Разработка системы подготовки учащихся к написанию эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ
статья по обществознанию по теме
Эта работа- начало моей работы над данной темой и написана в 2005 году. За прошедшее время эссе как эффективная форма контроля только укрепила свои позиции.Изменились критерии в сторону уточнания, детализации алгоритма прверки, но по-прежнему, чтобы его написать учителю необходимо начинать работу над формированием навыков эссе задолго до ЕГЭ. И поэтому работа остается актуальной и полезной для тех, кто начинает работать в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_po_napisaniyu_esse.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная гимназия г. Новодвинска»
Автор:
Елена Юрьевна Лапшина,
учитель истории
Новодвинск – 2005
Содержание:
- : Теоретическая интерпретация
- : Эссе как элемент в системе ЛСЗТ. Определение, признаки и виды эссе
- : Структура и критерии эссе
- : Методика формирования умений и навыков написания эссе
- Библиография
- Приложения
1: Теоретическая интерпретация
- Цель:
Разработка методики поэтапного формирования умений и навыков написания эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ
- Задачи:
- Определение этапов написания эссе
- Создание системы приёмов научения, соответствующих данному этапу написания и критериям оценки в режиме ЕГЭ
- Проблема и актуальность
Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений и навыков выпускников, предполагает, что накопление знаний не должно являться определяющей целью. Акцент современного образования, выраженный в образовательном стандарте, в последнее время смещается в сторону овладения оперативными интеллектуальными общеучебными умениями (возникает новое понятие «компетентности»). Требования к знаниям на репродуктивном уровне составляют лишь 28% от общего уровня знаний 6.
Проверка овладения ЗУН на таком уровне осуществляется различными способами, и в последнее время всё более используемым является сочинение в форме эссе.
Написание эссе – самое сложное задание ЕГЭ по обществознанию. Анализ первых результатов эксперимента по введению экзамена показал, что:
- уровень выполнения этого задания относительно невысок
- система работы по формированию умений и навыков по написанию эссе еще не сложилась. Для учителей и учащихся эта форма работы является новой (нередки случаи, когда выпускники на экзамене впервые пишут эссе)2.
Между тем эссе – это ценный инструмент измерения уровня подготовки учащихся. Именно в эссе выпускник выражает свое мнение и имеет возможность высказать личностную позицию, проявить творческие способности, продемонстрировать интеллектуальные знания и владения социальными компетентностями.
Эссе – перспективная форма контроля для 21 века, отмечают ученые, так как «21 век тяготеет к малым формам работы»3. Поэтому педагогам необходимо обратиться к этой болевой точке учебного процесса и найти свои методы, приемы работы, обеспечивающие помощь учащимся при подготовке ЕГЭ.
Систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач современного образования.
- Сущность опыта:
Приведение в систему отдельно существующих способов и приемов работы в соответствие с критериями ЕГЭ на каждом этапе образовательного процесса.
Принципы:
- Целенаправленность процесса образования
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества, как важного фактора формирования творческой личности.
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип подбора материала в соответствие с возрастными особенностями
- Принцип оптимального выбора методов, форм и средств
- Принцип самостоятельности, активности и сознательности образования.
- Результативность, продуктивность
Формирование умений и навыков написания эссе развивает творческие способности школьника, обеспечивает ему широкие возможности для проявления собственной гражданской позиции и социальной активности. Систематическое применение этой формы работы на уроках позволяет справляться с ней на ЕГЭ с более высокими результатами.
- Условия применения
Отдельные элементы и некоторые приемы, используемые автором, безусловно имеются в арсенале каждого учителя уже сегодня. Но опыт может быть полезен в деятельности преподавателей различных предметов, но уже в качестве системы работы.
2: Эссе как элемент в системе ЛСЗТ. Определение, признаки и виды эссе.
Экзаменационное эссе по обществознанию относится к виду объективных эссе. Это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.
3: Структура и критерии эссе.
Основным противоречием и трудностью при написании объективного эссе является противоречие между формой и содержанием: форма дает простор субъективности, незавершенности, а содержание ориентирует на демонстрацию высокого уровня владения понятийным аппаратом, умениями и навыками. Ограниченные временем рамки эссе определяют выбор в пользу четкого построения работы и соответствия принятым критериям.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы эссе) | 20% |
Тезис Два аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Выработка критериев оценивания работ творческого субъективного содержания остается важной проблемой современной теории и практики. С 2003 по 2005 год критериями оценивания выступают:
- Характер использования терминов и понятий
- Выражение собственного мнения
- Аргументация позиции
- Осознание проблемы и самостоятельность ее решения
Оптимальное сочетание формы и содержания в эссе – серьезная проблема, поэтому написание эссе и оценивание его вызывает определенные трудности в рамках любого контроля знаний.
4: Методика формирования умений и навыков написания эссе
Цель: Поэтапное формирование умений и навыков для написания эссе в соответствие с критериями ЕГЭ в процессе учебной деятельности.
Этап | Содержание этапа | Приёмы | Критерии* |
Начальная школа |
|
|
|
Основная школа |
|
|
|
Средняя школа |
|
|
|
* ТЗ – критерий представления собственной точки зрения
П – критерий использования терминов и понятий в контексте ответа, раскрытие проблемы на теоретическом уровне
А – критерий аргументации собственной позиции
Библиография
- Боголюбов, Рутковская. Задания к документам на экзамене по обществознанию // Преподавание истории в школе, №10, 2003. (с. 30-40).
- Брандт М.Ю. Как написать эссе по обществознанию // История и обществознание в школе, №1, 2004 (с.26-38).
- Киприянова. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично» // История и обществознание в школе, №9, 2003 (с.44-46).
- Кишенкова. Что знают выпускники о политической сфере жизни общества // История и обществознание в школе, №1, 2003 (с.23-27).
- Котова, Лискова. Задания-задачи по обществознанию // История и обществознание в школе, №3. 2004 (с.47-55).
- Цитович. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // История и обществознание в школе, №7, 2003 (с.71-75).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Технология подготовки учащихся к написанию эссе
Данную технологию подготовки получила на курсах повышения квалификации в АППО ( доступно и понятно)...
«Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»
laquo;Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, э...
Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания
Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, д...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию...
Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке
Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...