Конспект урока в 11 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

На уроке повторения и обобщения знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,«Орфография» происходит закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях, отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока        «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.

                            (Подготовка к ЕГЭ)»

Цели урока:

  •  повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,

             «Орфография»

  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
  • отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

Задача урока: 

  • активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста

Оборудование:

  • компьютер
  • проектный экран
  • учебные таблицы
  • раздаточный материал

                                                Ход урока

I    Озвучивание целей урока.

  1. Словарная работа  (мультимедийное использование)

 

А)  Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.  

             Работа с лексическим значением слова:

               Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

               Укрепление, сплачивание чего-нибудь                        (КОНСОЛИДАЦИЯ)

               Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями

                                                                                                          (АЛЬТЕРНАТИВА)

               Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

                 

     II    Работа над темой урока.

  1. Вопросы классу
  • На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)
  • Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).
  • Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)
  • Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

                Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия

                запятой перед этим союзом.

  1. Презентация

                         Запятая перед союзом И ставится

         А)      В простом предложении:

        - между однородными членами перед повторяющимся союзом

  • Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой.                                                                                                   (С.Есенин)

Б)      В сложном предложении:

      - между частями сложносочиненного предложения

  • Вот уж осень улетела, и примчалася зима.  (С. Есенин)

  • Соловей не поёт, и дергач не кричит.   (С. Есенин)

                                                   

     - между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

  • Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

                   Запятая перед союзом И не ставится 

           А)     В простом предложении: 

                - между однородными членами с одиночным союзом.

  • Люблю я ропот буйных вод

           И на волне звезды сиянье.

  • Запрокинулась и отяжелела

            Золотая моя голова.                         (С. Есенин)          

         Б)       В сложном предложении: 

            - между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член

            предложения

  • Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

                                                            (С. Есенин)

            - между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

  •          Но если б дома был ты изначала,

      То у меня была б теперь сноха

      И на ноге внучонка я качала.     (С. Есенин)

        В)   Если союз И соединяет два назывных предложения

  • Мелколесье. Степь и дали.        (С. Есенин) 

  1. Упражнение для закрепления        

(У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1   Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

                        [—  =], и [= — ].   ССП

2   Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

     И над пашнею счастливо созревают зеленя.

                        [= — и —], и [ = — ].    ССП

3   Шелестят зелёные серёжки

     И горят серебряные росы.

                        [ = — ], и [= — ].   ССП

4   Брожу по улицам и лужам

     Осенний день пуглив и дик.

                        [ = -·- и -·-],  [ —  = и = ].   ССП

 

5   Ручей волной гремучею все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

                        [ —  = и = ].  Простое с однородными сказуемыми.

6   Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

     Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

                                                    (С. Есенин)

                        [  —  = и,  - · - , =  -·- и -·-   -- и -- ].  Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

!!!  Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

  1. Слово учителя

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

         Читая стихи Есенина,

         А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не  

              замечал.

         Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

         В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

         Г) перед нами предстают яркие картины родной природы. 

                                                                                     Ответ:  А

8.     Домашняя работа.

                                                      ( Резервное время)                                  

  1.   Тестовое задание.

 

  1. В каком случае союз И соединяет части ССП?

      А)  Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно

            просторными и светлыми.

      Б)  Мела пурга-метелица и леденила кровь.

      В)  Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

      Г)  Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

  1. В каком случае перед союзом И нужна запятая?  
       

      А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он

           не увидит.

      Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

      В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

      Г) Тишина и безлюдье.

  1. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

   

      А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

      Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь

           тучи, желтела заря.

      В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

      Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

  1. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

      А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама

           архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

      Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с

          актерами.

      В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили

           мало и ничего не сказали.

      Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

Ответы на тестовое задание:

1.   В           2.   В              3.  В            4.  Г

III. Подведение итогов урока.

                               

  1. Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.
  2. Выставление оценок за урок.
  3. Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.

IV. Домашнее задание

Составить  тест из  10  заданий по типу А19 (индивидуальное   задание для сильных учащихся).

  Решить тестовые задания типа А19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Запятая перед союзами в сложном предложении»

Цель урока: уточнить, расширить и систематизировать знания о постановке запятой перед союзами в сложном предложении...

Пунктуация в предложениях с союзом «и» (ставить ли запятую перед союзом?)

Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих...

Урок русского языка в 11 классе по теме: Роль запятой перед союзом И в простом и сложном предложении

Урок по обобщению и систематизации знаний и умений. Проведены мини - исследования...

Конспект урока 7 класса на тему "Подчинительные и сочинительные союзы"

Класс: 7вУчебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник  для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.Программа: Т. А. Ладыженская.Тема урока: ...

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации.   Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации.   Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...