Словарные слова (факультативное занятие)
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Полковникова Елена Валентиновна

Занятие по теме "Словарные слова" способствует активному  усвоению непроверяемых (словарных) слов, демонстрирует ряд приемов, позволяющих  работать с данной группой слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Разработка внеурочного мероприятия в рамках Недели Словесности

                                Тема «Словарные слова»

Цель: познакомиться со значением и написанием некоторых новых непроверяемых слов, выяснить их значение, правописание; уточнить представление о словах-синонимах; расширить словарный запас

Задачи: организовать на  уроке  образовательное  пространство,  работающее  на  результаты:

  1. предметные : познакомить  обучающихся  с понятием  «словарные слова»,  помочь  уч-ся определить  способ  отличия  словарных слов от других  слов с проверяемой орфограммой;
  2. метапредметные:  побуждать  обучающихся  применять  для  решения  учебных  задач  урока мыслительные  операции :  синтез,  анализ,  сравнение, устанавливать  причинно-следственные  связи, делать  обобщения  и  выводы; выполнять учебно-познавательные  действия  в  материализованной  и  умственной  форме( познавательные  УУД).Помочь  обучающимся  сформулировать  цель  деятельности  на  уроке  и  составить  план  -  последовательность  действий  решения  учебной  задачи,  побуждать  обучающихся  корректировать  и  оценивать  свои  действия,  использовать  волевую  саморегуляцию (регулятивные  УУД).  Вступление обучающихся  в  учебный  диалог  с  учителем,  с  одноклассниками, выдвижение  версии, выражение  собственной  мысли (коммуникативные  УУД).
  3. Личностные:  воспитание  умения  преодолевать  трудности; воспитание  стремления  к  труду, осознания  ценности  и  необходимости  трудиться, чтобы повышать орфографическую и речевую грамотность, расширять словарный запас, а значит лучше подготовиться к экзаменам
  1. Вступительное слово учителя о том, что имеется большое количество слов в русском языке с непроверяемыми орфограммами. Как поступать в такой ситуации? (ответы уч-ся)Почему такое явление существует? (заимствованные слова)Наблюдения показывают, что именно в заимствованных словах встречается наибольшее количество ошибок в письменных работах старшеклассников. Причина частых ошибок заключается в непонимании лексического значения слов. Как же поступать? (ответы уч-ся). Да, бытует мнение, что такие слова нужно запоминать, но это далеко не все действия. Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми приемами работы со словарными словами
  2. На данном уроке мы будем работать с группой словарных слов на букву «К»

-прием орфографического чтения: прочитайте слова по слогам и постарайтесь запомнить выделенные буквы

Каротин, каскадер, керосин, карапуз, катавасия, кикимора, карамель, катапульта, комбинезон, карикатура, катакомбы, кобура

3)Познакомимся с новыми словами – групповая работа: каждой группе предлагается одинаковый  список словарных слов, а именно:

КАНДЕЛЯБР,КАВАЛЬКАДА,КАМИКАДЗЕ,КАКОФОНИЯ,КАМЕРДИНЕР, КЕГЕЛЬБАН,КАТАМАРАН, КАРДИГАН – задание:

1)определить значение слов по словарю ( в наличии несколько словарей – уч-ся должны самостоятельно определить, по какому словарю будут работать)

2)определить значение указанных слов с помощью интернет-поиска

3) определить значение словарных слов с помощью контекста(в распоряжении уч-ся 8 предложений, в каждом из которых искомое слово)

- обмениваемся результатами поиска, приходим к выводу, что Канделябр – подсвечник для нескольких свечей; кавалькада – группа всадников; камикадзе – летчик-смертник японской армии/безрассудный смельчак(перен.); какофония – неблагозвучие; камердинер – устар.слуга; кегельбан – заведение для игры в кегли; катамаран – двухкорпусное судно с общей палубой; кардиган –длинный женский жакет без пуговиц.

Оценивание результатов работы в баллах: 1 балл за правильно объясненное слово

4)Какой основополагающий прием лежит в объяснении слова, его значения? (синонимия) Работа в группах

- подберите к словам  синонимы из справочных слов

Калека

Колосс

Куафер

Комедиант

Кошелек

Книксен

Канапе

Конвульсия

Каникулы

Каверза

Картавость

Катаклизм

Команда

Карательный

(интрига,экипаж,репрессивный,грассирование,интрига,вакации,лицедей,инвалид, парикмахер, реверанс, судорога, портмоне, исполин, диван)

Оценивание результатов по группам: 1 балл за правильную синонимичную пару

5)Вставьте пропущенные буквы, используя статьи этимологического словаря(групповая работа)

К..СЕЛЬ

К…ВАРНЫЙ

К…ЛЬЧУГА

(для справки: общеслав. Кисати – «киснуть»; коварь ст.-слав. – «тот, кто кует цепи»; коло – круг)

Обсуждение результатов, оценивание: по 1 баллу за правильное объяснение

                        6)Значение каких слов (или слова) определено неверно?

Конклав – плотно закрывающийся  сосуд для нагревания при высоком давлении или высокой температуре

Куафер – парикмахер

Каннибал – людоед

Канделябр – картина в резной фигурной рамке

Канонизировать – причислять к лику святых

Ксилофон – музыкальный ударный инструмент

Катарсис – нравственное страдание

Обсуждение,оценивание

                        7)Определите ударение в следующих словах:

КаталОг,каучУк, квартАл,кичИться,коклЮш,комбАйнер/комбайнЕр,корЫстькостюмирОванный, крапИва,кремЕнь,катАрсис

Обсуждение результатов, оценивание

                        8)Грамматическое лото: даны значения словарных слов – определите слова

Форма эксплуатации

Конница

Группа всадников

Помещение в крепости

Искусство писать красивым почерком

Плут, мошенник

Отказ от продолжения борьбы, сдача

Самое главное

Крепко сплоченная группа

 ткань, покрытая слоем мастики

(слова для справки: коленкор, кабала, кавалерия, каземат, кавалькада, каллиграфия, каналья, капитуляция, когорта, квинтэссенция)

Обсуждение, оценивание

                        9)Вставьте пропущенные буквы, объясните значение выделенных слов

К..т..пульта                к..т..васия                к..сторка

К..ск..дер                к..рамика                к..к..мора

К..ш..мир                к..т..клизм                к..т..комбы

Обсуждение, оценивание результатов

                        10)Найди лишнее (по орфографическому признаку) слово. Каждой группе – свои слова

Кл..рнет,к..тапульта, к..мод,кип..рис,кир..сир.

К..нун, к..бала,карб..нарий,к..питуляция,к..т..строфа

К..карда,к..рифей,к..нсьерж,к..н..рейка,к..мильфо

Обсуждение, подведение итогов (в баллах – уч-ся)

Слово учителя: «Нельзя объять необъятное»,-писал Козьма Прутков. Но пытаться необходимо, ибо мы рискуем потонуть в пучине безграмотности. Сегодня на уроке мы затронули небольшой пласт словарных слов на букву «К», по этому принципу можно выстраивать занятия с другими группами слов. Главное, что мы поняли: не нудное ,механическое запоминание словарных слов, а работа с разными словарями, использование ресурса интернета, разнообразных заданий – все это позволяет нам сделать наш путь к грамотности интересным и увлекательным.

11) Рефлексия: какое слово, на ваш взгляд, соответствует вашему настроению?

Катаклизм, комильфо, конформизм

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова" .1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (I часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (II часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 2 раздел "Словарные слова с безударной гласной а"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 3 раздел "Словарные слова с безударными гласными е-и"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса

Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...

О.Д.Ушакова. Словарные слова 1 -11 класс. Полный список словарных слов

Этот словарь позволит ученику  легко и быстро повысить грамотность.Подробнее: https://www.labirint.ru/books/577023/...