Рабочая программа по литературе (9 класс, базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса, примерное распределение учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literatury_v_9_klasse.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы, истории Руководитель МО учитель истории ________ /Т.А. Кетова/ Протокол № 1 от «25 » 08. 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _______/ З.Ф.Садыкова/ от « 26 » 08. 2012г. | «Утверждаю» Директор школы _______/Н.А. Рябцова/
Приказ № 89, § 1 от « 29 » 08.2012г. |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 9 классе
Учитель: Сарабарова Валентина Николаевна,
высшая квалификационная категория
(ФИО, категория)
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района РТ
(наименования ОУ)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 29» 08.2012г.
2012- 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе (9 класс, базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г.
2 Программы образовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.) Под редакцией В.Я.Коровиной 10-е издание.- М.: «Просвещение»,2008.
3. Учебного плана МБОУ «Камскополянская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов».
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса, примерное распределение учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи:
- познакомить учащихся с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей,
- воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще,
- вызвать потребность в чтении художественных произведений,
- научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру.
Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания литературы— становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.
Место предмета в учебном плане:
Классы: 9
Количество часов:
Всего 105 час; в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков - 4
Уроков развития речи - 9, в т.ч. 4 классных, 5 домашних сочинений
Уроков внеклассного чтения - 4
Основное содержание
Введение -1ч. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы - 2ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века -10(8+1+1)ч. Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов -2ч. Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин -2ч. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев -2ч. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин -2ч. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА-54ч. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский -2ч. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов-6ч.(4+2 р.р.) Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин-14ч.(10+1р.р.+2 вн.чт.+1 контр. работа) Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов-12ч.(11+1контр.работа) Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь-7ч. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский-2ч. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский-2ч. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой-1ч. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов-2ч. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века-1ч.(вн.чт.) Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-1ч. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин-2ч. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков-2ч. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов-2ч. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын-2ч. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века-1ч. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок-1ч. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин-2ч. Слово о поэте. «Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский-1ч. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева-2ч. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий-1ч. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова-2ч Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак -1ч. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский-2ч. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков -2ч.(вн.чт.) А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гай Валерий Катулл-1ч. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери-1ч. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир-2ч.(1+1вн.чт.) Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете-2ч.(1+1вн.чт) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
УМК:
- 1. Литература 9 класс учебник- в 2-х частях. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., В.П.Журавлев. М.: Просвещение, 2011.
- Литература XIX века. 9 класс: .DVD – приложение Хрестоматия для общеобразовательных учреждений:/ Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., В.П.Журавлев. М.: Просвещение, 2011.
Учебно-методическое обеспечение:
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М.: Просвещение, 2004
- Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2009.
- Золотарёва И.В., Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс: В 2 ч. – М.: ВАКО, 2002.
- 3. Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 2002.
- 4. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 2001.
- Хрестоматия по литературе для средней школы: Учебное пособие для 10-11 кл./ Сост. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский. и др. – Астрахань, 1997.
- Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. Сост.: Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008.
Календарно-тематическое планирование учебного курса литературы в 9 классе
№ п /п | Наименование разделов и тем уроков | К-во час | Тип урока | Виды учебной деятельности; планируемые результаты | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения
| |
план | факт | |||||||
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Лекция с элементами беседы Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в. | Тестирование | 5-е задание, стр.8 | |||
Литература о Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение. Фрагменты. Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» | Ответы на вопросы, стр.34 | Читать «Слово о полку…», задание 4, стр34. Выучить наизусть один отрывок на выбор (Вступление или «Плач Ярославны») | |||
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Эвристическая беседа Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» | Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. | Выразит. чтение «Слова…» | |||
Герои и события в «Слове…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Эвристическая беседа Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» |
| ||||
Величие и бессмертие поэмы. Подготовка к сочинению | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа над планом сочинения | Написать сочинение | ||||
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; Знать: особенности классицизма как литературного направления | Ответ на вопрос 8, стр41 | 9-е задание, стр41 | |||
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическое чтение произведения. Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» | Фронтальный опрос класса | 1-4 вопросы, стр.49, выучить наизусть «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (отрывок на выбор) | |||
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Беседа Подбор цитат Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях | Ответить на вопросы: 1.Какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? 2. Какие задачи ставит перед поэзией? | Выучить наизусть отрывок «Науки юношей питают…». Составить план или конспект учебника | |||
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. Урок внеклассного чтения | Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) | 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 | Выразительно читать «Властителям и судиям» | |||
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Наблюдение над «высоким» слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности | 4-е задание, стр.67 | Выучить наизусть «Властителям и судиям» или «Памятник» | |||
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения Знать: жанр путешествия | Ответить на вопрос 8, стр74 | Подготовить сообщения; 6-е задание стр.74 | |||
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум Знать: замысел книги, понятие «подтекст» | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | Инд задан. Повторить характеристику литературы ХУ111 века | |||
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя. Знать: понятие сентиментализм и его особенности | Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина | Прочитать повесть « Бедная Лиза» и ответить на вопросы: Эраст – злодей или жертва своих страстей? | |||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Комментированное чтение Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы | Задания по группам: проанализировать: описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | Подготовить характе- ристику одного из героев. Сочинение-рассуждение «Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство?». | |||
Классное сочинение по повести «Бедная Лиза». «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века | Подбор цитат, составление плана | Завершить работу над сочинением в жанре письма, эссе, рецензии (по выбору). | |||
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений | Составить тезисы лекции по плану: 1.Основные исто- рические события определившие развитие русской и европейской литературы.2.Пос-ледние годы сентиментализма. 3.Просветительство в литературе начала века. 4.Каноны класс сицизма. 5.Связь русского романтизма с западно- европейским. 6.Становление реализма в нач. Х1Хв. 7.Поэзия, проза и драматургия Х1Хв. 8.Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1-е задание, стр112, знать содержание лекции | |||
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Практикум. Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия | Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос | Подготовить хронолог.таблицу о творч.В. Жуковского, 2) одно из стихотвор. или баллад для выразит. чтения; 3)подготовить художественный пересказ баллады «Светлана» | |||
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Практикум. Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | Стр.147-151 прочитать. Ответить на вопрос «В чем проявилось новаторство Жуковского в балладе «Светлана»? (п.) | |||
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, видеофильм Знать: жизненный путь и творчество писателя. | Составление тезисов по плану. | Составить хронологи- ческую таблицу био- графии и творчества писателя; сообщение об истории создания комедии «Горе от ума»; прочитать 1,2 действия и ответить на вопрос: где начинается завязка действия? | |||
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен Знать: сюжет и композицию пьесы | Расставить основ ные события пьесы в хронологическом порядке. Выписать выражения, ставшие крылатыми | Подготовить план рассказа о жанре, сюжете пьесы. Выписать цитаты о Москве из монологов Чацкого и Фамусова. Характеристика гостям Фамусова (1-2 на выбор) | |||
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа с текстом: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества), определение позиции автора. Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии | Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | Выучить монолог Чацкого или Фамусова. Закончить заполнение таблицы. Сообщение «Фамусовское общество». Развернутый ответ о Чацком по группам. | |||
Фамусовское общество | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Выписать афоризмы | |||||
Чацкий в системе образов комедии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. Знать: роль личности автора | Ответить на вопрос: «Чацкий –реалистический или романтический персонаж?» Составить цитатный план-характеристику | Подготовить устную характеристику Чацкого (6-е задание, стр164) Перечитать 4 д. Проанализировать эпизод «сумасшествия» Чацкого | |||
Общечеловеческое звучание образов персонажей в комедии «Горе от ума» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. Знать: роль личности автора | Ответить на вопрос: «Чацкий –реалистический или романтический персонаж?» Составить цитатный план-характеристику | Стр.158-164 | |||
Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии Знать: черты классицизма и реализма в комедии | Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» | Прочитать ст. И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать | |||
И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным | Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова: 1. Что говорит Гончаров о Чацком? 2.По каким принципам живет фамусовское общество, по мнению Гончарова? 3.По поводу чего спорит Гончаров в статье? | Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова: 1.Письмо П.А.Чацкому. 2.Письмо Фамусову 3.Письмо Софье | |||
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» и «Осень во время осады Очакова» | Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К морю», «Анчар», «Пророк». | |||
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение Знать: смыслообразующие изобразительно-выразительные средства | Составить лекси- ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | Прочитать по учебнику с 175- 184. | |||
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви | Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений | Выучить одно из любовных стихотворений. | |||
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе | Проанализировать лексику стихотворения «Пророк». Сопо- ставить стихотво- рение «Я памят- ник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» | Выучить одно из стихотворений о поэте и поэзии. | |||
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности | Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы | Составить план сообщения «Проблемы и герои поэмы «Цыганы». Читать роман «Евгений Онегин». | |||
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа | Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 | Составить план о замысле, истории создания и особен- ностях композиции романа. Групповые задания: подготвить сообщения об Онегине (1гр.), о Ленском (2гр.), о Татьяне Лариной (3гр.), об Ольге (4гр.) | |||
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступление, конфликт | Составить карту-схему «Путешест вия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора | Прочитать 3-4 главы. Письменно ответить на один из вопросов: 1.Почему Пушкин в деталях описывает день Онегина? 2.Онегин и Ленский: двойники или антиподы? | |||
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) | Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков | Письменно проанализировать один из эпизодов, обсужденных на уроке. Составить план сообщения «Эволюция образа Татьяны в романе». | |||
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов Знать: сюжет романа | Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским | Выучить наизусть одно из писем | |||
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Работа с текстом. Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни | Ответы на вопросы | Составить план ответа на тему «Образ автора в романе «Евгений Онегин» | |||
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Обсуждение проблемных вопросов Знать: реализм романа; художественные особенности романа | Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | Подобрать примеры, иллюстрирующие положений лекции учителя о реализме романа | |||
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» Знать: язык и стиль романа в оценке критиков | Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях | Написать сочинение на одну из тем. | |||
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | Урок внекласс- ного чтения | Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты | Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы: Кто «центральное лицо» трагедии? Как вы поняли пушкинского Сальери? | Подготовить выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова. | |||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений | Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений | Составить развернутый план рассказа о жизни М.Ю.Лермонтова. Выучить одно из стихотворений на тему вольности и одиночества. | |||
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. « Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии | Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова | Составить тезисный план на тему «Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. Индив. Сообщения «Адресаты любовной лирики: Сушкова, Иванова, Лопухина» | |||
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка | Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» | Выучить наизусть одно из стихотворений Анализ стихотворения «Монолог» | |||
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Анализ стихотворений. Знать: основной пафос стихов Лермонтова | Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» | Читать «Герой нашего времени». Сообщение «История создания романа» | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ предисловия Знать: особенности композиции романа | Тесты на знание содержания романа | Прочитать главы «Бэла» и «Максим Максимыч» | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ эпизодов Знать: концепция личности | Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. | Подготовить сообщение «Печорин глазами Максима Максимыча» | |||
46-47 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» Знать: психологический портрет героя | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Вопрос 7, стр.317 Письменная работа «Образ Грушницкого» по предложенному плану. | ||
48 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ эпизодов Составление плана Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике | Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | Сообщение на одну из тем: 1.Печорин в системе мужских образов романа. 2.Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. | ||
49 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения Знать: композиционная функция женских образов | Проанализировать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | Групповая характеристика женских образов | ||
50 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями
| Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, В.И.Коровина об образе Печорина | Задания по группам. 1.Выбрать из стихотворений «Дума», «Монолог», «И скучно, и грустно» строфы и строки, сходные с рассуждениями Печорина. 2.Чем похож Печорин на героев «Думы» и чем отличается от них? 3.Подготовиться к контрольной работе по произведениям М.Ю.Лермонтова | ||
51 | Классное сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | Написать сочинение по роману «Герой нашего времени». читать поэму «Мертвые души» | |||
52-53 | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы | Викторина по произведениям Гоголя: | Прочитать главы 1-6. Подготовиться к анализу образов помещиков и эпизодов купли-продажи мертвых душ по плану. | ||
54 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Перечитать гл.6-9, подготовиться к анализу эпизодов. Составить викторину по главе 6. | ||
55 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. | На основе гл. Х1 составить рассказ об истории жизни Чичикова | ||
56-57 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) | Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое | Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | Подготовиться по теме «Поэтика «Мертвых душ» по плану. Подобрать цитатный материал по темам сочинения. | ||
58 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) Знать: единство комического и лирического начал | Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | Написать сочинение по поэме «Мертвые души» «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина». | ||
59 | А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» | Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрываю -щих идею произведения) | Подготовить пересказ по действиям | ||
60 | Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный) | Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт | Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | Закончить самостоятельную работу. Читать статьи по учебнику о Ф.Достоевском Прочитать «Белые ночи» | ||
61-62 | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» Черты его внутреннего мира. | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести Знать: традиции изображения «маленького» человека | Беседа по поставленным вопросам | Сообщение об истории Настеньки; о взглядах и образе жизни мечтателя; о третьей ночи; о мечтаниях четвертой ночи и завершении истории (по группам) | ||
63 | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. Знать: проблемы повести; психологизм повести | Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) | Прочитать гл.1-1Х повести Л.Н.Толстого «Юность». Сообщение об учебе Л.Н.Толстого в Казанском университете | ||
64-65 | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии.
Обзор содержания. Особенности поэтики, психологизм повести. | 2 | Урок внеклассного чтения | Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. Знать: осознание героем собственной нравственной позиции | Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание | План сообщения о Л.Н.Толстом | ||
66 | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа | Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | Читать рассказ «Тоска», ответить на вопрос 5, стр.39 | ||
67-68 | А.П.Чехов: страницы жизни и творчества. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ рассказа. Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ | Ответить на вопросы | Письменный ответ на вопрос 7, стр. 39 | ||
69 | Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | 1 | Урок внеклассного чтения | Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особенностей стихотворений Н.Некрасова. Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов» Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества | Выразительное чтение стихотворений | Подготовиться к уроку, посвященному русскому романсу | ||
70 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ рассказа. Знать: биография писателя, текст произведения | Ответы на вопросы викторины | Подготовить устную характеристику героев | ||
71 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Анализ рассказа, характеристика героев Знать: композиция рассказа | Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | прочитать повесть М.Булгакова «Собачье сердце» | ||
72 | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально - философская сатира на современное общество. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика | Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей | Прочитать повесть. Ответить на вопрос: почему повесть читается с интересом сегодня? | ||
73 | Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести Знать: проблематика повести | Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | Составить тесты по содержанию повести. Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека» | ||
74 | М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение рассказа Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) | Ответы на вопросы по теме | Дочитать рассказ. Чтение статьи учебника, ответить на 1-7 вопросы | ||
75 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя | Роль пейзажей и портретных зарисовок | Написать сочинение | ||
76 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. Знать: жизненный путь и основные произведения писателя | Составить план рассказа о жизни Матрены. | |||
77 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» | Раскрыть нравственный смысл рассказа-притчи | Закончить заполнение таблицы цитатами. | ||
78 | Русская поэзия «серебряного века». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Урок- концерт | Составление тезисов лекции | Составить конспект статьи «Литература ХХ века» | ||
79 | А.А. Блок. Страницы жизни. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта | Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | Выучить одно стихотворение, ответить на вопрос 6, стр75 | ||
80 | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль | Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов | Анализ стихотворений | ||
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ стихотворения Знать: сквозные образы в лирике поэта | Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | Выучить наизусть стихотворение Подготовиться к уроку-зачету по русской лирике | ||
82 | В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии | Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | Читать о поэте, стр.97-107. Развернутый ответ «В чем проявилось новаторство В.Маяковского?», выучить отрывок «Люблю» | ||
83 | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение и анализ стихотворений Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта | Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | Конспектировать ст. учебника,стр.119-124 Выучить одно стихотворение (на выбор) | ||
84 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии Знать: особенности поэзии Цветаевой | 7-е задание, стр129 | Рассказ о М.Цветаевой, сопроводив его чтением ее стихотворений | ||
85 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого | Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте | Выучить наизусть одно из стихотворений | ||
86 | А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы | Отметить характерные черты ранней лирики | Выучить наизусть одно из прочитанных стихотворений | ||
87 | А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений Знать: судьбу поэта и стихи | 4-е задание учебника, стр146 | Выучить одно стихотворение. Прочитать из учебника отзывы об А.Ахматовой (стр.145-146) | ||
88 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) Знать: философская глубина лирики поэта | Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» | Завершить заполнение таблицы. Выучить наизусть одно стихотворение | ||
89 | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) Знать: основные мотивы творчества | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры | Выучить наизусть «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом…» (отрывок) | ||
90-91 | Урок внеклассного чтения. Творчество М. Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта | 2 | Урок внеклассного чтения | Чтение и анализ заявленных стихотворений Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии М. Джалиля | Составление хронологической таблицы по сообщению учителя | Устный рассказ по хронологической таблице. Выразительное чтение стихотворений (по выбору) | ||
92-93 | «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов Знать: отличительные признаки жанра романс | Проанализировать одного из прослушанных на уроке романсов | |||
94-95 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 2 | Урок контроля | Конкурс на лучшее чтение стихотворений или сочинение по одному из стихотворений ( | Готовиться к уроку-зачету за курс 9 класса | |||
96-97 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. «К Мельпомене». | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений. Знать: тематика и особенности произведений; Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе | Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается | Задание 3, стр.314,ч.2 | ||
98 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы Знать: множественность смыслов поэмы | Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы | Сравнить структуру и содержание «Мертвых душ» Н.Гоголя и композицию «Божественной комедии» Данте | ||
99 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения | Фронтальный опрос | Рассказ об Офелии и Гамлета. Выразительное чтение монолога Гамлета | ||
100 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам Знать: трагедия как драматический жанр | Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | Читать трагедию «Фауст» Гете. | |||
101 | И..В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.). Противостояние добра и зла.. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения | Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля | Подготовить выразительное чтение сцен: « Комната Гретхен», «Сад Маргариты», « У колодца», «Тюрьма» | ||
102 -103 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Выразительное чтение отрывков Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература | Раскрыть итоговый смысл трагедии | |||
104-105 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов
Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основн...
Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе примерной учебной программы среднего (полного) ...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень.
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...
Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе создана на основе авторской программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной....
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов...