Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Русская речь" (5-9 классы)
рабочая программа по русскому языку по теме

Потапова Кира Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_3.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное бюджетное учреждение

основная  общеобразовательная школа №7 г.о. Тольятти

                                                                               

.

          ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

   ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  «РУССКАЯ РЕЧЬ»

  5 – 9 КЛАССЫ

Возраст обучающихся:  11- 15 лет

Срок реализации: 5 лет

                                                   

                                                    Составитель программы:

                                                                           учитель русского языка и литературы        

                                    Потапова  К.Е

                                         

                                                   

                                              Тольятти

Пояснительная записка
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом поможет Образовательная программа «Русская речь», содержание которой тесно связано с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Развитие связной речи учащихся  - одна из главных задач преподавания русского языка. А что значит развивать речь? Это значит учиться хорошо говорить, слушать, писать (создавать текст в письменном виде) и читать. Почему? Потому что речь – процесс двусторонний: один участник такого процесса создаёт высказывание в устной или письменной форме (например, рассказывает о новом фильме или пишет отзыв о нём для газеты), другой это высказывание воспринимает (слушает рассказ о новом фильме или читает отзыв).
Программа позволяет также решать вопросы идейно-нравственного воспитания.
Речь отдельного человека – один из важнейших показателей уровня его общей культуры, общей грамотности. Школа сегодняшнего дня ставит перед собой задачу «подготовить учащихся грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности».
Школа должна научить своих учащихся языку правильному и точному, чистому, то есть свободному от излишних заимствований из других языков, вульгаризмов и диалектизмов; выразительному, а потому наиболее действенному, доходчивому. Также в обязанности школы входит ещё одна важная функция: привить умение свободно, правильно и логически излагать собственные мысли.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе  сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данная программа  позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.  

Данная программа  непосредственно связана с программой по русскому языку для 5-9 классов. Она расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Цель программы  «Русская речь» : 

-дать учащимся навыки правильного, с точки зрения норм современного русского литературного языка,  произношения, умения выразительно читать и говорить с соблюдением принятых интонаций, логических ударений, логически мыслить;

- формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Речь учащихся непрерывно развивается под влиянием различных условий (языковая среда, активность или пассивность учащихся в жизни, чтение книг и т. п.). Задача состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным, целенаправленным.
Развитие речи учащихся должно занимать особое место в изучении русского языка, так как предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности, позволяет учащимся овладевать нормами литературного языка, обогащает словарный запас, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, навыки выразительного чтения, реализует творческие возможности школьников, формирует личность, способную понять и оценить красоту окружающего мира.

Основные задачи образовательной программы «Русская речь»:

-овладение основными текстоведческими понятиями;

-развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

-формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

-составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Формы работы: 

-лекции и практические занятия,

-сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Виды деятельности учащихся:

-контрольное списывание;

-сжатие исходного текста;

-редактирование текста;

-составление текста по образцу;

-составление обрамлений к рассказу;

-восстановление частей текста;

-составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

-анализ текста художественного и публицистического стилей;

-конспектирование;

-работа с научной и публицистической литературой;

-составление схем, таблиц алгоритмов.

Ожидаемые результаты:

в результате изучения курса учащиеся

-научатся  выразительно читать и говорить с соблюдением принятых интонаций, логических ударений, логически мыслить;

-овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

-получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;

-научатся работать над сжатием исходного текста;

-смогут проводить различные виды анализа текста.

Речевые навыки школьника – это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом – умение построить односложный и развёрнутый ответ на вопрос, устно и письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно), написать сочинение на «свободную тему» (сочинения на литературную и нелитературную тему, сочинения-миниатюры и т. п.), вести переписку, составлять планы, конспекты, рефераты. В связи с этим содержание программы «Русская речь» включает в себя теоретический и практический блоки.

Данная  программа  рассчитана на 2 часа в неделю, за год – 68 часов, на пять лет  и делится на две основные части. Первая  часть – речь, текст, стили речи, типы речи – изучается в 5 – 7 классах. В каждом классе они разные. Это зависит от уровня сложности материала, который усложняется от класса к классу. Вторая часть – языковые средства выразительности речи – изучается в 8 – 9 классах. Занятия проводятся во второй половине дня, по 40 минут.

ТЕМА

  ТЕОРИЯ

           ПРАКТИКА

5 класс (68 часов)

Речь (2 часа)

1.

Для чего людям речь?
Как различают формы речи?

1

                   

2.

Что такое монолог?
Как вести беседу?

1

Текст (12 часов)

3.

Что такое текст?

1

1

4.

Что значит писать и
говорить на тему?

1

1

5.

Главное в тексте – идея, основная мысль

1

1

6.

Для чего нужен план?

1

1

7.

Как связать предложения

в тексте?

1

1

8.

Учитесь выразительно читать

1

1

Стили речи (6 часов)

9.

Разговорный стиль.
Когда и где используется разговорный стиль?

1

1

10.

Книжный стиль.
Знакомьтесь: научный стиль

1

1

11.

Книжный стиль.
Художественный стиль

1

1

Типы речи (10 часов)

12.

Как различают типы речи?

1

1

13.

Повествование.
Повествовать – значит рассказывать

1

1

14.

Описание.
Как описать предмет?

1

1

15.

Описание.
Как описать животное?

1

1

16.

Рассуждение.
Рассуждать – значит доказывать

1

1

Расширяйте свой словарь! (6часов)

17.

Наш помощник –

толковый словарь

1

1

18.

Для чего нужны синонимы и антонимы?

1

1

19.

Почему мы так говорим?

1

1

Текст (2 часа)

20.

Лексические средства связи предложений в тексте

1

1

Повторение (2 час)

21.

Повторение

2

2


                                            Комплексный анализ текста (28 часов)

22.

Текст № 16

2

23.

Текст № 17

2

24.

Текст № 18

2

25.

Текст № 19

2

26.

Текст № 20

2

27.

Текст № 21

2

28.

Текст № 22

2

29.

Текст № 23

2

30.

Текст № 24

2

31.

Текст № 25

2

32.

Текст № 26

2

33.

Текст № 27

2

34.

Текст № 28

2

35.

Текст № 29

2

   6 класс (68часов)

Текст (6 часов)

1.

Темы широкие и узкие

1

2.

Простой и сложный план

1

1

3.

Что такое эпиграф?

1

4.

Лексические средства связи предложений в тексте.
Описательный оборот

1

1


Стили речи (2 часа)

5.

Книжный стиль.
Официально-деловой стиль

1

1

Типы речи (14 часов)

6.

Повествование.
Рассказ

1

1

7.

Описание.
Описание природы. Зима

1

1

8.

Описание.
Описание помещения

1

1

9.

Описание.
Описание одежды, костюма

1

1

10.

Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Рассказ на основе картины

1

2

11.

Рассуждение.
Рассуждение в разных стилях речи

1

2

Текст (2 часа)

12.

Морфологические средства связи предложений в тексте.
Местоимение

1

1

Повторение (2 часа)

13.

Повторение

1

1

                                                         

                                             Комплексный анализ текста (42 часа).

14.

Текст № 10

2

15.

Текст № 11

2

16.

Текст № 12

2

17.

Текст № 13

2

18.

Текст № 14

2

19.

Текст № 15

2

20.

Текст № 16

2

21.

Текст № 17

2

22.

Текст № 18

2

23.

Текст № 19

2

24.

Текст № 20

2

25.

Текст № 21

2

26.

Текст № 22

2

27.

Текст № 23

2

28.

Текст № 24

2

29.

Текст № 25

2

30.

Текст № 26

2

31.

Текст № 27

2

32.

Текст № 28

2

33.

Текст № 29

2

34.

Текст № 30

2

7 класс (68 часов)

                                                    Типы речи (14 часов)

1.

Описание.
Описание общего вида местности

1

1

2.

Описание.
Описание действий
(трудовых процессов)

1

1

3.

Описание.
Описание действий
(спорт)

1

1

4.

Повествование.
Рассказ на основе услышанного

1

1

5.

Повествование.
Сообщение

1

1

6.

Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Отзыв о книге

1

1

7.

Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Характеристика литературного героя

1

1

Стили речи (4 часа)

8.

Книжный стиль.
Публицистический стиль

2

2

Текст (4 часа)

9.

Морфологические средства связи частей и предложений             в тексте.
Союз

2

2

Повторение (4 часа)

10.

Повторение

2

2

                                     

                                            Комплексный анализ текста(42 часа)

11.

Текст № 6

2

12.

Текст № 7

2

13.

Текст № 8

2

14.

Текст № 9

2

15.

Текст № 10

2

16.

Текст № 11

2

17.

Текст № 12

2

18.

Текст № 13

2

19.

Текст № 14

2

20.

Текст № 15

2

21.

Текст № 16

2

22.

Текст № 17

2

23.

Текст № 18

2

24.

Текст № 19

2

25.

Текст № 20

2

26.

Текст № 21

2

27.

Текст № 22

2

28.

Текст № 23

2

29.

Текст № 24

2

30.

Текст № 25

2

31.

Текст № 26

2

8 класс (68 часов)

Речь устная и письменная (6 часа)

1.

Уметь говорить и слушать

1

1

2.

Пишу всегда для кого-то

1

1

3.

Что значит талантливый читатель

1

4.

Словесное рисование

1


Текст (32часа)

5.

Определение понятия

1

1

6.

Микротема. Микротекст

1

1

7.

Средства связи предложений в тексте.
Данное и новое в тексте

1

1

8.

Средства связи предложений в тексте.
Заглавие

1

1

9.

Средства связи предложений в тексте.

Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях

1

2

10.

Средства связи предложений в тексте.

Обращение как средство связи предложений в тексте

1

2

11.

Композиционные формы сочинений.
Киносценарий

1

2

12.

Композиционные формы сочинений.
Рассуждение на литературную тему

1

2

13.

Композиционные формы сочинений.
Разновидность рассуждения – сравнение

1

1

14.

Композиционные формы сочинений.
Описание по воображению и памяти

1

1

15.

Композиционные формы сочинений.
Психологический портрет

1

2

16.

Композиционные формы сочинений.
Рассказ

1

2

17.

Композиционные формы сочинений.
Воспоминание о книге

1

1


                                          Комплексный анализ текста(30 часов)

18.

Текст № 11

2

19.

Текст № 12

2

20.

Текст № 13

2

21.

Текст № 14

2

22.

Текст № 15

2

23.

Текст № 16

2

24.

Текст № 17

2

25.

Текст № 18

2

26.

Текст № 19

2

27.

Текст № 20

2

28.

Текст № 21

2

29.

Текст № 22

2

30.

Текст № 23

2

31.

Текст № 24

2

32.

Текст № 25

2

   9 класс (68 часов)

Текст (10 часов)

1.

Композиционные формы сочинений.
Рецензия на книгу

1

2

2.

Композиционные формы сочинений.
Аннотация

1

2

3.

Композиционные формы сочинений.
Портретный очерк

2

2

            Стили речи. Обобщение изученного (12часов)

4.

Разговорный стиль

2

2

5.

Научный и официально-деловой стили

2

2

6.

Публицистический и художественный стили

2

2

Повторение (2часа)

7.

Повторение

1

1


                                                Комплексный анализ текста (44 часа)

8.

Текст № 1

2

9.

Текст № 2

2

10.

Текст № 3

2

11.

Текст № 4

2

12.

Текст № 5

2

13.

Текст № 6

2

14.

Текст № 7

2

15.

Текст № 8

2

16.

Текст № 9

2

17.

Текст № 10

2

18.

Текст № 11

2

19.

Текст № 12

2

20.

Текст № 13

2

21.

Текст № 14

2

22.

Текст № 15

2

23.

Текст № 16

2

24.

Текст № 17

2

25.

Текст № 18

2

26.

Текст № 19

2

27.

Текст № 20

2

28.

Текст № 21

2

29.

Текст № 22

2

Содержание образовательной программы.

                                                             

                                                                          5 класс

Тема 1. Для чего людям речь? Как различают формы речи?

Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

В зависимости от формы общения , речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Тема 2. Что такое монолог? Как вести беседу? 

Познакомить учащихся с понятием «монолог». Раскрыть умение вести беседу- тон разговора, его содержание,  манеру говорить, такт и умение спорить.

Тема 3. Что такое текст?

Познакомить учащихся с понятием «Текст», тема текста, основная мысль, идея.

Тема 4.Что значит писать и говорить на тему? 

Возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы. Выработать у учащихся понятие о теме; показать, как в сочинении должна раскрываться его тема; научиться редактировать сочинение; умение правильно строить свои высказывания; развивать мышление и речь учащихся.

Тема 5. Главное в тексте – идея, основная мысль.

Учиться анализировать текст. Научиться понимать и формулировать идею текста: рассказа и стихотворения. Развивать умение отличать лирические произведения от прозы.

Тема 6. Для чего нужен план?

 Познакомить учащихся с планом как средством внутренней организации текста, учить составлять план, продолжить работу над темой и основной мыслью текста.

Тема 7. Как связать предложения в тексте?

Познакомить учащихся с видами связи предложений в тексте, помочь усвоить понятия «цепная» и «параллельная» связь, сцепляющие слова; развить навыки работы с текстом, навыки выразительного чтения, развить наглядно-образное и логическое мышление; воспитать внимательное отношение к родному языку, умение работать в группе, слушать своего товарища.

Тема 8. Учитесь выразительно читать. 

Научить учащихся выразительно читать - это значит подать голосом идею и тему произведения. Цель выразительного чтения : истолкование внутреннего содержания произведения выявление темы, предмета изображения выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)

Тема 9. Разговорный стиль. Когда и где используется разговорный стиль? Познакомить учащихся более глубоко с разговорным стилем, сферой его применения, функциями и стилевыми чертами; прививать навык в рамках литературного языка пользоваться разговорным стилем; воспитывать культуру речи.

Тема 10. Книжный стиль. Знакомьтесь: научный стиль. 

Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль.

Тема 11.Книжный стиль. Художественный стиль.

Познакомить с особенностями художественного стиля речи; формировать умения и навыки работы с текстом; развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности.

Тема 12.Как различают типы речи?

Обучение навыкам различения типов речи; совершенствование умений и навыков устной речи, развитие логического и образного мышления; воспитание эстетического вкуса при анализе художественного текста; воспитание творческого подхода в создании собственных текстов.

Тема 13. Повествование. Повествовать – значит рассказывать.

Познакомить учащихся с понятием тип речи, с типом речи – повествование;

развивать умение анализировать текст, определять его особенности, выделять основные части текста повествовательного типа; развивать умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно.

Тема 14.Описание. Как описать предмет?

Научить детей создавать текст художественного стиля и описательного типа речи. Показать, как следует править и редактировать текст. Формировать умения сравнивать, сопоставлять. Способствовать развитию художественного вкуса.

Тема 15.Описание. Как описать животное?

Прививать умение описывать животное; развивать речь, память, воображение;

воспитывать любовь к животным.

Тема 16.Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать.

Дать понятие о тексте - рассуждении; научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…). Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь. Привить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Тема 17.Наш помощник – толковый словарь.

Повторить и закрепить знания учащихся о справочной литературе. Совершенствовать навыки работы со словарями.

Воспитывать интерес к книге, к слову; развивать интерес к знаниям.

Тема 18.Для чего нужны синонимы и антонимы?

Систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,  научить определять роль синонимов, антонимов в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Тема 19.Почему мы так говорим?

Прививать любовь к русскому языку; формировать интерес к происхождению русского языка, русских слов, к чтению книг русских авторов; учить бережному отношению к книге.

Тема 20. Лексические средства связи предложений в тексте.

Знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;

воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства; формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения; развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом; развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Тема 21.Повторение.

Повторить и закрепить полученные знания.

Тема 22-35.Комплекный анализ текста.

Совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

                                                           

                                                           6 класс

Тема 1.Темы широкие и узкие.

Формировать умение определять тему широкую и узкую.

Тема 2. Простой и сложный план.

Познакомить учащихся с составлением простого и сложного плана.

Тема 3. Что такое эпиграф?

Познакомить учащихся с понятием «эпиграф», научить правильно  подбирать его и записывать.

Тема 4. Лексические средства связи предложений в тексте.
Знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;

воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства; формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения; развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом; развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Тема 5. Книжный стиль. Официально-деловой стиль.

Познакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой; научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой; выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.

Тема 6.Повествование. Рассказ.

Развитие понятий: типы речи, рассказ и его композиция. Отработка навыка редактирования текста, выявления композиционных частей рассказа.

Тема 7.Описание. Описание природы. Зима.

Совершенствовать навыки работы с художественными текстами; умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка, отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов; воспитывать любовь к родной природе; учить детей видеть прекрасное в окружающей природе.

Тема 8.Описание. Описание помещения.

Познакомить с особенностями текстов-описаний помещений. Развивать интерес к культурному наследию нашей страны. Расширять словарный запас обучающихся.

Развивать навык письменной речи.

Тема 9. Описание. Описание одежды, костюма.

Развитие связной речи учащихся. Совершенствовать и обогащать устную и письменную речь учащихся. Развивать мышление школьников путём подобранных заданий. Воспитывать умение работать в группах.

Тема 10. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Рассказ на основе картины.

Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста;

творческая работа учащихся; умение работать в коллективе; развитие наблюдательности.

Тема 11. Рассуждение. Рассуждение в разных стилях речи.

Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…). Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь; привить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Тема 12. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

Иметь представление о соотносительности  местоимения с другими самостоятельными частями речи; роль местоимения как средства связи предложений в тексте.

Тема 13.Повторение.

Обобщение и закрепление изученного материала.

Тема 14-34. Комплексный анализ текста.

Совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

                                                       

                                                             7 класс

Тема 1. Описание. Описание общего вида местности.

Отработать навыки построения описания общего вида местности. Развитие речи учащихся.

Тема 2. Описание. Описание действий (трудовых процессов).

Вспомнить понятие «сочинение»; вспомнить деление сочинений по жанрам;

дать определение «сочинение-описание действия»; дать алгоритм написания сочинения-описания  действия; проанализировать авторские тексты на заданную тематику; написать собственное сочинение-описание действия.

Тема 3. Описание. Описание действий (спорт).

Актуализировать знания о словах, называющих действия предметов.Формировать умение устанавливать связь между словами, называющими действия предметов и вопросами на которые они отвечают.

Тема 4. Повествование. Рассказ на основе услышанного.

Познакомить учащихся со средствами создания комического.

Формировать умение находить их в художественных текстах и использовать в собственной речевой практике. Развивать творческие способности учащихся по созданию рассказа (повествовательного текста).

Тема 5. Повествование. Сообщение.

Отработка навыка редактирования текста, выявления композиционных частей рассказа.

Тема 6. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге.

Рассмотреть сочетание разных типов речи в одном тексте. Развивать творческие способности учащихся по созданию отзыва о книге.
Тема 7. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Характеристика литературного героя.

Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; через восприятие текста воспитывать умение понимать (чувствовать) внутренний мир (душевное состояние) героя.

Тема 8. Книжный стиль. Публицистический стиль.

Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания. Обучать учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.

Тема 9. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте.Союз.

 Обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Тема 10. Повторение.

Обобщение и закрепление изученного материала.

Тема 11-31.Комплексный анализ текста.

Совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

                                                         

                                                             8 класс.

Тема 1. Уметь говорить и слушать.

Дать основные понятия норм произношения грамматических норм, норм употребления слов. Закрепить знания речевого поведения во время разговора с собеседником. Развивать речь, память, логическое мышление, умение ориентироваться в речевых ситуациях и делать правильные выводы из них.

Воспитывать уважительное отношение к  говорящему  «Умей говорить, умей и слушать».

Тема 2. Пишу всегда для кого-то.

Познакомить с основными правилами написания письма; развивать интерес к изучению истории письма; помочь учащимся понять важность и значение писем как способа общения людей; пополнить словарный запас учащихся.

Тема 3. Что значит талантливый читатель.

закрепить понятие о речи как об умении говорить, общаться и писать, читать;

расширить знания о письменной речи; развивать орфографическую зоркость;

работать над развитием устной речи учащихся; воспитывать культуру письменной речи.

Тема 4. Словесное рисование.

Умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;  умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;  умение устного словесного описания предмета.

Тема 5. Определение понятия.

 Закрепить умения определять стиль речи, доказывая свою точку зрения;  дать понятие о научном определении и научить строить его по модели (термин- родовое понятие - видовой признак), используя межпредметные связи русского языка, литературы, географии; формировать умение анализировать структуру научных понятий, выделять главное;  воспитание чувства уважения к родному языку.

Тема 6. Микротема. Микротекст.

Дать понятие о микротеме, микротексте, соотношении с понятиями “тема”, “текст”;

обучать навыкам анализа текста, изобразительно-выразительных средств языка;

развивать творческие способности посредством создания монологических высказываний, сочинений-миниатюр.

Тема 7. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое в тексте.

Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную, анализируя предложение с точки зрения смысловых и грамматических способов связи. Уметь определять “данное” и “новое” в тексте. Формирование навыка построения схем текста.

Тема 8. Средства связи предложений в тексте. Заглавие.

Создать условия для раскрытия учащимися идейно-композиционного значения заглавия в художественном произведении; развивать монологическую устную и письменную речь учащихся, умение вести диалог, навыки поисково-исследовательской деятельности, навыки анализа художественного произведения.

Тема 9. Средства связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях.
Систематизация знаний учащихся по теме урока на основе сопоставления языковых явлений; развитие умения определять тему текста, основную мысль, структуру текста, виды связи между предложениями и средства выразительности; создавать текст по заданной теме; воспитание бережного отношения к семье.

Тема 10. Средства связи предложений в тексте. Обращение как средство связи предложений в тексте.

Интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями; пользоваться в речи синонимичными вводными словами; употреблять их как средство связи предложений; развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать, зрительной и вербальной памяти.

Тема 11. Композиционные формы сочинений. Киносценарий.

Знакомство с разными типами сочинения, их композиционными формами; формирование навыков построения сочинения в форме киносценария.

Тема 12. Композиционные формы сочинений. Рассуждение на литературную тему.

Познакомить учащихся с особенностями построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера; формировать умение строить такое сочинение, составлять план к нему; совершенствовать умения подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.

Тема 13. Композиционные формы сочинений. Разновидность рассуждения – сравнение.

Уметь создавать текст - рассуждение на лингвистическую тему, текст-сравнение, сохранять композицию текста этого типа, подбирать языковые средства для сцепления его частей выражения сходства и различия сопоставляемых языковых явлений, строить высказывание типовой схемы (параллельного и последовательного сравнения), соблюдать на письме нормы русского языка.

Тема 14. Композиционные формы сочинений. Описание по воображению и памяти.

Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создавать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки.

Тема 15. Композиционные формы сочинений. Психологический портрет.

Раскрыть содержание основных признаков личности: темперамент, характер,  интеллект.

Тема 16. Композиционные формы сочинений. Рассказ.

Научить детей мыслить раскованно, творчески, понимать других людей; предоставить обучающимся психологические средства для личностного саморазвития.

Тема 17.Композиционные формы сочинений. Воспоминание о книге.

Формировать умение строить текст определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, учить определять основную мысль сочинения; воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятия произведений искусства; воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке; развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать чувства прекрасного.  

Тема 18-32. Комплексный анализ текста.

Совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

                                                         

                                                                 9 класс.

Тема 1. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу.

Изучить специфическую форму сочинения – рецензию; усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинений литературоведческого характера; развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему; совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, оценки и самооценки, коммуникативный навык.

Тема 2. Композиционные формы сочинений. Аннотация.

Показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.

Тема 3. Композиционные формы сочинений. Портретный очерк.

Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими.

Тема 4. Разговорный стиль.

 Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка;  повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся; развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе; стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

Тема 5. Научный и официально-деловой стили.

Закрепить знания о научном стиле речи; совершенствовать умение определить стиль на основе речевой ситуации; научить различать деловой и научный стили речи;

уметь находить в тексте делового стиля языковые средства; уметь создавать небольшие тексты делового стиля (объявления).

Тема 6. Публицистический и художественный стили.
Дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле. Уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию; способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;  формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Тема 7.Повторение.

Обобщение и закрепление изученного материала.

Тема 8-29.Комплексный анализ текста.

Совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

               

                       Методическое обеспечение образовательной программы

№        

Раздел  программы        

Формы занятий        

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса        

Дидактический материал        

Техническое оснащение занятий        

Формы подведения итогов

                                                                5 класс

1.

                               

Речь.

лекция

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор

коллективная рефлексия,  коллективный анализ работ

2.

Текст.

комбинированное занятие

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

раздаточный материал; мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

коллективный анализ работ

3.

Стили речи

комбинированное занятие

словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.); анализ текста

дидактические карточки; раздаточный материал; мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

коллективный анализ работ

4.

Типы речи

комбинированное занятие

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; наблюдение.

раздаточный материал; аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

компьютер, телевизор; мультимедийный проектор

презентация творческих работ

5.

Расширяйте свой словарь!

комбинированное занятие

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщениеспособы деятельности; устное изложение

мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Компьютер; мультимедийный проектор

презентация творческих работ

6.

Текст

комбинированное занятие

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; анализ текста

раздаточный материал; мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

презентация творческих работ.

7.

Повторение

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения)

устное изложение, беседа, анализ текста

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

коллективный анализ работ

8.

                                     Комплексный анализ текста

практическое занятие

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; анализ текста

раздаточный материал; мультимедийные материалы

Компьютер; мультимедийный проектор

презентация творческих работ

                                                              6 класс

1.

Текст

комбинированное занятие

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; анализ текста

раздаточный материал; мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

презентация творческих работ.

2.

Стили речи

комбинированное занятие

словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.); анализ текста, устное изложение, беседа, анализ текста

дидактические карточки; раздаточный материал; мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

коллективный анализ работ

3.

Типы речи

комбинированное занятие

наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение; коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

раздаточный материал; аудиозаписи, мультимедийные материалы

компьютер

самостоятельная работа

4.

Текст

комбинированное занятие

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; анализ текста

раздаточный материал; мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

презентация творческих работ.

5.

Повторение

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения)

устное изложение, беседа, анализ текста

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

коллективный анализ работ

6.

Комплексный анализ текста

практическое занятие

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; анализ текста

раздаточный материал; мультимедийные материалы

Компьютер; мультимедийный проектор

презентация творческих работ.

                                                               7 класс

1.

Типы речи

комбинированное занятие

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; наблюдение.

раздаточный материал; аудиозаписи, мультимедийные материалы

мультимедийный проектор

коллективный анализ работ

2.

Стили речи

комбинированное занятие

словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.); анализ текста, устное изложение, беседа, анализ текста

раздаточный материал; аудиозаписи, мультимедийные материалы

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

самостоятельная работа

3.

Текст

комбинированное занятие

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; анализ текста

мультимедийные материалы, компьютерные программные средства

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

коллективный анализ работ

4.

Повторение

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения); репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

устное изложение, беседа, анализ текста

Компьютер; мультимедийный проектор

презентация творческих работ.

5.

Комплексный анализ текста

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения); репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

раздаточный материал; мультимедийные материалы

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

презентация творческих работ.

                                                               8 класс

1.

Речь устная и письменная

комбинированное занятие

наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом образцу и др.); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

таблицы, схемы; раздаточный материал; видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

компьютер; мультимедийный проектор, диапроектор, и др.

коллективный анализ работ

2.

Текст

комбинированное занятие

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; анализ текста

мультимедийные материалы, компьютерные программные средства

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

коллективный анализ работ

3.

                                               Комплексный анализ текста

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения); репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

раздаточный материал; мультимедийные материалы

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

презентация творческих работ.

                                                                9 класс

1.

Текст

комбинированное занятие

наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.); частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

таблицы, схемы, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон,мультимедийный проектор

самостоятельная работа

2.

Стили речи. Обобщение изученного

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения); репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; устное изложение, беседа, анализ текста

раздаточный матер видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства

компьютер, телевизор, видеомагнитофон мультимедийный проектор

коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ

3.

Повторение

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения); частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми

устное изложение, беседа, анализ текста, показ видеоматериалов, упражнения

таблицы, схемы, раздаточный мат видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства

коллективный анализ работ

4.

Комплексный анализ текста

практическое занятие

практический (тренинг, упражнения); репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

раздаточный материал; мультимедийные материалы

дидактические карточки; аудиозаписи, мультимедийные материалы

презентация творческих работ.

                                               

Список литературы:

Литература для учителя:        

1.Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 7 классов средней школы / Научный редактор В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.

2.Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8 – 9 классов средней школы / Научный редактор В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.

3.Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.

4.Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

5.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

6.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

7.Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

8.Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

9.Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

10.Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.

Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 7 классов  средней школы / Научный редактор В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.

11. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8 – 9 классов средней школы / Научный редактор В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.

 Литература для учащихся:

1.Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992.

2.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

4.Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.

5.Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.

6.Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

7.Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

 8..Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5-9 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Словари:

1.Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.

2.Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

3.Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

4.Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»

В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...

Образовательная программа по русскому языку для учащихся 12 класса специальной( коррекционной) образовательной организации

Цели  и задачи  организации  12 классов  в специальных  ( коррекционных)  общеобразовательных  школах VIII   вида  обусловлены  интересами  ...

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»

Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...

Дополнительная образовательная программа «Физика без границ» для учащихся 11 классов

Дополнительная образовательная программа «Физика без границ» рассчитана на учащихся 11 классов, для которых знание современной физики является необходимым условием для получения профессии по техническ...

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» спортивного объединения учащихся 5-11 классов основного общего образования.

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» спортивного объединения учащихся 5-11 классов основного общего образования....

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...