Обучение аргументации при подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Самое трудное на экзамене по русскому языку – это работа над частью С. Часть С проверяет в первую очередь сформированность коммуникативных навыков абитуриентов. Грамотная аргументация суждения – показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Одна из задач, стоящих перед учителем, - научить учащихся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части С. Для решения этой педагогической задачи предлагаю несколько этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение аргументации при подготовке к ЕГЭ | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение учащихся навыкам аргументации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Горбунова А.В., учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №1
с.п. «Село Пивань» Комсомольского района
Самое трудное на экзамене по русскому языку – это работа над частью С. Часть С проверяет в первую очередь сформированность коммуникативных навыков абитуриентов. Грамотная аргументация суждения – показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Одна из задач, стоящих перед учителем, - научить учащихся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части С. Для решения этой педагогической задачи предлагаю несколько этапов.
1 этап. Знакомство с критериями оценивания.
К4 | ||
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | Баллы | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. | 0 |
2 этап. Анализ типичных ошибок
Трудности, связанные с аргументацией собственного мнения по проблеме (критерий К4), обусловлены следующими причинами:
- Ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.
- Недостаточный объём культурно-исторического опыта.
- Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения.
Типичные ошибки аргументации:
• ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;
• приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;
• в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
• в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;
• отсутствуют переходы между аргументами;
• отсутствует вывод.
3 этап. Знакомство с понятиями «аргумент», «аргументация», «виды аргументов».
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
Виды аргументов
Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
• научные аксиомы;
• положения законов и официальных документов;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
4 этап. Отработка навыков аргументации.
Работа по обучению школьников аргументации должна быть систематической. Предлагаю некоторые виды работы по отработке навыка аргументации.
- Подберите примеры из читательского опыта к предложенным тезисам (данное задание целесообразно давать на дом, чтобы ученики располагали временем для поиска аргументов):
- «Доброта всегда одержит верх над красотой» (Г.Гейне)
- «Без памяти нет совести» (Д.С. Лихачев)
- «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (Гёте)
- “Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран”. (Блез Паскаль)
- “Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством”. (Белинский В.Г.)
- “Смехом исправляют нравы”. (Оноре де Бальзак)
- “Величие искусства яснее всего проявляется в музыке”. (Гёте И.)
- “Нравственность – это разум сердца”. (Гейне)
- “ Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?”. (Конфуций)
- “Ближе всего к великому стоит честность”. (Гюго В.)
Такой вид работы поможет учащимся не только пополнить аргументационную базу, но и воспользоваться данными цитатами на ЕГЭ как аргументами.
Цитата | Проблема | Литературный материал |
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». (А.П. Чехов) | Милосердие и сострадание | А.Яшин «Спешите делать добрые дела». В.Распутин «Последний срок» К. Паустовский «Телеграмма». Запоздалое раскаяние главной героини Насти; осознание своих ошибок и боль, смешанная со стыдом, от невозможности их исправить. М.Шолохов «Судьба человека». Несмотря на все трудности, пережитые главным героем, Андрей Соколов оказывается способным сопереживать чужому горю и заменяет Ване погибшего отца. |
«Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Паустовский) «Потомство моё прошу брать мой пример: до издыхания быть верным Отечеству» (А.Суворов) «Всякая благородная личность глубоко сознает своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством» (В.Белинский) | Человек и родина Связь человека со своим народом | Л.Толстой «Война и мир». В войне 1812 года Наполеону противостояли не отдельные войска и подразделения, а весь русский народ. Старый князь Болконский до последних дней переживает за судьбы России, ведет записи, просит сына передать их государю после его смерти, надеясь таким образом принести пользу Отечеству. М.Лермонтов «Бородино». Только готовность каждого из солдат отдать свою жизнь за Родину позволяет одержать победу над французским войском. Н.Лесков «Левша». Талантливый мастер умирает никому не нужным в больнице, но даже в этот момент Левша думает не о себе, а о том, как помочь своему народу, своей армии, своей родине. |
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» (В.Каверин) «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бояться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость» (Л.Толстой) «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М.Зощенко) | Верность призванию Смысл жизни | М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Мастер не достоин света именно потому, что он сдался, не смог отстоять свой роман и, наверное, не выполнил своего предназначения в жизни. А.Чехов «Ионыч». Духовная деградация превращает молодого, энергичного врача, Дмитрия Ионыча Старцева, в обычного мещанина, которого все называют Ионычем. Он потерял все жизненные устремления, ни к чему не стремится, жизнь не приносит ему радости. |
«Без памяти нет совести» (Д.Лихачев) | Историческая память | А.Ахматова «Реквием». Вся поэма – это призыв не забывать происшедшее, это памятник всем женам и матерям, которым пришлось пережить тяжелые годы репрессий. |
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (Гете) | Честь и достоинство Нравственные качества человека | А.Пушкин «Капитанская дочка». Даже в минуту смертельной опасности Петр Гринёв остается верным своему слову, присяге, которую он дал. Такое поведение вызывает уважение Пугачева. |
«Доброта всегда одержит верх над красотой» (Г.Гейне) | Истинная красота человека Истинные и ложные ценности | Л.Толстой «Война и мир». Холодная красота равнодушной ко всему Элен противопоставлена душевной чуткости некрасивой Марьи Болконской, которая преображается в минуты переживаний. |
- Анализ текстов, подобранных учителем, в которых учащиеся находят примеры иллюстраций суждений у самих авторов.
- Не стоит забывать и об одной из форм реализации деятельностного подхода к обучению – учебной дискуссии. Несмотря на то, что такой вид деятельности носит устный характер, он может быть полезен в подготовке учащихся к написанию части С по критерию К4, так как подразумевает поиск и подбор материалов (аргументов) по поставленной проблеме, а также повышает интенсивность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Дискуссия – это своеобразный обмен знаниями. В ходе дискуссии обучающиеся приобретают навыки логики аргументации и изложения личной позиции по поставленной проблеме.
- «Копилка аргументов по прочитанным произведениям». Её можно составить в виде таблицы, в которой будут указаны основные проблемы, позиция автора и литературный материал.
При этом данный прием может использоваться параллельно с предыдущим. А может использоваться как самостоятельный прием после того, как обучающиеся осознают позицию автора по основным проблемам, поднимаемым авторами текстов, предлагаемых для анализа, а также накопят необходимый фактический материал.
Например, обучающимся предлагается следующая проблема - проблема нравственного выбора человека. Тезисы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие – корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения…
2. У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек — хозяин своей судьбы.
Пример введения аргументов в текст сочинения: “Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. В этом смысле … дает богатую пищу для ума и души современного человека”.
Проблематика может быть:
- социально-политической;
- культурно-бытовой;
- нравственно-этической;
- национально-исторической;
- эстетической и др.
Проблемы:
- философские (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления), например:
- проблема истинных и ложных ценностей;
- проблема поиска смысла жизни;
- социальные (касаются устройства и жизни общества), например:
- проблема несправедливости социального устройства общества;
- проблема воспитания;
- проблема значимости труда в жизни человека;
- политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп), например:
- влияние личности на ход истории;
- бездушное отношение к человеку в тоталитарном государстве;
- экологические (отражение взаимодействия человека и окружающей среды), например:
- влияние природы на человека;
- бездумное влияние человека на мир природы;
- нравственные (связаны с внутренними духовными качествами человека, с определенными правилами поведения), например:
- проблема чести и достоинства человека;
- проблема милосердия и сострадания;
- проблема доброты и всепрощения;
- проблема любви - ненависти, дружбы – предательства.
Копилка аргументов
Проблема | Литературный материал |
Проблема поиска смысла жизни | 1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться. 2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. 3. И А. Гончаров «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек, Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление быть вполне хорошим, приносить добро людям. |
Проблема значимости труда в жизни человека | М. М. Пришвин «Кладовая солнца» . Митраша и Настя, маленькие дети, в годы Великой Отечественной войны оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям, и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. |
Проблема бездушного отношения к человеку в тоталитарном государстве | 1. А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг». 2. А.А. Ахматова Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлениям (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме. |
Проблема жестокого отношения к животным | 1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Равнодушное отношение всех к страданиям животного, сочувствие даже одного человека даёт силы жить дальше, дарит надежду. 2. Л.Андреев «Кусака». Безнадежность и отчаяние, звучащие в последнем вое Кусаки, показывают нам, что собака больше никогда не поверит людям. 3. С. Есенин «Песнь о собаке». |
Проблема доброты и всепрощения | М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. |
- Самостоятельный анализ сочинений. Данный вид работы может быть как индивидуальным, так и групповым. Учащиеся получают сочинения (это могут быть их собственные работы) и выступают в качестве экспертов. Необходимый этап – обсуждение результатов проверки.
5 этап. Оформление работы.
Необходимо обратить внимание учащихся на правильность оформления работы. Каждое доказательство выделяется в отдельный абзац. Можно использовать вводные слова (во-первых, во-вторых, следовательно), это придаст работе логичность и смысловую цельность. Не стоит дублировать тезис автора при выражении собственной позиции, желательно выразить её своими словами.
Итак, для успешного решения данной проблемы необходимо: формировать у учащихся систему ценностных ориентиров и представление об основах мировой и национальной культуры; на уроках развития речи систематически отрабатывать навыки привлечения литературного материала для подбора аргументов; развивать творческий подход к подбору аргументов.
Литература :
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Изд. «Экзамен», 2013
- Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2012
- Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8 www.1september.ru
- Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2013
- Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневое обучение. Уроки лыжной подготовки 1-2 класс
Разработки серии уроков по лыжной подготовке в малокомплектном классе 1-2 класс....
Обучение учащихся навыкам аргументации при подготовке к ЕГЭ
В статье приведены этапы подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С). Особое внимание уделяется проблематике и аргументам....
педсовет"Современные технологии обучения в рамках подготовки ФГОС второго поколения"
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать так...
Обучение аргументации собственной позиции в сочинении по русскому языку
Научить школьников работать над сочинением - рассуждением части С, подобрать аргументы для обоснования своего мнения, оформить эти аргументы, "достучаться" до каждого ученика - эти задачи поможе...
Конкурсное испытание "Методический семинар" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА".
Конкурсное испытание "Методический семинар" . Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготов...
Пояснительная записка к методическому семинару "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА"
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востре...