Подготовка к переводному экзамену по русскому языку за курс 8 класса
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( 1)В 1941 году началась война. (2)Мне исполнилось уже четыре года, и я помню, хоть и смутно, первые месяцы ленинградской блокады . ( 3)Отец был на фронте, а мы с мамой, оставив квартиру на проспекте Науки, бывшем проспекте Бенуа, и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи, перебрались к деду Куприяну Алексеевичу, в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии. (4)Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Лёней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится. (5)Отец, командир медсанбата, находился тогда недалеко от Ленинграда, на знаменитом ораниенбаумском «пятачке», в 40 километрах от города. (6) «Пятачок» этот был небольшим участком земли на южном берегу Финского залива, где удалось закрепиться нашим войскам. (7)Вражеская артиллерия простреливала его вдоль и поперёк, но солдаты держались там 28 месяцев, с сентября 1941 года до января 1944 года, до времени прорыва блокады .
(8)Условия, в которых приходилось держать оборону, были невыносимые, и о том, как тяжело приходилось нашим бойцам, я узнал много позже из рассказов отца и его сослуживцев по медсанбату . (9)Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. (10)Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. (11)Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу. (12)И вот в одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых. (13)Он шёл впереди грузовика в темноте, чтобы указывать водителю дорогу, держа в руках специальный карманный фонарик, свет от которого пробивался через маленькую щелочку. (14)Только так можно было хоть как-то ориентироваться на расстоянии нескольких десятков метров, оставаясь при этом необнаруженными. (15)Но немцы всё равно обстреливали залив. (16)Услышав свист летящего в их сторону снаряда, отец упал на лёд. (17)Раздался взрыв, отца волной отбросило в сторону.
(18)Когда он встал и пошёл искать грузовик, то добрался по своим следам до полыньи, образовавшейся в результате взрыва. (19)Машина ушла под лёд вместе с водителем и ранеными. (20)Они не доехали до города совсем немного... (21)Поскольку это произошло уже недалеко от Ленинграда, то отец решил, что не успеет за оставшееся время вернуться обратно на плацдарм, и стал пробираться в город, чтобы заодно узнать что-нибудь и о своих родных. (22)Когда отец, замёрзший, опухший от голода, вдруг появился в квартире деда и увидел, в каком положении оказалась его семья, он пошёл в гарнизонный госпиталь, чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю, как тогда говорили. (23)Ему удалось договориться, и на машине, перевозившей раненых, нас в феврале 1942 года вывезли из города через Ладогу. ( Ю. Сенкевич)
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему немцы постоянно простреливали трассу, проложенную по льду Финского залива?» 1 ) Это место хорошо просматривалось. 2 ) Там были важные стратегические объекты. 3) Там были сосредоточены советские войска. 4 ) Там проходила единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с ораниенбаумским «пятачком». А2. Как рассказчик объясняет нежелание деда Куприяна Алексеевича уезжать из блокадного города? 1 ) Дед считал, что война скоро кончится. 2) Он не хотел оставлять свой дом 3 ) Дед служил в госпитале. 4) Дед не имел возможности уехать.
А3. Как характеризует отца Ю. Сенкевича информация, заключённая в предложениях 21—23? 1) Это был мужественный человек. 2 ) Он очень заботился о своей семье. 3) Он был выносливым. 4 ) Он побоялся возвращаться на плацдарм . А4. Укажите, в каком значение употреблено в тексте слово «плацдарм» (предложение 21). 1 ) место, где проходят строевые тренировки 2 ) исходный пункт 3) участок, где разворачивается военная операция 4 ) территория, окружённая неприятелем
А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из них связаны отношением противопоставления? 1) 3 и 4. 2 ) 5 и 6. 3 ) 14 и 15. 4 ) 18 и 19 . А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик называет плацдарм «пятачком»?» Использование этого разговорного слова говорит о... 1) намерении усилить смысл. 2 ) речевой ошибке автора. 3) намерении применять те самые слова, которые …... употребили в описываемое время. 4 ) том, что это ирония.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «этот опасный путь был единственной ниточкой , связывавшей плацдарм с Ленинградом». 1) метафора 2 ) сравнение 3 ) перифраз 4 ) оксюморон Метафора – это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (заря жизни). Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета (встал, как столб). Перифраз - это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких(«ночное светило» = «луна »). Оксюморон - термин, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий(«убогая роскошь» Некрасов ).
В1. Замените слово ГИТЛЕРОВЦЫ из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним . В2. Из предложений 5—11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В3. Из предложений 5—11 выпишите прилагательное, слитное написание приставки НЕ в котором объясняется наличием синонима без приставки НЕ . В4. Из предложений 3—8 выпишите глагол, в суффиксе которого пишется безударная гласная буква И, потому что в форме 1 лица настоящего времени он заканчивается на -ИВАЮ. Фашисты Пробирался Н ебольшим Простреливала
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие приложение. Отец,(1) командир медсанбата,(2) находился тогда недалеко от Ленинграда,(З) на знаменитом ораниенбаумском «пятачке»,(4) в 40 километрах от города . В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. Отец был на фронте,(1) а мы с мамой,(3) оставив квартиру на проспекте Науки,(3) бывшем проспекте Бенуа,(4) и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи,(5) перебрались к деду Куприяну Алексеевичу,(6) в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Когда отец(1), замёрзший,(2) опухший от голода,(3) вдруг появился в квартире деда и увидел,(4) в каком положении оказалась его семья,(5) он пошёл в гарнизонный госпиталь,(6) чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю,(7) как тогда говорили . В8. Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (предложение 7), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. АРТИЛЛЕРИЯ ВРАГА
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 9 . В10. Среди предложений 12—20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. В11. Среди предложений 1—8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения . В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Необходимо было переправлять 18, 19 3 2
В13. Среди предложений 12—20 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения . В14. Среди предложений 5—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. 17 8
Напишите сочинение-рассуждение « Зачем нужны уточняющие члены предложения?»
5!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переводной экзамен по русскому языку в 6 классе
Тест для переводного экзамена по русскому языку в 6 классе...
Переводной экзамен по русскому языку в 5 классе в форме ГИА
Материалы к экзамену для пятиклассников в нескольких вариантах и с бланками для заполнения...
Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе.
Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе....
переводной экзамен по русскому языку в 7 классе .
тест по подготовке к переводному экзамену для 7 классов...
Подготовка учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе
Сообщение из опыта работы по подготовке учащихся к экзамену по русскому языку....
Переводной экзамен по русскому языку для 8 класса
Задания для переводного экзамена по русскому языку для 8 класса...
Тренировочный вариант для подготовки к устному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Представлен вариант устной части ОГЭ. Составлен на основе демоверсии ФИПИ....