Конспект урока в 11 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
На уроке повторения и обобщения знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,«Орфография» происходит закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях, отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)» | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.
(Подготовка к ЕГЭ)»
Цели урока:
- повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,
«Орфография»
- закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
- отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте
Задача урока:
- активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста
Оборудование:
- компьютер
- проектный экран
- учебные таблицы
- раздаточный материал
Ход урока
I Озвучивание целей урока.
- Словарная работа (мультимедийное использование)
А) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:
Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.
Работа с лексическим значением слова:
Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ)
Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями
(АЛЬТЕРНАТИВА)
Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)
II Работа над темой урока.
- Вопросы классу
- На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)
- Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).
- Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)
- Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)
Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия
запятой перед этим союзом.
- Презентация
Запятая перед союзом И ставится
А) В простом предложении:
- между однородными членами перед повторяющимся союзом
- Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой. (С.Есенин)
Б) В сложном предложении:
- между частями сложносочиненного предложения
- Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)
- Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)
- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И
- Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.
Запятая перед союзом И не ставится
А) В простом предложении:
- между однородными членами с одиночным союзом.
- Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
- Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова. (С. Есенин)
Б) В сложном предложении:
- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член
предложения
- Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.
(С. Есенин)
- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И
- Но если б дома был ты изначала,
То у меня была б теперь сноха
И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)
В) Если союз И соединяет два назывных предложения
- Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)
- Упражнение для закрепления
(У доски работают 3 ученика)
Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений
1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.
[— =], и [= — ]. ССП
2 Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня
И над пашнею счастливо созревают зеленя.
[= — и —], и [ = — ]. ССП
3 Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
[ = — ], и [= — ]. ССП
4 Брожу по улицам и лужам
Осенний день пуглив и дик.
[ = -·- и -·-], [ — = и = ]. ССП
5 Ручей волной гремучею все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
[ — = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.
6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор
Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.
(С. Есенин)
[ — = и, - · - , = -·- и -·- -- и -- ]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
!!! Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.
- Слово учителя
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая стихи Есенина,
А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не
замечал.
Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.
В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.
Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.
Ответ: А
8. Домашняя работа.
( Резервное время)
- Тестовое задание.
- В каком случае союз И соединяет части ССП?
А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно
просторными и светлыми.
Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
- В каком случае перед союзом И нужна запятая?
А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он
не увидит.
Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Г) Тишина и безлюдье.
- В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.
Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь
тучи, желтела заря.
В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
- В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?
А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама
архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с
актерами.
В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили
мало и ничего не сказали.
Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.
Ответы на тестовое задание:
1. В 2. В 3. В 4. Г
III. Подведение итогов урока.
- Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.
- Выставление оценок за урок.
- Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.
IV. Домашнее задание
Составить тест из 10 заданий по типу А19 (индивидуальное задание для сильных учащихся).
Решить тестовые задания типа А19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)
Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Запятая перед союзами в сложном предложении»
Цель урока: уточнить, расширить и систематизировать знания о постановке запятой перед союзами в сложном предложении...
Пунктуация в предложениях с союзом «и» (ставить ли запятую перед союзом?)
Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих...
Урок русского языка в 11 классе по теме: Роль запятой перед союзом И в простом и сложном предложении
Урок по обобщению и систематизации знаний и умений. Проведены мини - исследования...
Конспект урока 7 класса на тему "Подчинительные и сочинительные союзы"
Класс: 7вУчебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.Программа: Т. А. Ладыженская.Тема урока: ...
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...