Система подготовки учащихся к написанию блока С ЕГЭ.
статья по русскому языку по теме

Пушкина Наталья Евгеньевна

Система подготовки учащихся к написанию блока С  ЕГЭ. Начиная с 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: Система подготовки учащихся к написанию блока С  ЕГЭ.

Цель: Проанализировать формы и методы работы по развитию речи уч-ся.

«Беда иной литературы в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят»,- писал в своем дневнике П.Вяземский. Именно это слова как нельзя лучше определяют важную задачу школьного учителя - подарить ученику это «высшее счастье» общения, научить ребёнка думать, облекать свои мысли в слова и доносить до слушателя, собеседника свои чувства, взгляды, эмоции. Это и есть коммуникативные умения, без которых в жизни не обойтись.

Занятия по формированию коммуникативных навыков должны быть системными как в пятом классе, так и в последующих. В старших классах они должны быть направлены на системное углубление знаний и усовершенствование навыков.

Я работаю по традиционной программе: УМК Ладыженской Т.А., УМК Коровиной В.Я и в своей системе опираюсь на эти учебные пособия. В работе использую рабочие тетради для комплексного анализа текста А.Б.Малюшкина (5-11класс) и тестовые задания по литературе.

К концу 5 класса учащиеся должны:

знать

уметь

Признаки текста

  Составлять связный текст

Тема текста

Различать узкую и широкую темы

Основная мысль текста

Определять в тексте

Разграничение понятий тема и основная мысль текста

Давать заглавие по теме или идее текста.

Типы речи

Объясните, каким типом речи вы воспользуетесь, рассказывая:

- о том, что вы делали вчера вечером;

- о том, как выглядит ваша любимая игрушка;

- о том, почему у вас испортилось настроение.

Рассуждение:

А) вопрос к рассуждению

Б) трехчастное построение текста

Выделять части текста; приводить аргументы, писать небольшие тексты по шаблону, строить устные ответы по типу рассуждения. «Домашняя кошка-это хищник?» «Полезно ли ходить по земле босиком?» «Почему человек должен чистить зубы?»

План текста

 « Смысловые части обычно обозначаются абзацем.   Если озаглавить каждую часть, то получится план текста. В плане отражается расположение частей текста, их последовательность».

Составлять простой план, выделять абзацы.

 (К5 – последовательность изложения, абзацное членение).

 Для работы над этими задачами я использую не только материал учебника Ладыженской, но и рабочую тетрадь Малюшкина, в которой отрабатываются навыки определения темы, идеи текста, типа речи. В тетрадях-справочниках мы записываем необходимый материал по теории, комментируя примерами.

Изучая  литературные произведения, мы пытаемся определить их тему и идею. Еще на первых уроках мы записали интересную формулу для анализа произведения:                                                П = Т+ И+Ф,

где П – произведение

      Т -  тема (т.е. о чём?)

      И – идея ( т.е. зачем? для чего?)

      Ф – форма ( т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)

          Тема – предмет повествования, изображения, исследования.

          Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

         Форма – совокупность приёмов изобразительных ( лексических и стилистических) средств произведения.

         Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует использовать их при анализе любого текста.

Рассказ «Муму» нравится детям, они стараются  искать ответы на проблемные вопросы: «Как автор относится к крепостному праву? Докажите свое мнение, опираясь на текст рассказа» или «Как в концовке рассказа отразились жизненные взгляды Тургенева?» Какие средства изобразительности использует автор, описывая сцену гибели Муму?

Тема рассказа - жизнь крепостного человека. Идея рассказа: крепостное право- общественное зло, которое разрушает счастье человека, лишает его права выбора.

Отношения в рассказе: барыня-Герасим (власть одного человека над другим), человек-собака (Герасим-Муму, барыня-Муму) , пример чести и бесчестия(Герасим и Татьяна).

Средства выразительности: синонимы, эпитеты, обращения, риторические восклицания, однородные члены предложения, инверсия ( с этими понятиями дети знакомятся на уроках русского языка и литературы)

Пословицы и поговорки: «Не узнав горя-не узнаешь и радости», «Риск-благородное дело». «Богатому завсегда праздник», «Увечье не бесчестье».  Ребята пишут синквейны по произведениям. Это требует вдумчивой и тщательной проработки текста.

Герасим,

Бесправный гордый,

Любит, теряет, бунтует.

Увечье не бесчестье.

Свобода!

В 6 классе работа по развитию речи продолжается.

знать

Уметь

Понятие микротема

Нахождение микротемы в абзаце

  1. Средства связи предложений в тексте: Местоимения.
  2. Повтор слова.
  3. Синонимы.
  4. Однокоренные слова.

Сочинение - миниатюра. Сочинить небольшой текст, употребляя следующие слова для связи предложений. Назвать средства связи, которые будут вами использованы.

…к реке. У реки… .

…пароход. Он … .

… чайка. Птица… .

… серебристым светом. Серебрились… .

  1. Сложный план

Применять в сочинениях-описаниях.

  1. Различия сжатого и подробного изложений.

Выделять главную информацию в тексте.

  1. Строение сочинений-описаний

Собирать материал о художнике. Работать с композицей картины: передний план, задний, центральная часть. Определять сюжет. Использовать в работе термины. Высказывать своё отношение к изображённому на картине.

  1. Стили речи

Определять стиль речи текста, создавать небольшие тексты в разных стилях: описание игрушки-матрешки в художественном стиле, научном стиле.

  1. Рассуждение.

Найти Доказательства в рассуждении, привести примеры из художественной литературы и кинофильмов. «Жить-Родине служить», «Книга-верный друг и помощник».

 7 класс.

знать

уметь

  1. Основные этапы построения текста. 1.Определение темы и основной мысли (идеи). Речевой замысел.
  2. 2.Обдумывание содержания. (микротемы, последовательность, рабочие материалы)
  3. 3.Создание речевого произведения

4.Редактирование

По памятке создавать текст, производить его языковой анализ, находить ошибки.

понятие – ключевые слова.

Ключевые слова – слова, точно и ярко раскрывающие идею текста.

Задания: выписать ключевые слова из данного текста (актуально для ГИА 9)

Языковые средства выразительности.

фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности.   (В 8 и сочинение).

Использовать в речи, уметь находить в тексте.

структуру текста-рассуждения.

Работать с готовыми текстами-рассуждения с такими заданиями:

  1. Прочитайте текст. Какая мысль в нём доказывается? В каком предложении сформулирован тезис? Сколько доказательств (аргументов) приводит автор? Есть ли в тексте вывод.
  2. Прочитайте. Докажите, что перед вами рассуждение. Найдите ключевые слова в тексте.
  3. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Каким образом эта мысль развивается? К какому типу речи принадлежит текст?
  4. Составьте рассуждение по данному плану.

(Рабочая тетрадь Малюшкина)

контрольные тесты (в формате ЕГЭ)  по русскому языку по основным темам курса 7 класса. Автор-составитель Иващенко Татьяна Николаевна, г.Волгоград.

Написать сочинение-рассуждение по фразе или на предложенную тему.

8класс

знать

уметь

О функциональных разновидностях русского языка, т.е. о стилях речи. сферу применения, задачи речи, основные особенности,лексические, морфологические и синтаксические средства, основные типы и жанры речи.

Создавать сочинения-рассуждения публицистического стиля «Чтение-вот лучшее учение», »Человек-заботливый хозяин природы», «Заменит ли Орбит Колгейт?»

Сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения «Мои впечатления от прочитанной книги»

Как писать отзыв на книгу, спектакль.

1. Общая информация об авторе и книге. 
Именно здесь мы пишем, какую именно книгу прочитали. Можно сказать об авторе.

2. Сюжет. 
Несколько слов о сюжете.
ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя открывать интригу романа или важные детали. 
3. Первоначальное впечатление.
Здесь вы пишете о своих ожиданиях и общем впечатлении.
4. Герои. 
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт.
Рассказываете о героях: главных, второстепенных, любых. Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили.
5. Впечатления. 
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге. Пункт обычно самый насыщенный эмоциями и большой по размеру.
6. Заключение. 
Даем оценку произведения. Советуем или не советуем прочитать.

каждое положение в отзыве должно аргументироваться, подтверждаться примерами, фактами; отзыв должен быть написан так, чтобы вызвать у читателя интерес к рецензируемой книге, желание прочесть.
При работе над отзывом часто допускаются неоправданные повторы слов. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами.
Автор – известный писатель, поэт, мастер слова, классик детской литературы.
Книга - рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы.
Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти.
Интересный –занимательный, увлекательный,любопытный.
Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать.

контрольные тесты (в формате ЕГЭ)  по русскому языку по основным темам курса 8 класса. Автор-составитель Иващенко Татьяна Николаевна, г.Волгоград.

Написать сочинение-рассуждение по фразе или на предложенную тему.

Работа с лексическими и грамматическими категориями.(сборники Егораевой, Ивановой, Сениной)

Применять в сочинении речевые клише.

9класс.

знать

уметь

Структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Находить ключевые слова в высказывании лингвиста и определять тему сочинения. Правильно сформулировать тезис. Применять в сочинении речевые клише, подбирать доказательства из предложенного текста.

разные виды ошибок и иметь на этот случай памятку:

-ошибки в содержании (пропуск фактов, их искажение, нарушение связи между частями текста);

 -лексические ошибки (непонимание значения слова, употребление слова не в том значении, неумение пользоваться синонимами, неоправданное повторение, употребление нелитературных слов);

-грамматические ошибки (смешение времен и видов глагола, нарушение норм согласования и  управления и т.д.);

- понимать и распознавать орфографические и пунктуационные 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

распознавать разные виды ошибок и исправлять их, редактировать текст.

Оценивать свою работу и работу одноклассников по критериям.

рецензию как речевой жанр.

Рецензия - это письменный разбор, предполагающий:

  1. Комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы).
  2. Обобщенную аргументированную оценку.
  3. Выводы о значимости работы.

писать эссе, рецензию на книгу. Сопоставлять с отзывом.

 Выбирать стиль. Совершенствовать лексический запас.

Прочитайте законченное художественное произведение, жанр которого – стихотворение в прозе. Сформулируйте мысль, которая в нём заключена. В каком значении – прямом или переносном – автор употребляет слова огоньки, огни? Обоснуйте свою точку зрения, сделайте вывод о том, какую роль играют эти слова в передаче главной мысли стихотворения в прозе В. Короленко «Огоньки». Подготовьте рецензию на данное стихотворение. Постарайтесь, чтобы ваше высказывание соответствовало публицистическому  стилю.

Конспекты как вид работы с текстом.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы. В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.

Писать сначала по плану, затем самостоятельно.

 

Работа в10-11 классах.

         В 10 классе и в 11 классе проводится самая  глубокая работа по выполнению заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть, в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из формулировок выявляет умения:

    1) внимательно читать предложенный текст;

    2) понимать читаемый текст;

    3) определять тему текста, позицию автора;

    4)формулировать основную мысль своего высказывания;

    5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

    6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

    7)отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

    8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

    Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение, отзыв, рецензия и сочинение-описание и чем они отличаются. А затем пробовать писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие – работа должна быть написана с опорой на предложенный текст.

Эту работу я провожу в течение 2-х лет в ходе курсовой подготовки (элективные курсы). Работа проводится в несколько этапов.

1этап.

А)Понимание исходного текста( о чем пишет, что тревожит, над чем размышляет, какими мыслями и чувствами хочет поделиться, в чем хочет убедить, от чего предостеречь)

Б) определить стиль, тип речи, составить план. Авторская позиция в научном стиле –четко, ясно,  в публицистическом стиле-прямо, открыто, эмоционально, в художественном стиле важен подтекст, смысл высказываний. Тип речи-описание показывает , что основная информация проходит через описание предмета, повествование-анализ поступков героев, авторская оценка событий, рассуждение-обсуждение проблемы, выдвижение тезиса, аргументация-вывод.

В)Определение стиля и типа помогут определить главную и второстепенную информацию, составление плана-выделить опорные, ключевые слова, микротемы. Обращаю внимание на то, что микротема и абзац могут не совпадать: в 1 абзаце две микротемы и наоборот, есть и свободные предложения.

2 этап.

А)Выявить и сформулировать проблему. Тема и проблема могут совпадать. Тема-о чем? Проблема - основной вопрос, который рассматривает автор. Проблем может быть несколько. Основная - та, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.  Выделяем виды проблем: философские, социальные. Политические, научные, экологические, нравственно-этические.

Сформулировать проблему= уметь кратко и точно назвать вопросы: о чем текст, какие вопросы особенно интересовали автора?

Б) Сформулировать проблему можно в виде вопроса (подходит к любому тексту). Делаем таблицу-памятку ,в которой  вопросы плана переводим в формулировку проблемы.

Что такое лень?

Автор определяет суть, сущность..

Почему? Что приводит к такому результату?

Автор анализирует, рассматривает причины, факторы..

Как, каким образом достигается?..

Автор рассматривает способы..

Как идет процесс передачи смысла?

Автор выясняет ход развития и способы передачи..

К чему приводит?

Автор анализирует последствия..

Что отличает одно явление от другого?

Автор определяет отличия, характерные особенности..

В) Формулировка проблемы с использованием типовых конструкций, включая слова «проблема, вопрос»  Проблема чего? Вопрос о чем?

Образцы:1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?)-(какая?) актуальная проблема (чего?)2. Предложенный для анализа текст(Кого?) посвящен проблеме (чего?). Продолжается работа с  рядами синонимов, чтобы избежать речевых ошибок. Синонимы: злободневная, важная, острая, актуальная, серьезная, наболевшая.  Если затрудняетесь с определением проблемы - найдите авторскую  позицию!!!

3 этап. Комментарий проблемы ( это не пересказ!) Может быть текстуальным и концептуальным. При  текстуальном комментарии учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы. Это работа достаточно сложная  .Текст нужно понять! Помните, что ваша задача -прокомментировать сформулированную вами проблему. Отвечаем на вопросы: что делает автор, предлагая проблему? На какие аспекты он обращает свое внимание? Что его особенно волнует при изложении этой проблемы? Что он подчеркивает? Выделяет? При концептуальном комментарии, ученик, опираясь на понимание  проблемы текста, дает различные интерпретации этой проблемы: чаще всего пишут об актуальности проблемы, приводят различные мнения по этой проблеме.

!!! Комментарий – переходный мостик от формулировки проблемы к изложению авторской позиции. Примеры: Проблему (чего?) автор рассматривает на примере жизни одного из героев.. Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на… Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься..

4 этап. Формулировка авторской позиции (А29, В8) что хотел донести до своего читателя автор? Ради чего написан рассказ?

Автор считает, полагает, утверждает что.. Автор заставляет читателя задуматься над чем..

Автор критикует, доказывает, утверждает, открыто призывает, заявляет..

5 этап. Свое мнение необходимо соотносить с проблематикой исходного текста.! Это сочинение-рассуждение. Тезис –согласие. 2 аргумента, вывод.

Клише: Нельзя не согласиться с позицией автора…Трудно не согласиться с мнением автора… Разделяя точку зрения автора, хочется добавить..

Аргументация.

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда.. Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции..

!!! В своем рассуждении-объяснении вы объясняете, конкретизируете положение, подтверждаете их достоверность.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

А) формально заявляем свое отношение, забывая его сформулировать. Я согласен с автором.

Б) Формулируем мнение, не приводя аргументов;

В) Иногда аргументы повторяют, а не развивают смысл тезиса. Я согласен. Надо бороться.

Г)Приводят аргументы, не относящиеся к проблеме.

Д) Правильно строя аргументацию, уходят в сторону от тезиса.

Е) Отсутствие смысловой цельности при оформлении аргументации.

Ж) 1 аргумент.

З) Наивные, примитивные аргументы.

И) Часто обращаются к цитированию. Если не знаете цитату, не берите ее в кавычки, передайте смысл своими словами.

К) Мало примеров из художественной литературы.

6 этап. Соединить микротемы- смысловая цельность, речевая связность, последовательность (К5) Вспоминаем признаки текста: связность, членимость. Повторяем типы связи: цепная, параллельная. Средства связи6 лексические повторы, однокоренные слова, синонимы, антонимы, местоимения, наречия, вводные слова, порядок слов. Обращаем внимание на то, что парцелляция в сочинении –это грамматическая ошибка.!

Основные части любого сочинения: вступление, основная часть, заключение. Ошибки во воступлении6 начинают подробно писать об авторе, приводят многочисленные цитаты из разных источников. Можно сформулированную проблему представить как вступление и оформить отдельным абзацем.

К основной части предъявляется  целый ряд требований. Заключение обязательно. Оно обеспечивает смысловую цельность как аргументации, так и всего сочинения в целом. Типовые конструкции: В заключении хотелось бы отметить... Еще раз обратить внимание на… Обобщая написанное, можно сделать вывод..

Применяя типовые конструкции мы вырабатываем умение строить текст по определенным правилам в соответствии с коммуникативной задачей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система подготовки учащихся к написанию блока С ЕГЭ. Подготовила: Пушкина Н.Е. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №24

Слайд 2

Цель: Проанализировать формы и методы работы по развитию речи учащихся с 5-11 классов.

Слайд 3

«Беда иной литературы в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят». П.Вяземский.

Слайд 4

Коммуникативные умения.

Слайд 5

Учебные пособия.

Слайд 6

5 Класс Знать Уметь Признаки текста Тема текста Основная мысль текста Разграничение понятий тема и основная мысль текста Типы речи Рассуждение вопросы к рассуждению трехчастное построение текста План текста Составлять небольшой связный текст Различать узкую и широкую темы Давать заглавие по теме или идее текста Объяснить, каким типом речи пользовались, рассказывая: о том, что вы делали вчера вечером о том, как выглядит зимний лес о том, почему у вас испортилось настроение Выделять части текста приводить аргументы писать небольшие тексты по шаблону строить устные ответы по типу рассуждения Выделять абзацы составлять простой план

Слайд 7

Анализ литературного произведения. Изучая литературные произведения, мы пытаемся определить их тему и идею. Еще на первых уроках мы записали интересную формулу для анализа произведения: П = Т+ И+Ф, где П – произведение Т - тема (т.е. о чём?) И – идея ( т.е. зачем? для чего?) Ф – форма ( т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами ?) Тема – предмет повествования, изображения, исследования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения. Форма – совокупность приёмов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения.

Слайд 8

Проблемные вопросы. Рассказ «Муму» нравится детям, они стараются искать ответы на проблемные вопросы: «Как автор относится к крепостному праву? Докажите свое мнение, опираясь на текст рассказа» или «Как в концовке рассказа отразились жизненные взгляды Тургенева?» Какие средства изобразительности использует автор, описывая сцену гибели Муму?

Слайд 9

Образец записи в тетради. Тема рассказа - жизнь крепостного человека. Идея рассказа- крепостное право- общественное зло, которое разрушает счастье человека, лишает его права выбора. Отношения в рассказе: барыня-Герасим (власть одного человека над другим), человек-собака ( Герасим-Муму , барыня-Муму ) , пример чести и бесчестия(Герасим и Татьяна). Средства выразительности: синонимы, эпитеты, обращения, риторические восклицания, однородные члены предложения, инверсия ( с этими понятиями дети знакомятся на уроках русского языка и литературы) Пословицы и поговорки: «Не узнав горя-не узнаешь и радости», « Риск-благородное дело». «Богатому завсегда праздник», «Увечье не бесчестье». Ребята пишут синквейны по произведениям. Это требует вдумчивой и тщательной проработки текста.

Слайд 10

Синквейн . Герасим, Бесправный,но гордый, Любит, теряет, бунтует. Увечье не бесчестье. Свобода!

Слайд 11

6 Класс Знать Уметь Понятие микротема Средства связи предложений в тексте: местоимения п овтор слова синонимы однокоренные слова Сложный план Различия сжатого и подробного изложений Строение сочинений-описаний Стили речи Рассуждение Нахождение микротемы в абзаце Сочинение-миниатюра. Применять в сочинениях-описаниях Выделять главную информацию в тексте Собирать материал о художнике Работать с композицией картины передний план, задний, центральная часть определять сюжет использовать в работе термины высказывать свое отношение к изображенному на картинке Найти доказательства в рассуждении, привести примеры из художественной литературы и кинофильмов.

Слайд 12

7 класс Знать Уметь Основные этапы построения текста. определение темы и основной мысли (идеи). Речевой замысел обдумывание содержания. ( микротемы , последовательность, рабочие материалы) создание речевого произведения редактирование Понятие- ключевые слова. Языковые средства выразительности. (В8 и сочинение) Структуру текста-рассуждения. Контрольные тесты ( в формате ЕГЭ) по русскому языку по основным темам курса 7 класса. Автор-составитель Иващенко Т.Н., г.Волгоград По памятке создавать текст, производить его языковой анализ, находить ошибки Задания: выписать ключевые слова из данного текста (актуально для ГИА 9) Использовать в речи, уметь находить в тексте Работать с готовыми текстами-рассуждения с такими заданиями: Прочитайте текст. Какая мысль в нем доказывается? В каком предложении сформулирован тезис? Сколько доказательств (аргументов) приводит автор? Есть ли в тексте вывод. Составьте рассуждение по данному плану. (Рабочая тетрадь Малюшкина ) Написать сочинение-рассуждение по фразе или на предложенную тему.

Слайд 13

8 класс Знать Уметь О функциональных разновидностях русского языка, т.е. о стилях речи. сферу применения, задачи речи, основные особенности, лексические, морфологические и синтаксические средства, основные типы и жанры речи. Как писать отзыв на книгу, спектакль. контрольные тесты (в формате ЕГЭ) по русскому языку по основным темам курса 8 класса. Автор-составитель Иващенко Татьяна Николаевна, г.Волгоград. Работа с лексическими и грамматическими категориями.(сборники Егораевой , Ивановой, Сениной) Создавать сочинения-рассуждения публицистического стиля « Чтение-вот лучшее учение», » Человек-заботливый хозяин природы», «Заменит ли Орбит Колгейт ?» Сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения «Мои впечатления от прочитанной книги» Каждое положение в отзыве должно аргументироваться, подтверждаться примерами, фактами; отзыв должен быть написан так, чтобы вызвать у читателя интерес к рецензируемой книге, желание прочесть. При работе над отзывом часто допускаются неоправданные повторы слов. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами. Написать сочинение-рассуждение по фразе или на предложенную тему. Применять в сочинении речевые клише.

Слайд 14

9 класс Знать Уметь Структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. разные виды ошибок : -ошибки в содержании -лексические ошибки -грамматические ошибки - понимать и распознавать орфографические и пунктуационные Критерии оценивания сочинения-рассуждения. рецензию как речевой жанр. Рецензия - это письменный разбор, предполагающий: Комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы). Обобщенную аргументированную оценку. Выводы о значимости работы. Конспекты как вид работы с текстом. Находить ключевые слова в высказывании лингвиста и определять тему сочинения. Правильно сформулировать тезис. Применять в сочинении речевые клише, подбирать доказательства из предложенного текста. распознавать разные виды ошибок и исправлять их, редактировать текст. Оценивать свою работу по критериям. писать эссе, рецензию на книгу Выбирать стиль. Совершенствовать лексический запас. Прочитайте стихотворение в прозе. Сформулируйте мысль, которая в нём заключена. В каком значении – прямом или переносном – автор употребляет слова огоньки, огни? Обоснуйте свою точку зрения, сделайте вывод о том, какую роль играют эти слова в передаче главной мысли стихотворения. Подготовьте рецензию на данное стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Подготовка учащихся к написанию изложения в формате ГИА

Памятка для учащихся . Написание изложения в формате ГИА....

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...

Разработка системы подготовки учащихся к написанию эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ

Эта работа- начало моей работы над данной темой и написана в 2005 году. За прошедшее время эссе как эффективная форма контроля только укрепила свои позиции.Изменились критерии в сторону уточнания, дет...

Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке

Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...

Методические рекомендации «Система подготовки учащихся к написанию сочинения (9.3) в формате ОГЭ по русскому языку»

Аннотация: в данной работе содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в формате ОГЭ, представлена система работы по формированию навыков на...