) Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний,- а я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам ни писал, чтоб не испужать по напрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье Бога буду молить. А Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, а в глубину на полтора вершка, и лежал в доме коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Пётр Андреич, слава Богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны, а у Василисы Егоровны ровный он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается. А извольте вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.
Верный холоп ваш Архип Савельев».
4) Музыкальная пауза «Письмо Татьяны к Онегину» из оперы «Евгений Онегин»
(Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 9 класс. Урок № 23 «Образ Евгения Онегина в романе»)
- Сектор «Этимологический»
Вед. - Профессор этимологии против Знатоков. Он просит определить происхождение слов приветствия и прощания. И сказать также, в каком стиле уместно будет употребление каждого из этих слов (в применении к русскому языку).
- ЗДРАВСТВУЙТЕ (исконно русское) - ХЕЛЛО (английское)
- БОНЖУР (французское) - ЧАО (итальянское)
- Сектор «Логический»
Вед. - Неизвестный прислал письмо из города Вологда. Но видимо он писал его в большой спешке, так как первое прочтение оставило только недоумение у редакторов нашей передачи. Ваша задача: Расположить отрывки письма в нужном порядке, прочитать получившееся письмо.
Звучит песня «Вологда». «Письма, письма часто на почту ношу...»
1)- « Здравствуй, дорогая моя Лиза!
Давно не писала тебе, все чем-то была занята. Наступающее Рождество подтолкнуло написать тебе письмо.
2)У меня все по-старому. С утра — на работу. Все мои пациенты меня уважают и ждут с нетерпением каждый день.
3)Они разные: капризные и терпеливые, как и люди. Ты же помнишь, я работаю в ветлечебнице. 4)К вечеру прихожу домой. Под моими окнами устроили каток.
5)Я сначала только наблюдала, потом захотелось и самой поскользить по сверкающей глади.
6)Ты, я помню, любишь плавать. Но, думаю, и тебя привлекло бы замерзшее зеркало катка. 7)Пиши о себе. Где ты, как? Чем заняты твои мысли?
8)До свидания, милая моя. Надеюсь, до скорой встречи. Анастасия».
- Сектор «Эпистолярный»
Вед. - Корреспондент одной из известных российских газет проводит социологический опрос среди населения. Ему интересно знать мнение россиян по поводу предстоящих Зимних Олимпийских игр в 2014 году. Задание: написать небольшое письмо другу, начальнику, близкому родственнику, взрослому незнакомому человеку (на выбор) на тему «Олимпийские игры-2014».
- Рефлексия.
Вед. - Я благодарю знатоков за сегодняшнюю встречу. Если вам она была приятна, вы провели время не впустую, узнали что-то новое, прошу вас отправить письмо в красном конверте в красный почтовый ящик. Если вам было скучно, трудно было сосредоточиться на игре, опустите ваше письмо серого цвета в серый почтовый ящик. Я говорю вам: «До новых встреч, дорогие знатоки эпистолярного жанра!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи
Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...
Его величество эпистолярный жанр (урок письма)
В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...
сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"
Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......
Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра....
Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).
Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....
урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку
Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...
Эпистолярный жанр в русской литературе.
Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе....