Сценарий урока
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Поперекова Екатерина Ивановна

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме "Морфологический разбор глагола".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar386.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новохайская СОШ №14

Сценарий открытого урока русского языка в 6 классе

Учитель: Поперекова Екатерина Ивановна

Дата проведения: 05.03.2014г.

Тема урока: «Морфологический разбор глагола»

Цели урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о глаголе, формирования умений выполнять морфологический разбор глагола.

Ход урока:

Орг. момент:

Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Кондрашова.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

1.О какой части речи говорится здесь?

2. Почему?

Вступительное слово учителя:

« Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!» Алексей Югов.Слайд

Как вы понимаете эти слова?

Послушайте сказку:

Жил-был Глагол. Он не очень любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно.

Сегодня мы с вами вспомним все морфологические признаки глагола и упорядочим их.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Морфологический разбор глагола.Слайд

Объяснение нового материала:

Давайте вспомним, что такое глагол?

Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Слайд

Запишем предложение.

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Начнем составление плана морфологического разбора (один ученик у доски, пункты на слайдах). На слайдах по одному признаку открывается

  1.  Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.

Сравните глаголы: просится и проситься.

  1. Начальная форма (неопределенная форма) ЗАПИШИТЕ НФ ГЛАГОЛА

Весна (что делает?) просится. Н.ф. – проситься.

Чем постоянные признаки отличаются от непостоянных? (пост. не меняются)

КАК определить вид глагола? Какие глаголы называются переходными? Как определить спряжение глагола?

  1. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.

Пост. – несов.вид, неперех., II спр.;

  1. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

непост. – в изъявит. накл., в наст. врем., в ед.ч., в 3-м л.

Сделайте вывод о синтаксической роли глагола.

  1. Синтаксическая роль

Весна (что делает?) просится

Физминутка

Закрепление изученного:

Запись предложений под диктовку, морфологический разбор глаголов (на выбор учителя). Один учащийся у доски. Проверяем.

Тает мокрый снег.

I. Тает – глагол.

Снег (что делает?) тает.

Н.ф. – таять.

II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;

непост. -  в изъявит.  накл., в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.

III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).

 

Перепиши этот текст.

I. Перепиши – глагол.

(Что сделай?) перепиши.

Н.ф. – переписать.

II. Пост. – сов.в., перех., I спр.;

непост. -  в повелит.  накл., в ед.ч., в 2-м лице.

III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).

 

Я хотел бы стать космонавтом.

I. Хотел (бы) – глагол.

Я (что делал?) хотел (бы).

Н.ф. – хотеть.

II. Пост. – несов.в., перех., разноспрягаемый;

непост. -  в услов.  накл., в ед.ч., в муж. роде.

III. Я (что делал?) хотел бы стать (сказуемое).

Подведение итогов:

 Если утверждение верно, то поднимаем руку.

Согласны ли вы с утверждениями?

  1. Глагол - самостоятельная часть речи, которая в предложении обычно является сказуемым.ДА
  2. Глаголы в Н.ф. отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»ДА
  3. Глаголы изменяются по падежам.НЕТ
  4. Все глаголы изменяются по родам, числам и лицам.НЕТ
  5. Вид, переходность, спряжение – постоянные признаки глагола.ДА

Вопросы по карточкам:

-Найдите глаголы в прош. Вр.

-Найдите перех. Гл.

-Найдите гл. в н.ф.

-Найдите гл. сов.в.

Вывод. Чему сегодня на уроке научились?

Дом. задание: карточки. Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....


 

Комментарии

Наземкина Екатерина Александровна

Екатерина Ивановна, Ваша работа не соответствует тематике конкурса.