Подготовка учащихся к написанию изложения в формате ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Памятка для учащихся . Написание изложения в формате ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_gia.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА  УЧАЩИХСЯ  К  НАПИСАНИЮ  ИЗЛОЖЕНИЯ  В  ФОРМАТЕ  ГИА-9

ПАМЯТКА

Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

ПЕРВОЕ  ЧТЕНИЕ  ТЕКСТА

  1. Этап определения темы текста

Ответ на вопрос:

  • «О чем текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора);
  • по заглавию текста
  1. Этап определения идеи текста

Ответ на вопросы:

  • «Зачем автор его написал?»
  • «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

  • Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста;
  • отношение автора к событиям, героям;
  • наличие в тексте, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
  1. Этап определения структуры текста

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего»

«Определите микротему каждого абзаца»

Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

  • «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»
  • «Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруйте

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятелных предложений текста, связанных обной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

  • По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

  • При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное).

Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия теста.

  1. Этап моделирования сжатого изложения

Снимите нумерацию абзацев-микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

  • лексические:
  • повтор,
  • однокоренные слова,
  • синонимы;
  • лексико-грамматические:
  • местоимения,
  • наречия,
  • союзы и союзные слова,
  • частицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...

Методическая разработка тематических тестовых заданий для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА.

В данной методической разработке представлены тестовые задания по основным вопросам курса химии 8-9 классов. Их название совпадает с темами частей А, В и С. Данный материал полезен не только для учите...

ОГЭ. Памятка "Приемы сжатия" в помощь учащимся при написании изложения

ОГЭ. Памятка "Приемы сжатия" в помощь учащимся при написании изложения...

Различные пути в подготовке учащихся к написанию писем (в формате ЕГЭ)

В последнее время многие учителя , используя  различную методическую литературу, ищут пути повышения эффективности  обучения учащихся письму.Если обратиться к формату ЕГЭ, то он включа...

Методические рекомендации «Система подготовки учащихся к написанию сочинения (9.3) в формате ОГЭ по русскому языку»

Аннотация: в данной работе содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в формате ОГЭ, представлена система работы по формированию навыков на...


 

Комментарии

Памятка поможет учащимся правильно написать часть С в ГИА по русскому языку.