Игра по русскому языку "Путешествие В Руссляндию"
план-конспект занятия (русский язык, 5 класс) по теме
Методическая разработка поможет учителю организовать внеурочную деятельность учащихся 5 класса , заинтересовать их, привить любовь к изучению родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_russlyandiyu.doc | 52.5 КБ |
puteshestvie_v_russlyandiyu.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Руссляндию.
(Конкурсная программа).
5 класс.
Цели: развивать интерес учащихся к изучению русского язык; расширять кругозор; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями для конкурсов, плакат с высказываниями о русском языке.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
-Сегодня наша встреча посвящена русскому языку. Россия – это не только огромная территория, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому языку, и посвящается наша встреча.
В Древней Греции, повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они попросили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, оракул прислал им учителя Тирея, не искушенного в военном деле и вдобавок хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тирея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тирей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - зажигательной силой слова. Тирей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов. Эта легенда говорит о силе слова, о его могучем воздействии на человека.
Разминка.
Попробуйте вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о силе слова.
Пословицы и поговорки о слове
Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает.
Поля словами не засевают.
Ласковое слово пуще дубины.
Воздух словами не наполнить.
Дальше в спор — больше слов.
Не много слов, да много дела.
Ласковое слово и кость ломит.
Без спорного слова не беседа.
Честь чести и на слово верит.
Бритва скребёт, а слово режет.
Без прикраски и слово не баско.
От слова до дела — сто перегонов.
Больше верь делам, нежели словам.
Слово — серебро, молчание — золото.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
Браниться бранись, а на мир слово береги.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Птицу кормом, а человека словом обманывают.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
Велико слово небось. Небось не Бог, а полбога есть.
За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Не говоря худого слова — положил за пазуху, да и ушёл.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Руссландию, чтобы вы еще раз убедились, что наш язык – гордость русского народа.
2)Блиц-викторина.
Каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Например, очень часто путают назначение глаголов «надевать» и «одевать». Сейчас каждая команда получит листок, на котором перечислены действия. Подумайте, какой глагол надо вставить – «надевать» или «одевать», - и впишите его.
Задание для команд.
Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку …(надевать). Потом стал куртку ..(надевать).А потом стал младшего брата ..(одевать).
3) «Непроверяемые написания».
Сейчас из каждой команды выйдет по одному человеку, они будут выполнять задания по карточкам. за правильно выполненное задание 5 баллов.
Д..журный к..р..ндаш в..р..бей
р..бята т..традь в..рона
уч..ник м..дведь п..тух
4.КОНКУРС ЗАГАДОК.
ХИТРЫЕ ЗАГАДКИ.
- Мой дружок, Умельцев Леха,
Сделал порох из гороха.
А рецепт совсем простой, догадайся дорогой! (ГОРОХ, ПОРОХ).
- Вот девчоночья коса.
В ней сидит, жужжит оса.
Если нам осу прогнать, что с косою может стать? (Превратиться в букву К).
- Что же это? Как же это?
Размяукалась котлета.
Есть теперь ее боюсь, прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети, кто там спрятался в котлете? (КОТ – лета).
- Что добавить нужно к шине,
Чтоб помчаться на машине? (МАшина).
- Если шарф укоротить,
Чем тогда сможет быть? (ШАРф).
- Стал на глазах вдруг цветок удлиняться,
Злобно шипеть да еще извиваться.
В бегство живое все в миг обратилось,
Кто мне подскажет, та что же случилось? (ПИТОН).
5.Конкурс для капитанов «Веселые вопросы».
- В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (ТВОРОГ).
- Какое животное ходит во фраке? (РАК).
- Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (КАТЕР),
- В каком цветочке разместилась целая страна? (НАСТУРЦИЯ).
- Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (ИНЕЙ).
- Где всегда прячется лев: слева или справа от вас? (СЛЕВА).
- Какое нежное лакомство входит в состав железа? (ЖЕЛЕ).
- Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (РАКЕТА).
- Кто живет во дворце? (ВОР).
- Какое сантехническое устройство спрятано внутри каждой подушки? (ДУШ).
6.КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.
Диктант «Ошибки настигают повсюду»
- ВЬЮЖНЫЕ зимы птичек пугают,
В ЮЖНЫЕстраны они улетают.
- Дворняжек храбрых СВОРА
Пальто стянула С ВОРА.
- К задаче своей я не сделал ПРОВЕРКУ,
Ведь стих сочинял я любовный ПРО ВЕРКУ.
- От солнца и дождика сделан НАВЕС,
Дыни под ним продавали НА ВЕС.
- Свою шоколадку я Катьке ОТДАМ:
Люблю получать благодарность ОТ ДАМ.
- Убедилась я САМА:
Есть усищи у СОМА.
7.Конкурс миниатюр.
Давайте с вами разыграем несколько миниатюр на «узнаваемость». Может среди нас есть такие?
Детям предлагается найти ошибки и исправить их.
Миниатюра первая.
Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.
«Успею» - подумала Катя и принялась решать тест.
Через некоторое время мама позвонила по телефону.
- Ч то делаешь? – спросила она.
- Вожусь с тестом, -честно призналась Катя.
Миниатюра вторая.
Телефонный разговор.
-Вам звОнит учительница…
-НЕ верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова звонок.
-Вам звонит преподавательница..
-Не верю.
-Товарищ Брянцев, Вам звОнит преподавательница. Ну почему Вы не верите?
Миниатюра третья.
Новенький стоял возле стола, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
- Где же ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.
-Теперя? В этом году?
-Ну, разумеется.
- Теперя в 35-й школе.
-А раньше?
-Раньше.. начал в 147-й, а еще первее –в 549-й.
Сначала садись вон туда, - зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
-Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся.
- «Найди вторую половинку».
___________________________________________________________
Испокон века…. потом чтение
_______________________________________________________
Сначала учение.. а речь короткая
________________________________________________________________
Веревка хороша длинная… не учатся математики.
_____________________________________________________________
Без букв и грамматик… книга растит человека.
9.Чтение скороговорок.
Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь на листах записаны скороговорки. Вы читаете скороговорки «про себя». А теперь посмотрите на чьем листочке стоит цифра 1, тому и начинать. Постарайтесь произнести свою скороговорку 3 раза и постарайтесь сделать это без ошибок.
"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить.
- Шит колпак да не по-колпаковски. Надо его переколпаковать, да перевыколпаковать.
4.У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
5.Старого пономаря не перепономарить и не выпономарить.
6.На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать –
зарапортовался.
8. Трансформеры трансформировались,трансформировались так и невытрансформировались.
_____________________________________________________________
10.«Веселые тесты-пословицы».
Я раздаю вам тесты-пословицы, а вы должны выбрать ее окончание из предложенных вариантов.
Тесты-пословицы.
- Гусь свинье….- друг, товарищ и брат;
- не спонсор;
- не товарищ;
- крыльев не привяжет.
2. Не буди лихо, пока… - оно тихо;
- сторож спит;
- рак на горе не свиснет;
- овцы целы.
3. Дареному коню…- сытый не товарищ;
- хвост не отрывают;
- зубы не чистят;
- в зубы не смотрят.
Заключительное слово. Подведение итогов. Награждение победителей.
Спасибо. Наше путешествие подошло к концу. А сейчас жюри объявит результаты.
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Руссляндию.
(Конкурсная программа).
5 класс.
Цели: развивать интерес учащихся к изучению русского язык; расширять кругозор; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями для конкурсов, плакат с высказываниями о русском языке.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
-Сегодня наша встреча посвящена русскому языку. Россия – это не только огромная территория, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому языку, и посвящается наша встреча.
В Древней Греции, повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они попросили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, оракул прислал им учителя Тирея, не искушенного в военном деле и вдобавок хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тирея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тирей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - зажигательной силой слова. Тирей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов. Эта легенда говорит о силе слова, о его могучем воздействии на человека.
Разминка.
Попробуйте вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о силе слова.
Пословицы и поговорки о слове
Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает.
Поля словами не засевают.
Ласковое слово пуще дубины.
Воздух словами не наполнить.
Дальше в спор — больше слов.
Не много слов, да много дела.
Ласковое слово и кость ломит.
Без спорного слова не беседа.
Честь чести и на слово верит.
Бритва скребёт, а слово режет.
Без прикраски и слово не баско.
От слова до дела — сто перегонов.
Больше верь делам, нежели словам.
Слово — серебро, молчание — золото.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
Браниться бранись, а на мир слово береги.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Птицу кормом, а человека словом обманывают.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
Велико слово небось. Небось не Бог, а полбога есть.
За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Не говоря худого слова — положил за пазуху, да и ушёл.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Руссландию, чтобы вы еще раз убедились, что наш язык – гордость русского народа.
2)Блиц-викторина.
Каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Например, очень часто путают назначение глаголов «надевать» и «одевать». Сейчас каждая команда получит листок, на котором перечислены действия. Подумайте, какой глагол надо вставить – «надевать» или «одевать», - и впишите его.
Задание для команд.
Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку …(надевать). Потом стал куртку ..(надевать).А потом стал младшего брата ..(одевать).
3) «Непроверяемые написания».
Сейчас из каждой команды выйдет по одному человеку, они будут выполнять задания по карточкам. за правильно выполненное задание 5 баллов.
Д..журный к..р..ндаш в..р..бей
р..бята т..традь в..рона
уч..ник м..дведь п..тух
4.КОНКУРС ЗАГАДОК.
ХИТРЫЕ ЗАГАДКИ.
- Мой дружок, Умельцев Леха,
Сделал порох из гороха.
А рецепт совсем простой, догадайся дорогой! (ГОРОХ, ПОРОХ).
- Вот девчоночья коса.
В ней сидит, жужжит оса.
Если нам осу прогнать, что с косою может стать? (Превратиться в букву К).
- Что же это? Как же это?
Размяукалась котлета.
Есть теперь ее боюсь, прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети, кто там спрятался в котлете? (КОТ – лета).
- Что добавить нужно к шине,
Чтоб помчаться на машине? (МАшина).
- Если шарф укоротить,
Чем тогда сможет быть? (ШАРф).
- Стал на глазах вдруг цветок удлиняться,
Злобно шипеть да еще извиваться.
В бегство живое все в миг обратилось,
Кто мне подскажет, та что же случилось? (ПИТОН).
5.Конкурс для капитанов «Веселые вопросы».
- В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (ТВОРОГ).
- Какое животное ходит во фраке? (РАК).
- Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (КАТЕР),
- В каком цветочке разместилась целая страна? (НАСТУРЦИЯ).
- Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (ИНЕЙ).
- Где всегда прячется лев: слева или справа от вас? (СЛЕВА).
- Какое нежное лакомство входит в состав железа? (ЖЕЛЕ).
- Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (РАКЕТА).
- Кто живет во дворце? (ВОР).
- Какое сантехническое устройство спрятано внутри каждой подушки? (ДУШ).
6.КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.
Диктант «Ошибки настигают повсюду»
- ВЬЮЖНЫЕ зимы птичек пугают,
В ЮЖНЫЕстраны они улетают.
- Дворняжек храбрых СВОРА
Пальто стянула С ВОРА.
- К задаче своей я не сделал ПРОВЕРКУ,
Ведь стих сочинял я любовный ПРО ВЕРКУ.
- От солнца и дождика сделан НАВЕС,
Дыни под ним продавали НА ВЕС.
- Свою шоколадку я Катьке ОТДАМ:
Люблю получать благодарность ОТ ДАМ.
- Убедилась я САМА:
Есть усищи у СОМА.
7.Конкурс миниатюр.
Давайте с вами разыграем несколько миниатюр на «узнаваемость». Может среди нас есть такие?
Детям предлагается найти ошибки и исправить их.
Миниатюра первая.
Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.
«Успею» - подумала Катя и принялась решать тест.
Через некоторое время мама позвонила по телефону.
- Ч то делаешь? – спросила она.
- Вожусь с тестом, -честно призналась Катя.
Миниатюра вторая.
Телефонный разговор.
-Вам звОнит учительница…
-НЕ верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова звонок.
-Вам звонит преподавательница..
-Не верю.
-Товарищ Брянцев, Вам звОнит преподавательница. Ну почему Вы не верите?
Миниатюра третья.
Новенький стоял возле стола, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
- Где же ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.
-Теперя? В этом году?
-Ну, разумеется.
- Теперя в 35-й школе.
-А раньше?
-Раньше.. начал в 147-й, а еще первее –в 549-й.
Сначала садись вон туда, - зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
-Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся.
- «Найди вторую половинку».
___________________________________________________________
Испокон века…. потом чтение
_______________________________________________________
Сначала учение.. а речь короткая
________________________________________________________________
Веревка хороша длинная… не учатся математики.
_____________________________________________________________
Без букв и грамматик… книга растит человека.
9.Чтение скороговорок.
Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь на листах записаны скороговорки. Вы читаете скороговорки «про себя». А теперь посмотрите на чьем листочке стоит цифра 1, тому и начинать. Постарайтесь произнести свою скороговорку 3 раза и постарайтесь сделать это без ошибок.
"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить.
- Шит колпак да не по-колпаковски. Надо его переколпаковать, да перевыколпаковать.
4.У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
5.Старого пономаря не перепономарить и не выпономарить.
6.На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать –
зарапортовался.
8. Трансформеры трансформировались,трансформировались так и невытрансформировались.
_____________________________________________________________
10.«Веселые тесты-пословицы».
Я раздаю вам тесты-пословицы, а вы должны выбрать ее окончание из предложенных вариантов.
Тесты-пословицы.
- Гусь свинье….- друг, товарищ и брат;
- не спонсор;
- не товарищ;
- крыльев не привяжет.
2. Не буди лихо, пока… - оно тихо;
- сторож спит;
- рак на горе не свиснет;
- овцы целы.
3. Дареному коню…- сытый не товарищ;
- хвост не отрывают;
- зубы не чистят;
- в зубы не смотрят.
Заключительное слово. Подведение итогов. Награждение победителей.
Спасибо. Наше путешествие подошло к концу. А сейчас жюри объявит результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
Игра по русскому языку "Своя игра"
Данная разработка содержит материал для проведения игры по русскому языку по типу игры "Своя игра". Она позволит повторить пройденный материал за курс 5-6 классов...
"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....
Презентация игры по русскому языку "Своя игра"
Игра "Своя игра"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Интерактивная игра по русскому языку "Своя игра"
игра-повторение по русскому языку...
Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"
Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...