Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (238 часов) на 2013/2014 уч. год к УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, М.: Мнемозина, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.о. ТРОИЦК в городе МОСКВЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5 класса
на 2013/2014 уч. год
учителя Ермаковой Натальи Викторовны
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Русский язык. 5 класс»
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
- Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009;
- Рабочей программы по русскому языку к УМК С. И. Львовой и др. сост. Т. Н. Трунцева, М.: ВАКО, 2013;
- Учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 735 часов для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 5 классе на изучение предмета отводится 238часов из расчета 7 часов в неделю (34 учебных недели).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МАОУ СОШ № 2. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на со знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответ-ствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ урока | Название разделов, тем уроков | Учебник | Основные виды УД |
I. | Лингвистика – наука о языке (2 часа) | Учебник. Ч.1. | |
1 | Лингвистика как наука о языке и речи. | §1 | Выразительное чтение, обсуждение, знакомство с приложением, беседа |
2 | Писатели о богатстве и выразительности русского языка. | §1 | Выразительное чтение, обсуждение, знакомство с приложением, беседа |
II. | Введение в лингвистику Фонетика (8 час) | ||
3 | Фонетика как раздел лингвистики. | Стр. 7 | Сообщения учащихся, беседа |
4 | Гласные и согласные звуки. | §2 | Упражнения по технике речи, чтение, пересказ, транскрибирование, различные виды диктантов, решение лингвистических задач, осложненное списывание |
5 | Фонетический разбор. | §2 | Чтение, пересказ, беседа, упражнения по технике речи, различные виды диктантов, лингвистический эксперимент |
6 | Фонетический разбор. | §2 | Чтение, пересказ, беседа, упражнения по технике речи, различные виды диктантов, лингвистический эксперимент |
7 | Проверочная работа №1 по теме: «Фонетика» | Тест | |
8 | Работа над ошибками | ||
9 | Слог. Ударение. | §3 | Устное высказывание, беседа, осложненное списывание, грамматический разбор, сочинение-миниатюра |
10 | Особенность словесного ударения в русском языке. | §3 | Устное высказывание, беседа, осложненное списывание, грамматический разбор, сочинение-миниатюра |
Орфоэпия (4 часа) | |||
11 | Орфоэпия как раздел языкознания. | Стр.18 | Упражнения по технике речи, различные виды диктантов, работа с орфоэпическим словарем |
12 | Произношение гласных звуков. | §4 | Чтение, пересказ, упражнения по технике речи, различные виды диктантов, работа с орфоэпическим словарем, грамматический разбор |
13 | Произношение согласных звуков. | §5 | Упражнения по технике речи, различные виды диктантов, работа с орфоэпическим словарем, грамматический разбор, письменный ответ на вопрос |
14 | Словари. | §5 | Упражнения по технике речи, различные виды диктантов, работа с орфоэпическим словарем, грамматический разбор, письменный ответ на вопрос |
Графика (7 часов) | |||
15 | Графика как раздел лингвистики. | Стр. 24 | Упражнения по технике речи, чтение, составление плана, пересказ, сообщения учащихся |
16 | Алфавит и его использование. | §6 | Упражнения по технике речи, чтение, составление плана, пересказ, сообщения учащихся, письменный ответ на вопрос |
17 | Звуки и буквы. | §7 | Сообщения учащихся, составление тезисного плана, письмо по памяти, осложненное списывание, грамматический разбор, контрольный словарный диктант |
18 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | §8 | Упражнения по технике речи, устное высказывание, грамматический разбор, сообщения учащихся, осложненное списывание |
19 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | §8 | Упражнения по технике речи, устное высказывание, Грамматический разбор, сообщения учащихся, осложненное списывание |
20 | Контрольная работа №1 по пройденным темам | Диктант | |
21 | Работа над ошибками | ||
Морфемика (9 часов) | |||
22 | Морфемика как раздел лингвистики. | Стр. 30 | Чтение, пересказ, беседа, устное высказывание |
23 | Морфема - значимая часть слова. | §9 | Чтение, пересказ, беседа, устное высказывание, осложненное списывание, работа со словарями значения морфем, строение слов, грамматический разбор |
24 | Морфема - значимая часть слова. | §9 | Чтение, пересказ, беседа, устное высказывание, осложненное списывание, работа со словарями значения морфем, строение слов, грамматический разбор |
25 | Морфемы. | Стр. 37 | Устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, работа с этимологическим словарем, этимологическое исследование, грамматич. разбор |
26 | Морфемная модель. | §9 | Устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов |
27 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | §10 | Устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов |
28 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | §10 | Устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов |
29 | Проверочная работа №2 по теме: «Морфемика» | Тест | |
30 | Работа над ошибками. | ||
Лексикология (12 часов) | |||
31 | Лексикология как раздел лингвистики. | Стр. 45 | Упражнения по технике речи, чтение, пересказ, транскрибирование, различные виды диктантов, решение лингвистических задач |
32 | Лексическое значение слова. | §11 | Контрольный словарный диктант, устное высказывание, работа со словарями, осложненное списывание |
33 | Основные способы объяснения лексического значения. | §11 | Устное высказывание, работа со словарями, осложненное списывание |
34 | Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. | Стр. 46, §11 | Устное высказывание, работа со словарями, осложненное списывание |
35 | Тематические группы слов. | §12 | Устное высказывание, работа со словарями, осложненное списывание |
36 | Тематические группы слов. | §12 | Уустное высказывание, работа со словарями, осложненное списывание |
37 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине «Три царевны подземного царства» | Приложение к учебнику. Ч.3. | Чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста сочинения |
38 | Р.р. Сочинение по картине «Три царевны подземного царства» | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста сочинения |
39 | Повторение изученного. | ||
40 | Р.р. Устное сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Устное сочинение по картине чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста сочинения |
41 | Контрольная работа №2 по теме: «Лексикология». | Диктант | |
42 | Работа над ошибками | ||
Орфография ( 17 часов) | |||
43 | Орфография как раздел лингвистики. | Стр. 58, §13 | Чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, составление плана, извлечение информации по заданному плану |
44 | Правописание гласных в корнях слов. | §14 | Устное высказывание, беседа, различные виды диктантов, осложненное списывание, грамматический разбор |
45 | Правописание гласных в корнях слов. | §14 | Устное высказывание, беседа, различные виды диктантов, осложненное списывание, грамматический разбор |
46 | Правописание гласных в корнях слов. | §14 | Устное высказывание, беседа, различные виды диктантов, осложненное списывание, грамматический разбор |
47 | Правописание согласных в корнях слов. | §14 | Орфографический анализ текста различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор |
48 | Правописание согласных в корнях слов. | §14 | Орфографический анализ текста различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра |
49 | Правописание согласных в корнях слов. | §14 | Орфографический анализ текста различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра |
50 | Виды орфограмм в окончании. | §15 | Орфографический анализ текста различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра |
51 | Виды орфограмм в окончании. | §15 | Орфографический анализ текста различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра |
52 | Виды орфограмм в окончании. | §15 | Орфографический анализ текста различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра |
53 | Правописание слов с Ь и Ъ. | §16 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
54 | Правописание слов с Ь и Ъ. | §16 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
55 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | §17 | Орфографический анализ текста, сочинение-миниатюра |
56 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | §17 | Орфографический анализ текста, сочинение-миниатюра |
57 | Контрольная работа №3 по теме: «Орфография» | Диктант | |
58 | Р.р. Изложение «Берёзовый праздник» | Изложение | |
59 | Работа над ошибками. | Фронтальный опрос, объяснительный диктант, работа с таблицей | |
Морфология (5 часов) | |||
60 | Морфология как раздел грамматики. | Стр. 83, §18 | Устное высказывание, работа со схемой, осложненное списывание, выразительное чтение |
61 | Морфология как раздел грамматики. | §18 | Письмо по памяти, сочинение-миниатюра, морфологический разбор |
62 | Морфология как раздел грамматики. | §18 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
63 | Образование форм слова с помощью окончания. | §19 | Письмо по памяти, сочинение-миниатюра, морфологический разбор |
64 | Образование форм слова с помощью окончания. | §19 | Письмо по памяти, сочинение-миниатюра, морфологический разбор |
Культура речи (7 часов) | |||
65 | Культура речи как раздел лингвистики. | Стр. 96 | Устное высказывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра |
66 | Соблюдение норм современного русского языка. | §20 | Беседа, текстоведческий анализ, редактирование текста, конструирование диалогов, инсценирование, сообщения учащихся |
67 | Орфографические и пунктуационные нормы в системе культуры речи. | §20 | Устное высказывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра |
68 | Речевой этикет как правила речевого поведения. | §21 | Беседа, текстоведческий анализ, редактирование текста, конструирование диалогов, инсценирование, сообщения учащихся |
69 | Понятие речевой ситуации. Употребление в речи этикетных слов. | §21 | Устное высказывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра беседа, текстоведческий анализ, редактирование текста, конструирование диалогов, инсценирование, сообщения учащихся |
70 | Р.р. Изложение на лингвистическую тему «Культура речи». | Изложение | |
71 | Работа над ошибками | ||
Синтаксис и пунктуация (43 часа) | |||
72 | Синтаксис как раздел лингвистики. | Стр. 101 | Фронтальный опрос |
73 | Виды словосочетаний. | §22 | Устное высказывание, работа со схемой, осложненное списывание, выразительное чтение |
74 | Типичные модели словосочетаний. | §22 | Чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста сочинения |
75 | Контрольная работа №4 по теме: «Синтаксис» | Диктант | |
76 | Виды связи слов. | §22 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, грамматический разбор |
77 | Предложение как единица синтаксиса. | §23 | Устное высказывание, осложненное списывание, грамматический разбор |
78 | Р.р. Подготовка к сочинению |
| |
79 | Р.р. Сочинение по картине «Юный живописец» | Сочинение по картине | |
80 | Члены предложения. Главные члены предложения. | §24 | Устное высказывание, текстоведческий анализ, конструирование предложений |
81 | Основные типы грамматических основ. | §24 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра |
82 | Тире в простом предложении. | §24 | Повторение, чтение текста, составление плана текста |
83 | Второстепенные члены предложения. | Стр. 117 | Самостоятельная работа, работа с учебником |
84 | Определение. Словарь эпитетов. | Стр. 117 | Работа с художественным тестом, выборочно-распределительный диктант |
85 | Дополнение. | Стр. 117 | Устное высказывание, запись под диктовку |
86 | Дополнение. | Стр. 117 | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение- миниатюра, редактирование предложений |
87 | Обстоятельство. | Стр. 118 | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение- миниатюра, редактирование предложений |
88 | Обстоятельство. | Стр. 118 | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, конструирование предложений |
89 | Контрольная работа №5 по теме: «Синтаксис» | Диктант | |
90 | Виды предложений по цели высказывания. | §25 | Беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, анализ и конструирование предложений |
91 | Виды предложений по цели высказывания. | §25 | Беседа, текстоведческий анализ, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, анализ и конструирование предложений |
92 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | §26 | Чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, составление плана, извлечение информации по заданному плану |
93 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине «Весна». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Осложненное списывание, цифровой и графический диктанты, анализ и конструирование предложений, решение занимательных задач, грамматический разбор |
94 | Р.р. Сочинение по картине «Весна». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
95 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. | §27 | Викторина, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, свободный диктант |
96 | Виды предложений по количеству грамматических основ. | §28 | Тестирование, осложненное списывание, различные виды диктантов, анализ и конструирование предложений |
97 | Простые и сложные. | §28 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
98 | Простое осложнённое предложение. | §29 | Тренировка орфографических и пунктуационных умений |
99 | Предложения с однородными членами. | §29 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
100 | Предложения с однородными членами. | §29 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
101 | Проверочная работа №3 по теме: «Предложение». | Тест | |
102 | Предложения обращениями. | §29 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
103 | Р.р. Изложение «Поющие деревья». | Изложение | |
104 | Предложения вводными словами. | §29 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
105 | Предложения со сравнительными оборотами. | §29 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
106 | Предложения с прямой речью. | §30 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
107 | Диалог. | §30 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
108 | Подведение итогов в I полугодии. Контрольная работа №6 по теме: «Предложение». | Диктант | |
109 | Работа над ошибками. | ||
110 | Пунктуация. | Стр. 149 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
111 | Зачем нужны знаки препинания. | §31 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
112 | Основные разделы пунктуации. | §32 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
113 | Основные разделы пунктуации. | §32 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
114 | Синтаксический разбор предложения. | Ч. 3, стр. 15-18 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
Текстоведение (14 часов) | |||
115 | Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. | Стр. 158, §33 | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, составление плана, пересказ, запись текста по плану |
116 | Типы речи. Повествование. | §34 | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ |
117 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине «В жаркий день». | Приложение к учебнику. Ч.3. | |
118 | Р.р. Сочинение по картине «В жаркий день». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
119 | Описание. | §34 | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, анализ таблицы, редактирование текста |
120 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик». | Приложение к учебнику. Ч.3. | |
121 | Р.Р.Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
122 | Рассуждение. | §34 | Самостоятельная работа |
123 | Анализ текста. | §34 | |
124 | План текста. | §35 | Составление плана, пересказ, запись текста по плану |
125 | Р.р. Подготовка к изложению «Маленькое чудовище». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Составление плана, пересказ, запись текста по плану |
126 | Р.р. Изложение «Маленькое чудовище». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Изложение |
127 | Основные нормы построения текста. | §36 | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, анализ и конструирование предложений |
128 | Редактирование. | §36 | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, анализ таблицы, редактирование текста |
III. | Основные разделы лингвистики. Систематический курс. Словообразование (20 часов) | Учебник. Ч.2. | |
129 | Словообразование как раздел лингвистики. | Стр. 4, Ч.2 | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, анализ таблицы, редактирование текста |
130 | Основные способы словообразования. | §37 | Беседа, устное высказывание, словообразовательный анализ, поморфемное письмо, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
131 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | §38 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями |
132 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | §38 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями |
133 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | §38 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями |
134 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | §39 | Различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, грамматический разбор |
135 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
136 | Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
137 | Словообразование имён существительных. | §40 | Беседа, устное высказывание, словообразовательный анализ, поморфемное письмо, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
138 | Словообразование имён прилагательных. | §41 | Беседа, устное высказывание, словообразовательный анализ, поморфемное письмо, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
139 | Словообразование глаголов. | §42 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями |
140 | Р.Р.Изложение «Символ России» | Изложение чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения | |
141 | Правописание приставок. | §43 | Различные виды диктантов, письмо по памяти, осложненное списывание, работа со словарями |
142 | Правописание приставок. | §43 | Различные виды диктантов, письмо по памяти, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, игра «Найди лишнее»,поморфемное письмо |
143 | Морфемный разбор. | §44 | Контрольный словарный диктант, беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, поморфемное письмо, осложненное списывание, письмо по памяти, изложение-миниатюра |
144 | Проверочная работа №4 по теме: «Словообразование » | Тест | |
145 | Р.р. Подготовка к сочинению | Приложение к учебнику. Ч.3. | |
146 | Р.р. Сочинение по картине «Вербы в половодье» | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
147 | Контрольная работа №7 по теме: «Словообразование» | Диктант | |
148 | Работа над ошибками. | Решение лингвистических задач, морфемный и словообразовательный разбор | |
Лексикология и фразеология (24 часа) | |||
149 | Лексикология как раздел лингвистики. | Стр. 25 | Устное высказывание, беседа, решение лингвистических задач, конструирование предложений, работа с толковым словарем, лексический разбор, письменный ответ на вопрос |
150 | Слова однозначные и многозначные. | §45 | Устное высказывание, беседа, выразительное чтение, построчный анализ, сочинение-миниатюра, работа с толковым словарем |
151 | Прямое и переносное значение слова. | §45 | Устное высказывание, беседа, решение лингвистических задач, конструирование предложений, работа с толковым словарем, лексический разбор, письменный ответ на вопрос |
152 | Тропы. | §45 | Устное высказывание, беседа, выразительное чтение, построчный анализ, сочинение-миниатюра, работа с толковым словарем |
153 | Тропы. | §45 | Устное высказывание, беседа, выразительное чтение, построчный анализ, сочинение-миниатюра, работа с толковым словарем |
154 | Синонимы. | §46 | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
155 | Синонимы. | §46 | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
156 | Антонимы. | §46 | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
157 | Антонимы. | §46 | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
158 | Омонимы. | §46 | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
159 | Омонимы. | §46 | Сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
160 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине «Берёзовая роща» | Приложение к учебнику. Ч.3. | Устное высказывание, беседа, текстоведческий анализ |
161 | Р.р. Сочинение по картине «Берёзовая роща» | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
162 | Исконно русские и заимствованные слова. | §47 | Беседа, сообщение учащихся, выразительное Чтение, конструирование предложений, текстоведческий анализ |
163 | Написание Ы-И после Ц. | §48 | Различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, грамматический разбор |
164 | Лексика ограниченного употребления. | §49 | Контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, игра «Найди лишнее», работа со словарями |
165 | Устаревшие слова. | §50 | Работа со словарями, лексический разбор, письменный ответ на вопрос |
166 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Иван - царевич на Сером Волке». | Приложение к учебнику. Ч.3. | |
167 | Р.р.Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван - царевич на Сером Волке». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
168 | Терминологическая лексика. | §49 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание |
169 | Фразеология как раздел лингвистики. | §51 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
170 | Фразеологизмы, их языковые особенности. | §51 | Устное высказывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
171 | Контрольная работа №8 по теме: «Лексикология» | Тест | |
172 | Работа над ошибками. | Решение лингвистических, морфемный и словообразовательный разбор, работа со словарями | |
3) Морфология ( 60 часов) а) Имя существительное (23 часа) | |||
173 | Грамматика и её основные разделы. | Стр. 54, §52 | Беседа, сообщение учащихся, выразительное чтение, конструирование предложений, текстоведческий анализ |
174 | Имя существительное как часть речи. | Стр. 57, §53 | Беседа, сообщение учащихся, выразительное чтение, конструирование предложений, текстоведческий анализ, беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение-миниатюра |
175 | Словообразование имён существительных. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. | §54 | Различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, лингвистический эксперимент, |
176 | Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-). | §55 | Различные виды диктантов, тестирование, поморфемное письмо |
177 | Собственные и нарицательные имена существительные. | §56, стр. 64 | Контрольный словарный диктант, устное высказывание, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы |
178 | Прописная буква. | стр. 64 | Беседа, сообщение учащихся, выразительное чтение, конструирование предложений, письмо по памяти |
179 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | §56, стр. 67 | Конструирование предложений, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы |
180 | Род имён существительных. | §56, стр. 70 | Устное высказывание, работа со словарями, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы |
181 | Р.р. Изложение «Сколько родов у имён существительных» . | Изложение | |
182 | Склонение имён существительных. | §56, стр. 73 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений |
183 | Написание НЕ с именами существительными. | §57 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений |
184 | Написание НЕ с именами существительными. | §57 | Различные виды диктантов, тестирование |
185 | Написание НЕ с именами существительными. | §57 | Устное высказывание, работа со словарями, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы |
186 | Непостоянные признаки имён существительных. | §58 | Устное высказывание, работа со словарями, конструирование предложений, заполнение таблицы |
187 | Число имён существительных. | §58 | Различные виды диктантов, тестирование |
188 | Безударные окончания е-и в именах существительных. | §59 | Различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, поморфемное письмо |
189 | Имя существительное как член предложения. | §60 | Различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор |
190 | Р.р. Культура речи. | §61 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений |
191 | Правильное употребление имён существительных. | §61 | Различные виды диктантов, тестирование, редактирование текста |
192 | Морфологический разбор имени существительного. | Стр. 11, приложение | Устное высказывание, работа со словарями, разные виды грамматического анализа, конструирование предложений |
193 | Проверочная работа №5. | тест | |
194 | Контрольная работа №9 по теме: «Имя существительное». | Диктант | |
195 | Работа над ошибками. | ||
б) Имя прилагательное (20 часов) | |||
196 | Имя прилагательное как часть речи. | Стр. 88 | Орфографический анализ текста, анализ речевой роли прилагательных, языковой анализ текста |
197 | Роль имён прилагательных в речевом высказывании. | §62 | Различные виды диктантов, тестирование, редактирование текста |
198 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Обсуждение названия, история создания, описание героини картины, описание природы, обсуждение плана сочинения |
199 | Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». | Приложение к учебнику. Ч.3. | Сочинение по картине |
200 | Морфологические признаки имени прилагательного. | §63 | Беседа, наблюдение |
201 | Разряды имен прилагательных | §63 | Контрольный словарный диктант, различные виды диктантов, тестирование, |
202 | Разряды имен прилагательных | §63 | Различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
203 | Разряды имен прилагательных | §63 | Беседа, выразительное чтение, анализ |
204 | Непостоянные морфологические признаки. | §64 | Чтение текстов, сопоставление, наблюдение |
205 | Степень сравнения имён прилагательных. | §64, стр. 100-101 | Различные виды диктантов, тестирование |
206 | Полные и краткие имена прилагательные. | §64, стр. 104-105 | Внимательное чтение и анализ текста |
207 | Склонение имён прилагательных. | §64, стр. 106 | Различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра |
208 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | §65 | Устное высказывание, работа со словарями, разные виды грамматического анализа, конструирование предложений |
209 | Синтаксическая роль имени прилагательного. | §66 | Различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание |
210 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | §67 | Устное высказывание, работа со словарями, разные виды грамматического анализа, конструирование предложений |
211 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | §67 | Устное высказывание, работа со словарями, разные виды грамматического анализа, конструирование предложений |
212 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Стр. 12, приложение | Устное высказывание, работа со словарями, разные виды грамматического анализа, конструирование предложений |
213 | Р.р. Изложение. | Изложение | |
214 | Контрольная работа №10 по теме: «Имя прилагательное». | Диктант | |
215 | Работа над ошибками. | ||
в) Глагол (17 часов) | |||
216 | Глагол как часть речи. Инфинитив. | Стр. 115, §68,69 | Различные виды диктантов, тестирование, сочинение-миниатюра |
217 | Морфологические признаки глагола. Вид глагола. | §70 | Устное высказывание, осложненное списывание, беседа, рассуждение на лингвистическую тему |
218 | Правописание суффиксов глаголов. | §70, стр. 124-125 | Различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста |
219 | Переходные и непереходные глаголы. | §70, стр. 126-127 | Различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста |
220 | Возвратные и невозвратные глаголы. | §70, стр. 128 | Контрольный словарный диктант, заполнение таблицы, изложение-миниатюра |
221 | Корни с чередующимися гласными. | §71 | Беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, конструирование предложений, сочинение-миниатюра |
222 | Корни с чередующимися гласными. | §71 | Различные виды диктантов, игра «Найди лишнее», лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста, тестирование |
223 | Условное наклонение. | §72,73 | Различные виды диктантов, игра «Найди лишнее», лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста, тестирование |
224 | Повелительное наклонение. | §74 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
225 | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | §75, стр. 142 | Тестирование |
226 | Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. | §75, стр. 145 | Различные виды диктантов, тестирование, работа со словарями, решение лингвистических задач, осложненное списывание, грамматический разбор |
227 | Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. | §75, стр. 147 | Беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану |
228 | Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. | §76,77 | Чтение текста, выполнение тренировочных упражнений |
229 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление глагола. | §78 | Чтение текста, выполнение тренировочных упражнений |
230 | Правильное употребление глагола. | §78 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование |
231 | Контрольная работа №11 | Диктант | |
232 | Работа над ошибками. | ||
IV. | Повторение изученного в 5 классе (6часов) | ||
233 | Фонетика и графика. | Стр. 159-164 | Беседа, конструирование предложений, тестирование, сочинение-миниатюра |
234 | Основные орфограммы курса. | Стр. 159-164 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
235 | Морфемика. | Стр. 159-164 | Беседа, выразительное чтение, осложненное списывание, различные виды диктантов, поморфемное письмо, тестирование |
236 | Лексикология. | Стр. 159-164 | Устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор |
237 | Морфология. | Стр. 159-164 | Беседа, сообщение учащихся, выразительное чтение, конструирование предложений, текстоведческий анализ, беседа |
238 | Пунктуация простого и сложного предложения. | Стр. 159-164 | Выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, конструирование предложений Сопоставительный смысловой анализ текстов, устное высказывание |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.: Мнемозина, 2011.
- Рабочая программа по русскому языку к УМК С. И. Львовой и др. сост. Т. Н. Трунцева, М.: ВАКО, 2013.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
- Русский язык 5 класс. ГИА. Учебное пособие под редакцией С. И. Львовой. – М.:Мнемозина, 2011.
- И.П.Васильевых, С.И.Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь. 5 класс - М.: Мнемозина, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н. В. Егорова.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
- Экспресс-диагностика. Русский язык. 5 класс / М. Ю. Никулина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: «Экзамен», 2013.
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И. Львоовй – Мнемозина. М.2013 – 101с.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
3.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5.Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
7.Презентации к урокам.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...