Формирование орфографической зоркости учащихся.
консультация по русскому языку (5 класс) по теме
Результативная деятельность педагога по формированию орфографической зоркости учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti_.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое описание опыта работы
по теме
«Формирование орфографической зоркости учащихся»
(результативная деятельность педагога по формированию орфографической зоркости учащихся)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
1 кв.категории
МБОУ «СОШ № 13»,
Гайсина Наталия Михайловна.
Русский язык как учебный предмет имеет большое значение в гуманитарной подготовке подрастающего поколения.
Орфографическая грамотность - элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в современной школе. В «Примерных программах по учебным предметам. Русский язык» одним из предметных результатов «освоения выпускниками школы программы по русскому языку является овладение … основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) …».
На современном этапе большую роль в жизни каждого школьника играют компьютерные игры и Интернет, что снижает интерес к чтению, следовательно, падает орфографическая грамотность учащихся. Но введение ГИА и ЕГЭ требует от учителя находить новые и более эффективные методы и приемы, способствующие формированию орфографической зоркости школьников. В тестовых заданиях нет слов с пропусками, а именно этот вид работы по орфографии широко используется в упражнениях учебников. Ребенок, только видя пробел, начинает задумываться над тем, что и как написать. Он часто обращается к работам, которые находит в Интернете, надеясь на то, что они грамотны, скачивает их, не читая. Поэтому ему сложно ориентироваться в тексте или в орфографическом словаре, отыскивая, например, слова с чередующимися гласными в корне слова (одно из заданий теста ГИА по русскому языку). Словарный запас ребенка работает на проверяемые гласные и согласные, память – на непроверяемые. Начитанность и внимательность – это то, что либо есть, либо отсутствует у ребенка с детства. А вот научить знанию и использованию правил орфографии в силах учителя. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.
Таким образом, считаю, что цель учителя-словесника - свести к минимуму количество ошибок, связанных с использованием орфографических правил, изучаемых в школе. Т.е. научить учащихся алгоритму, который поможет сформировать у них навык осознанного восприятия и применения правил орфографии.
Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Орфограмма - написание, для обоснования выбора которого требуется применение орфографического правила. Орфограммы в зависимости от их графического типа находятся либо в морфемах (буквы), либо между морфемами и частично между словами (дефисы, пробелы), либо между слогами (черточка при переносе). Выбор правильных написаний зависит от совокупности фонетико-графических, структурных, морфологических, синтаксических и смысловых условий, которые заложены в самом языке. Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм. Другими словами, орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Овладение орфографическими умениями и навыками опирается на все виды орфографической памяти. Необходимо учитывать все факторы формирования орфографической зоркости: зрение (вижу-читаю), слух (слышу), проговаривание (читаю вслух), действие (пишу), поэтому в учебном процессе им должно быть уделено одинаковое внимание.
Урок русского языка в 5-6 классах – базовый в средней школе: совершенствуется навык грамотного письма, развивается правильная речь, формируется умение осознанного использования самостоятельно полученной информации по предмету. Нужно, чтобы учитель и ученики видели не набор разрозненных правил, а определенные системы. Добиться этого позволяет правильная организация деятельности учащихся на каждом уроке.
На первом этапе организации познавательной деятельности использую наблюдение и анализ.
Например, на доске или в презентации даны слова с пропущенными буквами в корне слова –РАСТ-(-РАЩ-) - - -РОС- . Детям предлагаю выбрать однокоренные слова из написанных ниже (в список помещаю слова не только с данным корнем, но с сочетанием этих букв, например, растаять, растащить). Учащиеся должны найти закономерность написания гласных в корне и его значение.
Сформулировав тему и задачу урока, учащиеся сопоставляют собственные выводы с материалом учебника или других компетентных источников.
Следующий этап – составление опорного конспекта.
Например,
-рАСТ- (-рАЩ-) - -рОС-
рАСТение, вырОС, вырАЩенный
Но: рОСТок, отрАСль, рОСТовщик, РостОВ.
Третий этап – использование орфографического правила, формирование умения найти слово с орфограммой и применить знания.
В своей практике широко использую различные приемы, позволяющие добиться положительного результата, например такие как:
списывание (особенно эффективен прием в классах коррекции, т.к. ребенку легче запомнить «картинку» слова, чем использовать непонятное ему правило);
выборочное списывание (выписать из данного отрывка слова с изученной орфограммой, избегая похожих случаев);
комментированное написание слов и предложений (перед учеником ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим);
словарный диктант на основе загадок (ученики должны записать услышанные с орфограммой слова, разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму). Например, «Буквы Ё-О после шипящих в корне»
Костяная спинка,
ЖЁсткая щЕтинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
( Зубная щЁтка);
работа над ошибками в диктанте (на первом этапе работа проходит коллективно, затем в паре с учеником-консультантом, т.е. учащиеся работают над своими ошибками, а не одноклассников, используя опорные конспекты, учебник, словари и другие, доступные на данный момент, источники);
задания на поиск словосочетаний или предложений, в которых есть слова с данной орфограммой, в художественном тексте (часто использую произведение, изучаемое на уроках литературы);
в качестве домашней работы можно предложить учащимся самим найти 5-6 загадок (слова внутри загадки или ответ на загадку), пословиц или отрывок из сказки со словами на изученное правил. На уроке ребенок учителю или перед классом комментирует свою работу, получая оценку, в дальнейшем его материал может быть использован в качестве карточки для других учеников;
самостоятельное составление карточек для одноклассников (ребенок должен найти нужные слова, оформить их, прокомментировать свой выбор).
Обязательно на каждом уроке стараюсь проводить проверочную работу, чтобы определить уровень усвоения орфограммы, орфографическую работу на повторение и закрепление умений и навыков использования изученных правил.
Такая работа позволяет уменьшить число ошибок. Использование разнообразного по содержанию дидактического материала, опорных схем, таблиц, карточек, помогает развивать интерес к предмету и предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость. Большую помощь в работе оказывают презентации, составленные самой или найденные в Интернете, и тесты (активно использую интерактивные тесты на сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.) – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Таким образом, формируя навык осознанного восприятия правил орфографии при изучении нового материала на уроках русского языка у учащихся 5-6 классов, стараюсь воспитывать грамотного школьника.
Литература:
- Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА с использованием информационных технологий
Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы «в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С. Пушкин...
Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...