рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. М., «Дрофа», 2009
Учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Дрофа», 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lit-ra_6.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе в 6 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № от
«__» 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. М., «Дрофа», 2009
Учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Дрофа», 2007
Дополнительная литература:
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. М., «Дрофа»
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. М., «Вако», 2009 г.
- Волков С.В. Я иду на урок литературы. М., «Первое сентября»,2001
- Коршунова И.И. Литература 5-8 классы. Тесты. М., «Дрофа», 2002
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по литературе составлена для 6 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор Т.Ф.Курдюмова. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2007 ; учебного плана МОУ «Надеждинская СОШ им.В.Р.Платонова» на 2010-2011 уч.год
Региональный базисный учебный план предлагает планирование этого курса (из расчета 2 урока в неделю) 70 часов, один урок (35 час.) дан из школьного компонента. Данной программой курс 6 класса рассчитан на 105 часов.
В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к к изображаемому в произведении.
Проблемный анализ содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому и философскому опыту человечества.
В курсе литературы 6 класса представлены все три рода: эпический, лирический и частично драматический.
Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о сверстниках, их духовной жизни, нравственном выборе в непростой жизненной ситуации.
Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков» и стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся 6 класса
должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений:
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
№ | Кол-во час. | Тема урока | Тип урока | Цель урока | Оборудование | Хар-ка деят-ти уч-ся или виды уч-ой деят-ти | Виды контроля | Домашнее задание | Дата по плану | Дата факт. |
1 | 1 | Герой в мире художественного слова | Усвоение новых знаний,умений и навыков | кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год | учебник-хрестоматия Курдюмовой, читательские дневники, подготовленные по итогам летнего чтения, рисунки | беседа, викторина, | Защита читательских дневников | Вопросы на стр.4 учебника-хрестоматии | ||
1 | История человечества в произведениях литературы | Урок учета ЗУН | проверить знания учеников по теме урока; вызвать интерес к художественным произведениям на историческую тематику | выставка книг, изученных в 5 классе и изучаемых в 6 классе, где нашла отражение история человечества | викторина, беседа по прочитанным произведениям, составление словарика | Пересказ (подробный) | Составить кроссворд с именами героев-сверстников | |||
| 1 | Былины – богатырский эпос русского народа | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков | актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин | различные издания былин, карта Киевской Руси, словари | игра-конкурс, рассказ учителя, беседа, словарная работа | Выразительное чтение,развернутый ответ на 5 вопрос с.13 | Ответить на вопросы 3 уровня | ||
| 1 | в/чтение Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | Комбинированный урок | расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины | иллюстрации к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» тестовый раздаточный материал; таблица «Былина и сказка» | чтение по ролям, пересказ, словарная работа, работа с таблицей, рассказ учителя, элементы анализа текста | Сжатый пересказ, тест | Подготовить отрывки былины на выразительное чтение | ||
| 1 | А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка» Островского | Урок усвоения новых знаний | познакомить учеников с творчеством Островского как создателя русского национального театра, заинтересовать учащихся «весенней сказкой» о любви | портрет Островского | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам | Выразительное чтение, анализ эпизода | Прочитать действие 2,3 | ||
| 2 | Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы | Комбинированный урок | развивать навыки анализа драматического произведения | музыкальный фрагмент (песня Леля) | чтение по ролям, анализ сцен, беседа по вопросам | Выразитеоьное чтение, составление плана | Характеристика Снегурочки (по плану) | ||
| 1 | р/речи Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…» | Урок развития речи | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | -------------- | обсуждение плана сочинения, работа с черновиком | Черновые записи | |||
| 1 | р/речи Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…» | Урок развития речи | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | ----------------- | написание сочинения | сочинение | Прочитать статью о Жуковском в учебнике | ||
| 9 1 | В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок» | Урок усвоения новых знаний | познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста | портрет Жуковского, иллюстрации к балладе «Кубок» | рассказ учителя, составление плана, комментированное чтение, анализ текста, рассказ по картине | Комментированное чтение, анализ эпизода | Прочитать балладу Жуковского «Роланд-оруженосец» | ||
| 1 | Идеальный образ героя в балладе «Роланд-оруженосец» | Комбинированный урок | показать связь героя и сюжета, обратить внимание на решение проблемы «отцов и детей», показать связь баллады с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста | иллюстрации к балладе «Роланд-оруженосец» | чтение по ролям, беседа по вопросам, анализ текста, работа со словарем | Выразительное чтение | Подготовить тестовые вопросы по балладам «Лесной царь», «Светлана» | ||
| 2 | в/чтение Баллады Жуковского «Лесной царь», «Светлана» | Комбинированный урок | совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения, привлечь внимание к творчеству Жуковского | распечатки тестов, иллюстрации к балладам, музыкальный фрагмент | выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, | Тест, характеристика героев | Составить кроссворд по творчеству Жуковского | ||
| 1 | Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века | Урок усвоения новых знаний | дать обзор произведений о детстве и отрочестве писателей 19 века | выставка книг, репродукции, воспроизводящие быт 19 века | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам | Выразительное чтение, вопросы 1,2 с.62 | Подготовить на пересказ статью об Аксакове | ||
| 2 | Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | Урок усвоения новых знаний | познакомить с повестью Аксакова, привлечь к ней интерес | издания книг Аксакова | рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам | Комментированное чтение, тест | Прочитать главы об учении детей | ||
| 1 | в/чтение Главы из повести Аксакова, посвященные учению детей | Комбинированный урок | привлечь интерес к повести Аксакова, показать, как происходило обучение детей в 19 веке | репродукции, рассказывающие об учении детей | рассказ учителя, пересказ учащихся, беседа по вопросам | Выборочный пересказ, характеристика героя | Задание 7,9 на стр.125 учебника-хрестоматии | ||
2 | Чтение и обсуждение очерка Аксакова «Буран» | Комбинированный урок | показать мастерство Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, показать роль пейзажа в литературном произведении | отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина (описание бурана) | выразительное и комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам | Анализ эпизодов, выразительное чтение | Прочитать статью «Пейзаж» | |||
18 | 1 | Басни А.И.Крылова. «Два мальчика» | Комбинированный урок | расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст | портрет Крылова, детские рисунки к басням | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, чтение по ролям | Выразительное чтение по ролям, характеристика героев | Зад.3 на стр.128, выразительное чтение басни | ||
19. | 1 | Басня Крылова «Волк и ягненок» | Комбинированный урок | расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст | иллюстрации к басне «Волк и ягненок» | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, инсценирование | Выразительное чтение, инсценирование | Прочитать любые 5-6 басен | ||
20. | 1 | в/чтение Варианты одной басни. Викторина по творчеству Крылова | Урок учета ЗУН | развивать навыки выразительного чтения, учить сопоставлению текстов, развивать представления об особенностях жанра басни | распечатка текстов басен «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова | выразительное чтение, сопоставительный анализ теста, литературная викторина | инсценирование | Инд.сообщение об Одоевском | ||
21-22 | 2 | В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине | Урок усвоения новых знаний | познакомить учеников с творчеством Одоевского, дать понятие о жанре дневника, проследить изменения, происходящие с героиней, заинтересовать учеников созданием собственных дневников. | портрет Одоевского, издания его книг | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам | Развернутый ответ на 2 вопрос с.80 | Прочитать статью «Портрет», ответить на вопросы 1-7 на стр.145 | ||
23-24 | 2 | р/речи Подготовка к творческой работе по созданию дневника | Урок развития речи | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (форма дневника), высказывать собственное мнение | отрывки из «Дневника фокса Микки» Саши Черного | объяснение учителя, творческая работа, обсуждение работ | Написать несколько страничек из собственного дневника | |||
25-27 | 3 | А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта | Урок усвоения новых знаний, умений | познакомить учеников с отроческими годами жизни Пушкина, с его первыми поэтическими опытами, показать, как жизненные явления, события отражаются в стихотворениях поэта, развивать навыки анализа стихотворного текста | репродукции портретов юного Пушкина, его друзей, сестры | рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, творческие задания | Ответы нв вопросы1-3 с.104 | Выучить наизусть послание «К Пущину» | ||
28 | 1 | р/речи Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина «К Пущину» | Урок развития речи | рассказать об одном из «адресатов» дружеских посланий, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности | репродукция картины встречи Пушкина с Пущиным в Михайловском | рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, обсуждение | Выразительное чтение | Подобрать примеры эпиграмм | ||
29-30 | 2 | М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков | расширить представления учеников о личности поэта, познакомить с его ранней лирикой | портрет Лермонтова, репродукции его картин | рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ стихотворений | Комментированное чтение,выразительное чтение | Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова | ||
31-32 | 2 | М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы» | Комбинированный урок | познакомить учеников с юношеским сочинением Лермонтова, показать, как в сочинении передается лирическое чувство автора | репродукции, отражающие панораму старой и новой Москвы | рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста | Анализ текста, составление краткого плана | Составить краткий план «Панорамы Москвы» | ||
33-34 | 2 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа | Комбинированный урок | познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, увлечь рассказом «Бежин Луг», развивать навыки характеристики литературных героев | портрет Тургенева, издание «Записок охотника» | рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, составление плана | Выразительное и комментированное чтение, анализ эпизода | Ответ по плану характеристики героя | ||
35-36 | 2 | Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика | Урок развития речи | развивать навыки выразительного чтения, анализа текста | иллюстрации к «Бежину лугу» | пересказ, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам | Характеристика героев | Найти картины природы, определить худ.-изобр. средства | ||
37 | 1 | р/речи Пейзаж в рассказе «Бежин луг» | Урок развития речи | показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа | картина Сурикова «В ночном» и другие иллюстрации, словарь литературоведческих терминов | работа со словарем, анализ текста, выразительное чтение | Анализ текста | Выучить наизусть отрывок – пейзажную зарисовку | ||
38-39 | 2 | Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Некрасова | комбинированный | познакомить учеников с творчеством Некрасова-поэта, показать разнообразие детских образов в его поэзии | портрет Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Крестьянские дети», портрет Ломоносова | рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам | Выразительное чтение, пересказ статьи о Некрасове | Вспомнить биографию Ломоносова, сравнить со стихотворением «Школьник» | ||
40-42 | 3 | Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество» | Урок-презентация | расширить представление об автобиографической трилогии, дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести с впечатлениями учеников, расширить понятие об автобиографическом произведении | портрет Толстого, фотографии с изображением Ясной Поляны и интерьеров дома Толстого | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа | Выборочный пересказ, характеристика героя | Ответить на вопросы 1-5 на стр.227 | ||
43 | 1 | Пейзаж в повести Толстого «Отрочество» | Комбинированный урок | показать мастерство Толстого в описании пейзажа, развивать навыки анализа текста, подготовиться к творческой работе | иллюстрации на тему «Гроза» | беседа по вопросам, устное описание, составление плана, анализ текста | Анализ эпизода, составление плана | План-описание «Гроза», прочитать оставшиеся главы | ||
44 | 1 | Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева | Комбинированный урок | пробудить интерес к внутренней жизни человека, к «диалектике души», найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками | иллюстрации к произведению | выразительное чтение, беседа по вопросам, работа со словарем | Характеристика героя, ответы на вопросы стр.194 | Прочитать статью о Достоевском, стр. 194-195 | ||
45-48 | 4 | Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы» | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков | познакомить учеников с жизнью и творчеством Достоевского | портрет Достоевского | рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам | Выборочный пересказ | Вопросы на стр.203 (устно) | ||
49 | 1 | Образы мальчиков в романе Достоевского | Комбинированный урок | пробудить интерес к внутренней жизни человека, найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками | ----------------------- | комментированное чтение, беседа по вопросам | Комментированное чтение, сравнительная характеристика героев | Важность человечности и дружбы (письменный ответ) | ||
50-51 | 2 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. «Хамелеон» | Урок усвоения новых знаний, умений,навыков | расширить знания учеников о творчестве Чехова, закреплять навыки анализа текста | портрет Чехова, иллюстрации к «Хамелеону» | рассказ учителя, выразительное чтение, инсценирование | Сжатый пересказ, характеристика героев, | Ответить на вопрос «Кто хамелеон в рассказе?» | ||
52 | 1 | Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» | комбинированный | продолжить развитие навыков анализа текста | иллюстрации к рассказу | инсценирование, обсуждение рассказа | Характеристика героев, выразит.чт. | Инсценирование рассказа | ||
53 | 1 | в\чтение.Рассказы Чехова | комбинированный | Расширить знания уч-ся о творчестве Чехова | Инсценирование, обсуждение рассказов | |||||
54-55 | 2 | Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы» | комбинированный | познакомить учеников с жизнью и творчеством Гарина-Михайловского, начать знакомство с его романом «Детство Темы» | различные издания книги, портрет писателя | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | Подробный пересказ, анализ эпизодов | Прочитать самостоятельно 2-3 главы из книги | ||
56 | 1 | Герой-подросток на страницах приключенческой литературы Книги Марка Твена. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков | показать значение приключенческой литературы, заинтересовать чтением лучших образцов приключенческой литературы, знакомство с биографией М.Твена | издания романов М.Твена | рассказ учителя, пересказ эпизодов, викторина | Индивидуальное сообщение – биография М.Твена | |||
57-59 | 3 | Сюжет романа «Приключения Геккельбери Финна» | комбинированный | обозначить сюжетную линию романа, показать сочувственное отношение автора к своим героям, работа над эпизодами | пересказ, анализ текста, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение | Анализ отдельных эпизодов, выразительное чтение | Приготовить эпизод для исполнения в лицах | |||
60 | 1 | р/речи Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна» | Урок развития речи, учета ЗУН | определить, в чем заключается обаяние героев Марка Твена, сопоставить романы, определить сходство и различие | --------------- | рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение по ролям | Ответить на вопросы 1-3 стр.35, 1-2, 4 стр.36 | Прочитать статью о Ж.Верне, составить план | ||
61 | 1 | Жюль Верн. Жизнь и творчество | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков | Познакомить учащихся с творчеством Ж.Верна, показать особенности романа «Таинственный остров» как «робинзонады» | эпиграф «Море, музыка, свобода – вот все, что я люблю» | рассказ учителя, беседа по вопросам | Пересказ статьи по плану | Прочитать главу 8 романа «Таинственный остров | ||
62-63 | 2 | Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями | комбинированный | Показать роль дружбы в романе; акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека | Книги Жюля Верна, Географическая карта мира | Работа со словарем, пересказ текста, беседа по вопросам | Ответы на вопросы | Стр.65, вопросы 1-5 | ||
64 | 1 | Урок - литературная викторина по творчеству Жюля Верна | Урок учета ЗУН | Проверить знания учеников, укрепить интерес к чтению приключенческой литературы | Книги Жюля Верна, иллюстрации к ним, кинофрагмент «Дети капитана Гранта» | Литературная викторина | Найти дополнительные сведения об Оскаре Уайльде | |||
65 | 1 | Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение» | комбинированный | Показать особенности смешного в рассказе, расширить представления учеников об иронии и пародии | Портрет писателя, словарь литературоведческих терминов | Рассказ учителя, беседа по вопросам, чтение с остановками | Выразительное чтение, беседа по вопросам 1уровня сложности | Прочитать две главы | ||
66 | 1 | Герои в рассказе «Кентервильское привидение» | комбинированный | Показать особенности юмористической характеристики героев, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста | Просмотр видеофрагмента, комментированное чтение | Беседа по вопросам 2 уровня сложности | Вопросы 1-5 стр.111 | |||
67 | 1 | Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» | комбмнированный | Выявить особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» | Словарь литературоведческих терминов | Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа | Пересказ эпизодов, выраз.чт.5 главы | Вопросы 1-5 третьей группы сложности | ||
68 | 1 | Герой среди героев | Урок развития речи | Показать взаимосвязь героев литературного произведения, представить героев произведения в виде системы | План рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» | Повторение пройденного, характеристика литературных героев | Редактирование черновиков | |||
69 | 1 | р/речи Отзыв о литературном произведении | Урок развития речи | Развитие речи учащихся, обучение написанию отзыва о литературном произведении | План отзыва | обсуждение, беседа, написание работы | отзыв | Подготовиться к беседе о литературе 20 века | ||
70 | 1 | Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни | комбинированный | Активизировать читательский интерес учеников, проверить их знания, определить круг увлечений | Книги для детей, не входящие в школьную программу | Анкетирование и его обобщение, обсуждение, беседа | Рассказ о любимой книге (устно) | |||
71 | 1 | М.Эндэ и его «Бесконечная книга» | Усвоение новых знаний | Заинтересовать учеников произведением М.Эндэ, показать неисчерпаемые возможности человека как читателя | Рассказы детей, беседа, пересказ, анализ текста | Беседа пр вопросам1, 3 уровня сложности стр.125 | Дополнительный материал о немецком писателе М.Эндэ | |||
72 | 1 | А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника» | Усвоение новых знаний | Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста | Издания книг Аверченко | Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста | Выразительное чтение 1 главы | По желанию: рисунки к рассказу | ||
73 | 1 | Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» | комбинированный | Разобраться в отношениях автора и героя, развивать навыки анализа текста | Рисунки учащихся | Анализ текста, беседа по вопросам | Вопросы1 и 3 уровня сложности | Прочитать 1-2 рассказа Аверченко о детях | ||
74 | 1 | в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко | Урок учета ЗУН | Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста | Издания книг Аверченко | Пересказ учащихся, обсуждение прочитанных рассказов | Рассказы учащихся | Прочитать статью о Куприне | ||
75-76 | 2 | А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор» | Усвоение новых знаний | Познакомить учеников с личностью и творчеством Куприна, дать представление о жанре святочного рассказа, развивать навыки анализа текста | Портрет Куприна, портрет Пирогова | Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста | Ответы на вопросы стр.150 | узнать о Николае Ивановиче Пирогове | ||
77-78 | 2 | М.Горький «Детство» | комбинированный | Познакомить учеников с личностью и творчеством Горького, расширить представление об автобиографической трилогии, расширить понятие об автобиографическом произведении | фотографии Горького, его семьи, выставка различных изданий «Детства» | Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, словарная работа, работа с иллюстрациями | Ответы на вопросы стр.161 | пересказ сцен из повести «Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки» - на выбор | ||
79 | 1 | р/речи Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде | Урок учета ЗУН | развивать навыки монологической устной речи, навыки анализа текста | иллюстрации к повести «Детство» | пересказ сцен повести учащимися | Вопросы стр.161 | прочитать статью о Грине | ||
80 | 1 | А.С.Грин «Гнев отца» | комбинированный | Заинтересовать учеников творчеством А.Грина | репродукции к «Алым парусам» | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа | Задание 5 стр.170 | стр.170, вопросы 3 группы сложности | ||
81-82 | 2 | К.Г.Паустовский «Повесть о жизни» | комбинированный | Дать представление о творчестве Паустовского, рассмотреть роль сюжета, композиции, портрета в произведении; показать влияние добрых отношений между родителями и детьми на судьбу героя | Издания книг Паустовского, географическая карта мира | Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, работа с картой мира | Ответы на вопросы стр.183-184 | Составить словарик неизвестных слов, прочитать рассказ Паустовского «Телеграмма» | ||
83 | 1 | в/чтение К.Г.Паустовский «Телеграмма» | комбинированный | привлечь внимание учащихся через творчество Паустовского к проблеме взаимоотношений родителей и детей | иллюстрации | пересказ, анализ текста, беседа | Пересказ эпизодов | прочитать статью о Ф.Искандере | ||
84 | 1 | р\речи Беседа о «великолепной стране» | комбинированный | Определить главную мысльфрагментов повести; вызвать творческий отклик на произведение Паустовского | Фотографии, иллюстрации | Пересказ, работа с иллюстрациями, творческое задание | Устные рассказы учеников | Подготовиться к рассказу о своей «великолепной стране» | ||
85 | 1 | Творческая работа «великолепная страна моей мечты» | Развивать творческие способности учеников | Фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением пейзажей | Творческая работа, обсуждение работ | Прочитать статью о Ф.Искандере | ||||
86-87 | 2 | Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика» | Усвоение новых знаний | Заинтересовать учеников творчеством Фазиля Искандера | Портрет писателя, издания его книг | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа | Беседа по вопросам Стр.193 | Подготовиться к инсценировке по рассказу Ф.Искандера «» | ||
88 | 1 | Немного о школьных инсценировках | Урок-практикум | Найти возможные пути инсценировки рассказа, развивать творческие способности детей | -------------- | Обсуждение инсценировок, работа в группах | Прочитать «Приключения Пенрода» Бруса Таркинтона | |||
89 | 1 | Б. Таркинтон «Приключения Пенрода» | Усвоение новых знаний | Вызвать интерес учеников к произведению Таркинтона, развивать творческое воображение уч-ся | Рассказ учителя, комментированное чтение. Беседа. | Выполнение заданий стр.200 | ||||
90 | 1 | Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста» | комбинированный | Рассказать о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями | Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны | Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам | Выразительное чтение наизусть | Выучить наизусть одно из стихотворений | ||
91 | 1 | Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва» | комбинированный | Показать значение песен в годы Великой Отечественной войны и в наши дни | Записи песен военных лет, иллюстрации на тему войны | Прослушивание и обсуждение песен, беседа по вопросам | Выразительное чтение наизусть | Подготовить контрольные вопросы по теме урока | ||
92 | 1 | Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…» | комбинированный | Убедить учеников в необходимости творческого подхода к жизни, в потребности человека к постоянному поиску путей самореализации | Сборники стихотворений И.Бунина, репродукции пейзажей | выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам | Выразительное чтение наизусть | Создать рассказ-воспоминание о жарком летнем дне | ||
93 | 1 | Поэзия А.Блока о родной природе «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…» | комбинированный | Определить особенности пейзажной лирики А.Блока | Портрет Блока, рисунки-пейзажи учеников | Сопоставление стихотворений, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Подготовить иллюстрацию к любому стихотворению Блока | ||
94 | 1 | К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак «Июль» | комбинированный | Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике Бальмонта и Пастернака | Музыкальные произведения, сходные по настроению | Словесное рисование, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам | Выразительное чтение, вопросы стр.206 | Вспомнить названия сказок, в которых участвует золотая рыбка | ||
95 | 1 | С.Есенин «Поет зима – аукает…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» | комбинированный | Определить способы создания образов в стихотворениях Есенина и Заболоцкого | Репродукции картин- пейзажей русских художников | выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам | Выразительное чтение, ответы на вопросы стр.207 | Ответить на вопрос «Почему человеку необходимо иногда смотреть на звезды?» | ||
96 | 1 | р/речи Выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть | Урок учета ЗУН | Понять настроения, чувства поэтов и выразить их в чтении | ---------------- | Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение | Выразительное чтение стихотворений | Пересмотреть учебник, подготовиться к тестированию | ||
97-98 | 2 | Герой художественного произведения и автор. Контрольный тест по литературе | Урох учета ЗУН | Контрольное тестирование | Наборы тестов по вариантам | Работа по вариантам | тест | Записать список литературы для чтения летом | ||
99-100 | 2 | Подведение итогов года | комбинированный | Повторить, закрепить и обобщить изученное в 6 классе | Выступления учеников, беседа | Ответы на вопросы стр.224 | Вопросы стр.225 | |||
101 | 1 | Мы и природа. Б.Андерсен «Простите, где здесь природа?» | комбинированный | Привлечь внимание учеников к проблемам сохранения и защиты живой природы, активизировать творческие способности уч-ся | Рисунки и плакаты учеников | Беседа и рассказы уч-ся | Подготовиться к игре «Что?Где? Когда?» | |||
102-103 | 2 | Игра «Что? Когда? Где?» | Урок учета ЗУН | Проверить знания учеников; развивать логическое мышление; заинтересовать интеллектуальными играми | ||||||
104 | 1 | Зочная литературная экскурсия | Урок-экскурсия | Продолжать воспитывать интерес школьников к литературе, развивать их эстетический вкус | ||||||
105 | 1 | Защита читательских дневников. Рекомедации на летнее чтение |
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....