Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_muhametzyanova_f.n.odt | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска РТ»
Мухаметзянова Фания Наримановна.
Тема урока. Как писать письмо.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Цели урока: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру,
формировать навыки правильного написания и оформления письма,
воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной
войны, сконцентрировать внимание школьников на ценностях
родного языка и духовных ценностях нашего народа.
Оборудование:
на стенде слова: «эпистолярный жанр», «адресат», «адресант»; репродукция картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»; письма фронтовиков, оформленные в виде треугольников; раздаточный материал - памятки «Правила написания письма».
I Организационный момент. Тема, цели урока.
-Ребята, сегодня вы должны будете научиться правильно писать письма и оформлять конверты, узнаете историю письма, конверта, почтового ящика, познакомитесь с разными видами писем. Несмотря на то, что сейчас больше общаются по телефону, пишут сообщения, но и письмо остается средством общения. Наверно ,получить искреннее дружеское письмо гораздо приятнее, чем короткое сообщение. В литературе даже есть произведения, написанные в форме письма. Этот жанр называется эпистолярным. В старших классах вы их прочитаете. Письма встречаются и вам в рассказах, повестях. Назовите некоторые из них.
II Объяснение нового материала.
1. Что такое письмо?
2.Выступление лингвистов
(слайд №1).
ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка») Какие виды писем вы знаете?
3. Беседа
- Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды писем вам известны?
(Слайд №2)
Виды писем:
Письмо
Деловое
Личное
Письмо-поздравление
Письмо-рассказ
Письмо-просьба
Благодарственное письмо
4. Ребята, прежде чем учиться писать письма, я хочу вас познакомить с историей письма.
-Выступление историков
Из истории письма.
Как только на Земле появился человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто находился рядом, можно было просто поговорить. А как быть, если тот, кому мы хотим о чем-то сообщить, далеко? В этом случае нам приходит на помощь письмо. Письмо в некоторых случаях отправляли даже с помощью голубей.
Любопытно, что письма друг другу отправляли даже представители тех народов, у которых не существовало алфавита и письменности. Например, индейцы Южной Америки придумали узелковое письмо – кипу.
Они брали толстую веревку и привязывали к ней, как бахрому, тонкие разноцветные шнурки из шерсти ламы. На этих шнурках, различавшихся по длине, завязывали узелки. Чем короче был узелок, тем важнее было то событие, о котором он сообщал. Каждый узелок имел свой цвет и, соответственно, свое значение:
- черный узел – смерть;
- белый – мир;
- красный – война;
- желтый – золото;
- зеленый – хлеб.
Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обратить внимание и на толщину шнурков, и на то, как завязан узел, и на то, какие узлы были рядом. Даже маленькие индейцы осваивали узелковую письменность.
Древние наши предки письма рисовали.
Об истории древних людей учёные узнали по раскопкам. Учёные сделали
выводы, что древние люди захотели рассказать нам о своей жизни и
придумали свой способ передачи мыслей.
Древние люди писали письма на камнях. Они хотели, чтобы люди, которые
будут жить после них, знали об их жизни. В то время каждый рисунок
обозначал целое предложение.
Такое письмо называлось пиктографическим. Современные люди увидели
их рисунки и поняли, как жили древние люди, чем они питались.
Следующий вид письма – это идеографическое письмо, в котором
письменный знак обозначал целое слово. Современные люди изучили их и
поняли, что таким образом древние люди писали письма нам. Эти письма
сохранились до наших дней. Люди развивались. Появилось слоговое письмо, где письменные знаки обозначали слоги. Разновидностей письма было очень много. Вид письма, который сохранился до наших дней – это буквенно-звуковое письмо.
История почтового ящика
Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий.
В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австралии в семнадцатом веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в тысяча семьсот восемьдесят пятом году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать ещё позднее.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова.. он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года.
Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом более сорока килограммов. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
5. Словарная работа (слайды №3,4)
А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради.
1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.
2) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.
3) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.
4) Цифровое условное обозначение населённого пункта.
- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.
- Отправитель письма.
Ученики записывают слова, подчёркивают изученные орфограммы.
- Ребята, мы совсем забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.
Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради).
Слайд№
- Работа над правилами написания писем и оформления конвертов.
-Как правильно писать письма?
Правила написания письма (Слайд№ 5)
1. Ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление у тех, кто будет читать ваше послание.
2. Письмо должно быть написано так, чтобы вашему адресату не было стыдно за ваши слова.
3. Если письмо адресовано друзьям, близким, пишите просто, задушевно, без заумных слов и предложений.
4. Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
5. Хороший тон требует, чтобы письма писались на белой, ровной и плотной бумаге.
6. Письмо пишите красивым, аккуратным почерком и без ошибок.
Алгоритм написания письма (Слайд№ 6)
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение5 – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.
Правила заполнения конверта ( Слайд№ 7)
Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать следующим образом:
в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);
в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):
наименование адресата(для граждан это фамилия, имя, отчество);
название улицы, номер дома, номер квартиры;
название населённого пункта(города, посёлка и т.д.);
название района;
название края, республики;
название страны,
почтовый индекс.
Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.
Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.
Например, (Слайд№ 8)
От кого Иванова И. И.
Откуда ул.Комсомольская, д.34, кв.5,
Г.Ульяновск
Индекс 628206
Кому Сидорову А. П.
Куда ул. Космонавтов, д. 146
г. Казань
Индекс 612205
-Учащиеся подписывают подготовленные конверты.
III Написание письма.. Фронтовые письма. . (Слайд№ 9)
- Письма на фронт и с фронта –это особые письма. Почему?
1. Учитель (показывает треугольник-конверт времён Вов)
В руках конверт, почти истлевший,
На нём слова едва видны.
Внутри листочек пожелтевший-
Родная весточка с войны.
-Знаете ли вы, ребята, что это такое? Почему так необычно выглядит это письмо? Сегодня мы будем писать письма в далекий 1941 год
2.Выступление военного почтальона
Информация. Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте были всегда в дефиците. Конверт-треугольник - обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (лист не квадратный) вставлялась как клапан внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. (Выясняется значение непонятных слов)
3.Выступление цензора
Посмотрите ещё раз на фронтовое письмо. Вы видите слово « Просмотрено» ,значит, цензура уже проверила его , и оно может отправляться к адресату. Давайте попробуем с вами сложить письмо-треугольник . (Работа учащихся с листами бумаги)
4. Слово учителя.
Их так ждали, вестей с фронта радовались им и боялись других писем, где лаконичным канцелярским почерком написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе. Давайте посмотрим, что же за письмо в нашем фронтовом конверте.(Учитель читает текст письма) «Любимая, нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына.» Это было великое горе.
«Я вернусь», «Жди меня»- этими словами часто завершались послания к родным. В этих словах были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью. А письма из дома согревали бойца в холодном окопе, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу с родными.
5 Посмотрите на репродукцию картины
А. Лактионова «Письмо с фронта».(Слайд№ 10)
Каково настроение картины? Почему?
А вот документальная фотография «Письмо домой» (Слайд№ 11)
Опишите героя фотографии. Настроение, чувства героя.
6. (Ученик читает стихотворение)
Наталья Алексеевна Исаева
Стихотворение «Письмо с фронта» (читают подготовленные ученики).
Мы, сестрёнка, теперь под Калугой,
Ночи ласковы тут, хороши.
Хоть гроза приближается с юга,
Соловьи здесь поют от души…
Вспышка молнии всё озарила –
Помогает писать мне письмо…
С небывалою, истовой силой
В бой мы вступим смертям всем назло…
Перед боем всегда мне не спится,
И сегодня уснуть я не смог…
Не прощаюсь с тобою, сестрица,
Будет время, закончу письмо…
«Передай нашей маме поклон мой
И скажи: благодарен я ей,
Верность Родине, чувство земное,
Всё, что вложено в нас, сыновей,
молоком мы впитали и свято
Будем нынче свой долг выполнять…
Командир и простые солдаты,
Умирая, в бреду кличут мать...
Я вернусь! Разве может иначе
Повернуться судьба к Васильку?..»
Вот над этим письмом мама плачет,
А потом убирает в фольгу,
Чтоб не выцвела эта святыня,
То письмо, что пришло ей с войны…
И ждала моя бабушка сына
Тридцать лет! «Хоть хромым, хоть слепым,
Возвратился б сынок мой Васятка, -
У иконы шептала она, -
Без него мне на свете несладко…»
Вот каких погубила война!
Будь же проклята эта война!
Письмо отцу
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась-
До чего ты прежний был во сне!
Прежний - прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Я даю тебе те два осколка,
Что нашли недавно у ворот.
Говорю тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно , поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю –прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Пожелай бойцам удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
….Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так, от счастья….. Твоя дочь
Что объединяет эти стихотворения?
7.Работа над письмом.
–Прошло много времени после войны. Совсем мало осталось ветеранов. А их фронтовые письма бережно хранятся в семейных архивах. У кого из вас в семье сохранились такие конверты-треугольники
Современные конверты отличаются от военных треугольников. Если вы будете отсылать своё письмо, чтобы оно дошло до адресата, конверт должен быть правильно заполнен. (Проверка заполнения конверта).
Вот теперь у нас всё готово. Осталось написать письмо. Но прежде я хочу познакомить вас с отрывком из письма Письмо в 1941 год. (Слайды№ 11,12,13)
«Здравствуй наш уважаемый, дорогой прадед, Григорий Александрович.
Я твоя правнучка, пишу тебе это письмо из 2012 года. Семьдесят лет прошло с начала той страшной войны, но ты неизменно остаёшься с нами. По рассказам бабушки и мамы я знаю, что ушёл ты на фронт в августе 1941 года. Прошёл всю войну, но домой не вернулся. Погиб в Эстонии 24 февраля 1945 года. Я от всех своих сверстников, от всех твоих детей, внуков и правнуков говорю тебе огромное спасибо, за то, что ты защитил нас, заслонил наши жизни, жизни своих детей от смерти. Ты для нас герой и остаёшься у нас в памяти навсегда.
О войне мы знаем понаслышке, из книг, из фильмов. Знаем о том, столь велико значение нашей победы.
Фашистов с их хвалёным воинским превосходством и опытом захватнической войны вы разгромили, в бой поднялся весь советский народ, враг не устоял, как бы силён он не был. Много погибло наших бойцов, сложили свои головы за будущее своих детей, внуков, правнуков.
Твои дети не увидели больше своего отца, а у тебя их осталось пятеро. Все заботы о семье легли на плечи твоего сына, моего деда, Виктора (ему было 8 лет), когда тебя не стало. Он воспитал восемь детей. Всегда хранил память о тебе и рассказывал, о тебе своим детям. Деда моего уже нет, но он мог обратиться к тебе тоже:
Отца вспоминаю,
Отца своего.
Я на десять лет
Пережил его.
Только мне мерещится,
Рядом он со мной,
Не задетый временем,
Пленом и войной.
Он сидит меж нами
За одним столом.
Говорит с тобою
Вроде о былом:
Как жестокой пулей
Был в бою сражён,
На далёком кладбище
Похоронен он.
В этом году исполнилось 70 лет со дня начала войны и 66 лет со дня Победы. Спасибо тебе, прадедушка, за 66 лет мира!
Вечная вам память!
С уважением твоя правнучка Эльвира.»
- Всё, что необходимо для написания письма, вы теперь знаете.
Желаю вам успешной работы.
IV Домашнее задание. Написание письма в 1941 год (по желанию учащихся адресата можно сменить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Урок письма в 10 классе: "Чудесный мир письма".
Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем. Совершенствование навыка составления писем различной стилевой и видовой принадлежности....
Из опыта работы. «Учимся писать письма» (эпистолярный жанр)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"
Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....
Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».
Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...
Урок письма.Эпистолярный жанр.
Письмо –источник эмоциональности и экспрессивности, как лирическое произведение, автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания ,основываясь на...
Урок письма в 7 классе коррекционной школы, тема "Деловое письмо. Телеграмма".
Урок письма в 7 классе коррекционной школы "Деловое письмо. Телеграмма", презентация к уроку, карточки с дифференцированным заданием для разных групп обучающихся....