Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и программы по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов /авторы    М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др. /– М.: Дрофа, 2010

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_175.doc428.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«Принято»

Руководитель МО      

_____________________ И.В. Комендантова

                                 

Протокол № __ от «__»________________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________ Н.А. Кочура

«__» _____________2013

   «Утверждено»

Директор МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»            

________________   Н.А. Проскурина

Приказ № ___ от «__»_______________2013г.

Рабочая программа

учебного предмета  

«Русский язык», 6  класс

(2 ступень, базовый уровень)

на 2013-2014учебный год

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и программы по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов /авторы    М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др. /– М.: Дрофа, 2010

Составитель: Штро С.П.

учитель русского и литературы

п. Факел Социализма

2013

Пояснительная записка

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 175

               ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  
  • Программа по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др. ) – М.: Дрофа, 2010

                и рассчитано на преподавание по учебнику:

  • Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.: Дрофа, 2006

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системы и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Принцип построения – концентрический.

Специфика предмета: 

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Используемый учебно-методический комплект:

      1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

       2. Программа по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др.) – М.: Дрофа, 2010

       3. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;         под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.: Дрофа, 2006

       4. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации. Дрофа, 2003

Формы организации учебного процесса

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-продолжение текста;

-редактирование;

-конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Требования к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку  учащихся, окончивших 6 класс

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • Раздел «Речь»
  • Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
  • Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
  • Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.
  • Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

• пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Формы и средства контроля

 Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, диктанты, контрольные работы, тестирование.

Учебно-методические средства обучения

1. Учебник. «Русский язык». Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
2. Методические рекомендации. «Русский язык». Под ред. М. М. Разумовской.
3. Поурочные разработки. Н. А. Репина. К учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Литература для учителя

  4. Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.6 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

  5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.,1988

  6.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.,2003.

  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М., 1994.

  8. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

Литература для учащихся

9. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.

10. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.

11.   Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 1995.

12.  Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.

13.   Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.

14.   Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

15.  Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

16. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

Сайты

  1. http://pedsovet. org/
  2. http://likbez.spb.ru.
  3. http://www.philolog.ru
  4. http://learning-russian.gramota.ru

Мультимедийные пособия.

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.  
  • Русский язык 5-11 классы. Справочник школьника
  •  Власова Е.И. Обучение школьников разным видам сочинения.

Таблицы

  1. Морфологический разбор слова как части речи.
  2. Выделение морфологических признаков имен существительных и имен прилагательных путем сравнения.
  3. Синтаксическая роль имени существительного.
  4. Морфологический разбор имени существительного.
  5. Морфологический разбор имени прилагательного.
  6. Морфологические признаки глагола. Спряжение.
  7. Морфологические признаки глагола. Вид, время, переходность/непереходность, возвратность.
  8. Морфологические признаки глагола. Наклонение глагола.
  9. Морфологический разбор глагола.
  10. Морфологические признаки причастия. Действительные причастия.
  11. Морфологические признаки причастия. Страдательные причастия.
  12. Причастный оборот.
  13. Морфологический разбор причастия.
  14. Деепричастие.
  15. Наречие и категория состояния как часть речи.

Тематическое  планирование по русскому языку в 6  классе

Тема, раздел

        Количество        

часов

Диктанты,

контрольные

 работы

Развитие речи

Прогр.

План.

Всего

Сочинения

Изложения

1

О языке

1

1

2

Речь

38

38

3

Грамматика

2

2

1

4

Правописание

15

15

1

5

2

5

Словообразование, правописание и употребление в речи частей речи

40

40

5

12

4

6

Причастие и деепричастие

40

40

5

12

4

2

7

Имя числительное

10

10

1

2

8

Местоимение

19

20

1

6

2

2

9

Повторение

4

5

1

10

Резерв

4

Итого

169

175

14

38

8

8

Тематическое планирование соответствует     Программе по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др.) – М.: Дрофа, 2010. В связи с тем, что исходная программа рассчитана на 170 часов, а планирование составлено на 175 часов, из них 4 часа отведено на резерв, 1 на повторение

Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в планировании в соответствии с программными требованиями для 6 класса:

Контрольные диктанты    

( контрольные работы)

Контрольные изложения

Контрольные сочинения

             6 + 2

4

4

Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

Тематический поурочный план учебного предмета «Русский язык»

Часов в неделю- 5

Учебных недель – 35

№ п/п

Дата

Содержание урока

Виды

 деятельности

обучающихся

Планируемые образовательные   результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения

О языке (1ч.)

1

03.09

Слово – основная единица языка. Роль слова в жизни людей

Создание лингвистического рассказа

Знать: значение русского языка как развивающегося явления

Уметь: работать с высказываниями, их анализом

Ф: урок изучения нового материала

М: обобщающая беседа по изученному материалу;

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (3ч.:2+0+1)

2

04.09

Морфология.

Морфологический разбор

Знать: морфология и синтаксис

Уметь: определять части речи члены предложения

Ф: повторительно-обобщающий урок

М: обобщающая беседа по изученному материалу,

3

05.09

Синтаксис

4

06.09

Р.р. Повторение изученного в 5кл. Стили речи.

Урок развития речи

Знать: виды речи, стили речи. Что такое стилистическая ситуация

Уметь: выразительно читать тексты изученных стилей, совершенствовать умение определять стили речи на основе анализа речевой ситуации

Ф: повторительно-обобщающий урок

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

Правописание (20ч.:14+1+5)

5

07.09

Правописание. Орфография  и пунктуация.

Орфографический разбор

Знать: что такое орфография и пунктуация

Уметь: видеть орфограммы и пунктограммы в изученных правилах

Ф: Урок изучения нового материала

М: выборочная проверка упражнения; взаимопроверка;        

6

10.09

Орфография и пунктуация.

7

11.09

Употребление прописных букв. Буквы Ь и Ъ

Исследование языкового материала

Знать: основные правила употребления прописных букв

Уметь: объяснять их написание в тексте и самостоятельно подбирать примеры

Ф: урок-практикум

М: обобщающая беседа по изученному материалу

8

12.09

Р.р. Типы речи.

Развитие речи

Знать: что такое типы речи

Уметь: выразительно читать и различать: художественный /разговорный, деловой/научный

Ф: Урок-Беседа

М: смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста

9

13.09

Р.р. Текст. Подготовка к сочинению

Развитие речи

Знать: тип речи- описание

Уметь: создавать устные и письменные высказывания художественного стиля

Ф: Урок-Беседа

М: составление плана текста, участие в диалогах различных видов

10

14.09

Р.р. Сочинение по летним впечатлениям на тему "Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)

Развитие речи

Знать: тип речи- описание

Уметь: создавать письменные высказывания художественного стиля

Ф: Комбинированный урок

М: написание сочинений

11

17.09

Орфограммы корня.

Исследование языкового материала

Знать: правила, касающиеся правописания гласных и согласных в корне слова,  правила которыми они регулируются

Уметь: распознать орфограммы, дифференцировать их

Ф: Урок изучения нового материала

М:  выборочная проверка упражнения

12

18.09

13

19.09

14

20.09

Правописание окончаний слов

Исследование языкового материала

Знать: правила правописания окончаний слов, способы определения написания окончаний

Уметь: опознать в тексте окончания различных частей речи

Ф:  урок закрепления знаний, умений и навыков

М: комментирование орфограмм и пунктограмм.

        

15

21.09

16

24.09

17

25.09

Д.  Диктант по теме «Правописание».

Диктант

Уметь: применять изученные правила

Ф: Контроль

М: письмо под диктовку

18

26.09

Анализ диктанта

Работа над ошибками

19

27.09

 Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

практикум

Знать: правила написания НЕ с глаголами, существительными, прилагательными

Уметь: видеть проверяемую орфограмму

Ф: урок закрепления знаний, умений и навыков,

 М: выборочная проверка упражнения, взаимопроверка        

20

28.09

21

01.10

22

02.10

Орфоэпия

Орфоэпическая работа

Знать: основные сведения по орфоэпии

Уметь: орфоэпическая работа

Ф: Урок изучения нового материала

М: обобщающая беседа по изученному материалу, самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

23

03.10

Р.р. Стили речи. Научный стиль.

Развитие речи

Знать: научный стиль

Уметь: выразительное чтение, работа с текстом

Ф: урок-беседа

М: составление учащимися авторского текста  различных стилей

24

04.10

Словообразование, правописание и употребление в речи частей речи (52ч.:35+5+12)

25

05.10

Словообразование частей речи. Словообразование имен существительных.

Анализ словообразовательных цепочек

Знать: способы образования слов (суффиксальный, приставочный, путем сложения)

Уметь: определять способ образования слова

Ф: комбинированный урок

М: выборочная проверка упражнения

26

08.10

27

09.10

28

10.10

Правописание сложных имен существительных.

Практикум

Знать: правила правописания сложных имен существительных

Уметь: уметь определять слитное – дефисное написание слов, а также сложных существительных с первой частью ПОЛ-

Ф: Урок изучения нового материала

М: Словообразовательный разбор

29

11.10

30

12.10

Р.р. Научное рассуждение.

Развитие речи

Знать: научное рассуждение

Уметь: создавать устные и письменные высказывания –рассуждения

Ф: комбинированный урок

М: виды работ, связанные с анализом текста

31

15.10

Словообразование имен прилагательных.

Практикум

Знать: основные способы образования имен прилагательных

Уметь: разбирать прилагательные по составу, видеть словообразующие морфемы

Ф: Урок изучения нового материала

М: словообразовательный разбор

32

16.10

33

17.10

34

18.10

Правописание сложных прилагательных.

Образование сложных прилагательных

Знать: основные случаи правописания сложных имен прилагательных

Уметь: правильно писать

Ф: Урок изучения нового материала

М: обобщающая беседа по изученному материалу, комментирование орфограмм

35

19.10

36

22.10

37

23.10

Р.р. Изложение  с творческим заданием " Хранитель вод " (рассуждение научного     стиля).

Творческая работа

Знать: способы сжатия текста

Уметь: подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые с речевые средства.

Ф.: урок развития речи

М: изложение–рассуждение научного стиля

38

24.10

39

25.10

Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных.

Практикум

Знать: основные случаи правописания суффиксов имен прилагательных с Н и НН

Уметь: различать значение суффиксов –АН. –ЯН, -ИН , -Н, -ЕНН, -ОНН.

Ф: Комбинированный урок

М: Выборочная проверка упражнений, комментирование орфограмм

40

26.10

41

29.10

42

30.10

43

31.10

Д. Контрольный  диктант по теме:

 « Словообразование, правописание и употребление в речи частей речи».

Контрольный диктант

Уметь: применять знания по изученным темам

М: урок контроля

44

01.11

Анализ диктанта. Словообразование глаголов.

Практикум

Уметь: видеть ошибки, исправлять, применяя изученные правила

Ф: Урок-практикум

М: Комментирование орфограмм и пунктограмм

45

12.11

Словообразование глаголов.

Анализ словообразовательных цепочек

Знать: морфологические способы образования глаголов

Уметь: определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, морфемный разбор

Ф: Урок изучения нового материала

М: Словообразовательный разбор

46

13.11

47

14.11

Р.р. Структура логического определения. Рассуждение – объяснение.

Развитие речи

Знать: структуру логического определения. Рассуждение-объяснение.

Уметь:  создавать устные и письменные высказывания –рассуждения-объяснения, различать видовые и родовые  понятия

Ф: Урок-игра, работа в группах

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

48

15.11

Правописание приставок пре -   и   при-.

Словарная работа

Знать: употребление приставок ПРЕ- и ПРИ-

Уметь: применять приставки в иноязычных словах,

Ф: Урок изучения нового материала

М: Комментирование орфограмм, выборочные упражнения

49

16.11

50

19.11

51

20.11

52

21.11

Буквы  ы- и  в корне после приставок.

Практикум

Знать: правило написания Ы и И в корне и после приставок

Уметь: видеть разницу между различным написанием букв, использовать данное правило на письме

Ф: Комбинированный урок

М: Комментирование орфограмм, выборочные упражнения

53

22.11

54

23.11

Р.р. Официально – деловой стиль.

Развитие речи

Знать: официально-деловой стиль

Уметь:  создавать устные и письменные высказывания в этом стиле

Ф: Урок развития речи

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой 

55

26.11

К.р. Контрольная работа по словообразованию.

Контрольная работа

Уметь: применять изученные правила

Ф: Урок контроля

М: Письмо под диктовку

56

27.11

Употребление имен существительных в речи. Существительные – поэтические обращения. Работа над ошибками.

Практикум

Знать: роль имен существительных в тексте

Уметь: использование имен существительных для придания  речи выразительности и красоты

Ф: урок-беседа

М: Виды работ, связанные с анализом текста

57

28.11

58

29.11

59

30.11

Р.р. Текст. Способы развития мысли в тексте или способы связи  предложений. Средства связи.

Развитие речи

Ф: урок-беседа

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

60

03.12

61

04.12

Произношение имен существительных.

Орфоэпическая работа

Знать: орфоэпические нормы, связанные с именами существительными

Уметь: Орфоэпическая работа с текстом

Ф: закрепления знаний, умений и навыков

М: обобщающая беседа по изученному материалу

62

05.12

Д. Диктант. «Словообразование»

Диктант

Уметь: применять правила  правописания приставок, окончаний глаголов, имен существительных

Ф: Урок контроля

М: Письмо под диктовку, Различные виды разбора

63

06.12

Анализ диктанта.

Употребление имен прилагательных в речи.

Работа над ошибками

Уметь: видеть ошибки, применять изученные правила для объяснения ошибок

Знать: роль прилагательных  в достижении таких качеств хорошей речи, как точность и выразительность

Ф: Комбинированный урок

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой 

64

07.12

Употребление имен прилагательных  в речи.

Практикум

65

10.12

Р.р. Употребление параллельной  связи предложений в тексте.

Развитие речи

Знать: что такое параллельная связь

Уметь: употреблять параллельную связь предложений в тексте

Ф: Комбинированный урок

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой 

66

11.12

67

12.12

Употребление имен прилагательных в речи.

Орфоэпическая работа

Знать: роль прилагательных  в достижении таких качеств хорошей речи, как точность и выразительность

Уметь: видеть имена прилагательные в тексте, правильно произносить прилагательные в краткой форме и форме сравнительной степени

Ф: Комбинированный урок

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой 

68

13.12

Произношение  имен прилагательных

69

14.12

 Проверочная работа по орфоэпии

Контрольная работа

Уметь: применять изученные правила

Урок контроля

70

17.12

Работа  над ошибками. Употребление глаголов в речи.

Работа над ошибками

Практикум

Знать: о правильном и точном употреблении глаголов в речи, роль глаголов при использовании их во фразеологизмах

Уметь: использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности действия, использование глаголов в прямом и переносном значении

Ф: Комбинированный урок

М: Обобщающая беседа по изученному материалу

71

18.12

Р.р. Подготовка к написанию контрольного  изложения  "Тоска по Москве". (Упр. 635 с. 289-290)

Контрольное изложение

Знать: способы сжатия текста

Уметь: подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

Ф: Урок развития речи

72

19.12

Р.р. Написание контрольного  изложения  "Тоска по Москве". (Упр. 635 с. 289-290)

73

20.12

Употребление глаголов в речи.

Практикум

Знать: о правильном и точном употреблении глаголов в речи, роль глаголов при использовании их во фразеологизмах

Уметь: использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности действия, использование глаголов в прямом и переносном значении

Ф: Комбинированный урок

М: Обобщающая беседа по изученному материалу

74

21.12

Д. Диктант с заданием по лексике.

Диктант

Ф: Урок контроля

75

24.12

Анализ диктанта.

Работа над ошибками

Уметь: видеть ошибки, применять соответствующие правила

Ф: Урок - практикум

М: Комментирование орфограмм и пунктограмм

76

25

Р.р. Повествование художественного  и разговорного стилей

Развитие речи

Знать: что такое художественный и разговорный стиль

Уметь работать с текстом

Ф: комбинированный урок

М: Виды работ, связанные с анализом текста

Морфология. Орфография

Причастие и деепричастие (52 ч.:35+5+12)

77

26.12

Морфология. Что такое причастие. Склонение причастий

Анализ высказываний

Знать: что такое причастие, его основные признаки и суффиксы

Уметь: определять исходный глагол, от которого образовано причастие, видеть семантическую, словообразовательную и грамматическую разницу между причастиями, прилагательными и глаголами

Ф: Урок изучения нового материала

М: Обобщающая беседа по изученному материалу

78

27.12

79

11.01

80

14.01

81

15.01

Р.р. Повествование художественного и разговорного стилей.

Развитие речи

Знать: художественный и разговорный стили

Уметь: работать с текстом

Ф: комбинированный урок

М: Виды работ, связанные с анализом текста

82

16.01

Причастный оборот.

Перестройка предложений

Знать: причастный оборот

Уметь: находить его в тексте, выделять его запятыми в соответствии с правилами, разграничивать определяемое и зависимое слово

Ф: Урок изучения нового материала

М: выборочное выполнение упражнений

83

17.01

84

18.01

85

21.01

86

22.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Работа с текстом

Знать: действительные и страдательные причастия, их образование

Уметь: правильно применять правила

Ф: Урок изучения нового материала

М: Обобщающая беседа по изученному материалу

87

23.01

88

24.01

89

25.01

Р.р. Рассказ как один из жанров художественного повествования.

Развитие речи

Знать: рассказ как жанр художественного повествования

Уметь: работать с текстом

Ф: комбинированный урок

М: Виды работ, связанные с анализом текста

90

28.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Синтаксическая  роль  полных и кратких причастий.

Комплексный анализ текста

Словарная работа

Знать: действительные и страдательные причастия, , их образование

Уметь: правильно применять правила

Ф: Урок изучения нового материала

М: Обобщающая беседа по изученному материалу

91

29.01

92

30.01

93

31.01

Р.р. Подготовка к написанию изложения  "Как спасти крысу" (по рассказу  Б.Васильева).

Развитие речи

Знать: способы сжатия текста

Уметь: подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

Ф: комбинированный урок

М: Виды работ, связанные с анализом текста

94

01.02

Р.р. Написание изложения "Как спасти крысу" (по рассказу  Б.Васильева).

95

04.02

Морфологический разбор причастий (закрепление).

Конструирование предложений, морфологический разбор

Знать: действительные и страдательные причастия, , их образование

Уметь: правильно применять правила

Ф: урок-практикум

М: Морфологический разбор

96

05.02

К.р. Контрольный диктант с заданием  по морфологии.

Контрольный диктант

Ф: Урок контроля

97

06.02

Работа над ошибками. Буквы  н – нн в причастиях.

Работа над ошибками

Ф: урок-практикум

М: комментирование орфограмм

98

07.02

Буквы н – нн  в причастиях.

Анализ языкового материала

Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях

Ф: комбинированный урок

М: комментирование орфограмм

99

08.02

100

11.02

101

12.02

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Практикум

Знать: когда причастие пишется с НЕ слитно, а когда раздельно

Уметь: правильно писать НЕ с причастиями

Ф: Урок изучения нового материала

М: Выполнение выборочных упражнений

102

13.02

103

14.02

104

15.02

К.Д. Контрольный диктант по теме «Причастие»

Контрольный диктант

Ф: Урок контроля

105

18.02

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Уметь:  видеть ошибки и, применяя правила давать им объяснения

Ф: Урок -практикум

106

19.02

Что такое деепричастие.

Анализ высказываний

Знать: что такое деепричастие, его основные признаки, суффиксы

Уметь: опознавать деепричастие в тексте, отличать причастие от деепричастия

Ф: Урок изучения нового материала

 М: обобщающая беседа по изученному материалу

107

20.02

Деепричастный оборот.

Перестройка предложений

Знать: деепричастный оборот, его основные признаки, суффиксы

Уметь опознавать деепричастие в тексте, различать от причастия

Ф: Урок изучения нового материала

 М: обобщающая беседа по изученному материалу

108

21.02

Р.р. Повествование делового и научного стилей.

Работа с текстом

Знать: повествование делового и научного стилей

Уметь проводить анализ текстов в жанре рассказа

Ф: Урок - беседа

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

109

22.02

110

25.02

Правописание не с деепричастиями.

Конструирование предложений

Знать: правописание НЕ с деепричастием, общность правил правописания НЕ с глаголами, с деепричастиями

Уметь: правильно писать НЕ с деепричастиями

Ф: Урок изучения нового материала

 М: обобщающая беседа по изученному материалу

111

26.02

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Знать: образование деепричастий

Уметь: образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида

Ф: Урок изучения нового материала

 М: обобщающая беседа по изученному материалу

112

27.02

113

28.02

114

01.03

Д. Диктант по теме «Деепричастие».

Диктант

Уметь: применять изученные правила

Ф: Урок контроля

115

04.03

Работа над ошибками. Употребление причастий и деепричастий в речи.

Работа над ошибками

Уметь:  видеть и объяснять ошибки, применяя изученные правила

Ф: урок-практикум

116

05.03

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению "Однажды …" (рассказ художественного  повествования).

Контрольное сочинение

Знать: что такое художественное повествование

Уметь: создавать устные и письменные высказывания художественного стиля, раскрывая в них свое отношение  к предмету речи.

Ф: Урок развития речи

М: Написание сочинений

117

06.03

Р.р. Написание контрольного сочинения "Однажды …" (рассказ художественного  повествования).

118

07.03

Употребление причастий и деепричастий в речи.

Практикум

Знать: употребление причастий и деепричастий в речи

Уметь: отличать их друг от друга

Ф: Урок - беседа

М: Обобщающая беседа по изученному материалу

119

11.03

Произношение глаголов, причастий и деепричастий.

Орфоэпическая работа

Знать: особенности произношения глаголов, причастий и деепричастий

Ф: Комбинированный урок

М: самоконтроль (по словарям, справочным пособиям

120

12.03

К.р. Контрольная работа  по орфоэпии.

Контрольная работа

Уметь: применять изученное

Ф: Урок контроля

121

13.03

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Уметь: видеть свои ошибки, объяснять, применяя правила

Ф: Урок - практикум

122

14.03

Р.р. Описание места.

Развитие речи

Ф: Урок - беседа

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

123

15.03

Правописание причастий и деепричастий (закрепление)

Знать: правописание причастий и деепричастий

Ф: урок закрепления знаний, умений и навыков

124

18.03

К.р. Контрольный диктант с заданием по морфологии.

Контрольный диктант

Уметь применять правила по морфологии

Ф: Урок контроля

125

19.03

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками

126

20.03

Р.р. Описание места.

Развитие речи

Уметь: создавать  сочинения-описания

Ф: Урок развития речи

М: Написание сочинений

127

21.03

Р.р. Подготовка к сочинению  (описание места и описание предмета)

Сочинение

128

22.03

Р.р. Написание сочинения (описание места и описание предмета)

Имя числительное (12ч.:9+1+2)

129

01.04

Что обозначает имя числительное. Простые, сложные и составные числительные, их правописание.

Анализ языкового материала

Словарная работа

Практикум

Знать: что такое числительное, разряд, разница в строении числительного, правописание групп числительных,

Уметь: разграничить понятие числа и числительного как часть речи, определять разряд числительного, склонять количественные числительные, изменять порядковые числительные

Ф: Урок изучения нового материала

М: Выполнение упражнений

130

02.04

Количественные  числительные, их разряды, склонения, правописание.

131

03.04

132

04.04

133

05.04

134

08.04

Изменение порядковых числительных.

135

09.04

136

10.04

137

11.04

Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных. Повторение.

Орфоэпическая работа

Знать: спектр употребления числительных в речи

Уметь: работать с текстами, содержащими числительные, самостоятельно составлять подобные тексты

Ф: Урок изучения нового материала

М: Выполнение упражнений, взаимопроверка

138

12.04

К.р. Контрольный диктант с заданиями   по морфологии и орфоэпии (имя числит.)

Контрольный диктант

Ф: Урок контроля

139

15.04

Р.р. Описание состояния окружающей среды.

Развитие речи

Ф: Урок - беседа

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

140

16.04

Р.р. Описание состояния окружающей среды.

Местоимение (26ч.:19+1+6)

141

17.04

Какие слова называются местоимением. Разряды местоимений по значению.

Анализ языкового материала

Орфоэпическая работа

Знать: что такое местоимение. Разряды местоимений, личные местоимения

Ф: Урок изучения нового материала

М: Выполнение упражнений, взаимопроверка

142

18.04

Личные местоимения.

143

19.04

Р.р.  Подготовка к контрольному изложению

 " Речкино имя".

Контрольное изложение

Знать: способы сжатия текста

Уметь: подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

Ф: Урок - беседа

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

144

22.04

Р.р.  Написание контрольного изложения

 " Речкино имя".

145

23.04

Возвратное местоимение себя.

Конструирование предложений

Исследование текста

Знать: разряды местоимений, местоимения:  личные, притяжательные, себя, указательные, определительные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные,

Уметь: определять признаки местоимений

Ф: Урок изучения нового материала

М: Выполнение упражнений, взаимопроверка

146

24.04

Притяжательное местоимение.

147

25.04

148

26.04

Указательные местоимения.

149

29.04

Определительные местоимения.

150

30.04

151

02.05

Вопросительно – относительные  местоимения.

152

03.05

153

06.05

Отрицательные местоимения.

154

07.05

155

08.05

156

10.05

Неопределенные местоимения.

157

13.05

158

     14.05

Р.р.  Соединения различных типов описания.

Развитие речи

Ф: Урок - беседа

М: виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

159

15.05

Неопределенные местоимения

Ф: Урок изучения нового материала

160

16.05

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по картине  И.И.Левитана "Лесной берег"

Контрольное сочинение

Знать: что такое описание

Уметь: создавать устные и письменные высказывания художественного стиля, раскрывая в них свое отношение  к картине.

Ф: Урок развития речи

М: Написание сочинений

161

17.05

Р.р. Написание контрольного сочинения  по картине  И.И.Левитана "Лесной берег"

162

20.05

Употребление местоимений в речи.

Орфоэпическая работа

Знать: все о теме местоимение

Уметь: использовать местоимения в литературных текстах

Ф: Урок изучения нового материала

М: Выполнение упражнений, взаимопроверка

163

21.05

Р.р. Анализ сочинения.

Развитие речи

164

22.05

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

Практикум

Знать: все о теме местоимение

Уметь: использовать местоимения в литературных текстах

Ф: Урок закрепления знаний, умений и навыков

М: Выполнение упражнений, взаимопроверка

165

23.05

Д. Диктант по теме «Местоимение»

Диктант

Ф: Урок контроля

166

24.05

Анализ диктанта.

Работа над ошибками

М: комментирование орфограмм

Повторение(5ч.:4+1+0)

167

27.05

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Анализ текста

Знать: все изученное в 6 классе

Ф: урок закрепления знаний, умений и навыков

М: Различные виды разбора

168

28.05

169

29.05

170

30.05

Итоговый контрольный диктант

171

31.05

Анализ итогового диктанта

172

Резерв

173

174

175

Всего уроков:175

Диктантов и контрольных работ: 14

Изложений: 8

Сочинений: 8

Уроков развития речи: 38

№ п/п

Дата

Контрольные работы

Тема работы

Название

10

14.09

Сочинение

Сочинение по летним впечатлениям на тему "Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)

17

25.09

Диктант

Тема: «Правописание»

Без названия

37

38

23.10

24.10

Изложение

«Хранитель вод»

43

31.10

Диктант

« Словообразование, правописание и употребление в речи частей речи».

«Птица Феникс»

55

26.11

Контрольная работа

Контрольная работа по словообразованию.

62

05.12

Диктант

По теме «Словообразование»

Без названия

69

14.12

Проверочная работа

По теме «Орфоэпия»

72

19.12

Изложение

«Тоска по Москве»

74

21.12

Диктант

Диктант с заданием по лексике

94

01.02

Изложение

«Как спасли крысу»

96

05.02

Диктант

Диктант с заданием  по морфологии

Без названия

104

15.02

Диктант

«Причастие»

«Весна»

114

01.03

Диктант

Деепричастие»

«Новгород»

117

06.03

Сочинение

"Однажды …" (рассказ художественного  повествования).

120

13.03

Контрольная работа  

 орфоэпия.

124

18.03

Диктант

С заданием по морфологии

128

22.03

Сочинение

Сочинение – описание места

138

12.04

Диктант

«Числительное»

Вулкан Фудзияма

144

22.04

Изложение

«Речкино имя»

161

17.05

Сочинение

сочинение по картине  И.И.Левитана "Лесной берег"

165

23.05

Диктант

Диктант по теме «Местоимение»

Без названия

170

30.05

Диктант

Итоговый диктант

Пришла весна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 10 класса основного общего образования на 2022-23 учебный год

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпро...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, составленная в соответствии с  обновленными ФГОС....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...